ПАСХА В ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ

 

Святые Страстотерпцы Related image

Анна Танеева, фрейлина Государыни. СПБ, 2012 г.

Пасху в дореволюционной России, как и в Царской Семье, отмечали очень торжественно. Перед войной Пасхальное Богослужение проводилось в С-Петербурге, в Зимнем дворце. После пышной Службы и христосования был официальный прием. Если Императорская Семья находилась в Царском Селе или в Крыму, Богослужение там совершалось в дворцовых церквах. Для Царской Семьи, Священства и гослей готовилась Пасхальная трапеза: куличи, пасха, пасхальные торты и конечно крашеные яйца.


В России на Пасху свято соблюдалась традиция после Богослужения приветствовать участников Торжества поцелуем. Так и Государь в день Христова Воскресения, где бы Он его ни праздновал, в Царском Селе или в Крыму, всегда целовал Своих солдат. Помню, как мы в Крыму стояли за большой стеклянной дверью и смотрели на эту церемонию, происходящую во дворе великолепного Ливадийского дворца. На Пасху в Крыму было дивно. Цвели всевозможные фруктовые деревья и дурманящие чудесные запахи наполняли воздух. Пасхальные Богослужения проводились в красивейшее время года.


На Страстный Четверг, особо почитаемый Церковью день, Царская Семья ходила причащаться Святых Христовых Таин. Войдя в церковь, члены Царской Семьи становились перед алтарем, делали поклоны и прикладывались к иконам. В белом платье, с вуалью, Государыня была очаровательной, хотя и была тогда слегка худой и выглядела болезненной. На нашем последнем Богослужении сердце Государыни было настолько слабо, что ей было тяжело как поклониться, так и встать с колен. Трогательно и нежно маленький Алексей помогал и поддерживал свою маму.

 

Related image

Крым, Ливадия.

Государь был небольшой ростом, и Ему надо было тянуться на цыпочках, целуя высоких солдат, которые деликатно наклонялись в его сторону. Некоторые из них давали Государю красное пасхальное яйцо, получая взамен фарфоровое, украшенное инициалами Государя. Государыня, в свою очередь, посещала школы. Школьницы, молодые девочки, получали пасхальный поцелуй Государыни. Она также раздавала, как и Государь, украшенные Ее инициалами фарфоровые яйца. Пасхальным поцелуем приветствовались также и во дворце, этим Государь и Государыня показывали, что любят своих подданных.


Я удостоилась первого пасхального поцелуя от Государя, когда играла с детьми в детской. Государь вошел туда совсем неожиданно, вначале поцеловал меня, а затем своих детей. Пожалуй, трудно понять, какая была великая честь получить царский поцелуй, если не знать, как искренне мы боготворили Государя. Я была в восторге, и чуть было не потеряла сознание....


Не знаю, как описать этот светлый Праздник в тюрьме. Я чувствовала себя забытой Богом и людьми. В Светлую ночь проснулась от звона колоколов и села на постели, обливаясь слезами. Священник просил позволения у правительства обойти заключенных с Крестом, но ему отказали.В Великую Пятницу нас всех исповедовали и причащали Святых Тайн; водили по очереди в одну из камер, у входа стоял солдат. Священник плакал со мною на исповеди. Никогда не забуду отца Иоанна Руднева; он ушел в лучший мир. Он так глубоко принял к сердцу непомерную нашу скорбь, что заболел после этих исповедей.


Была Пасха, и я в своей убогой обстановке пела пасхальные песни, сидя на койке. Солдаты думали, что я сошла с ума и, войдя, под угрозой побить, потребовали, чтобы я замолчала. Положив голову на грязную подушку, я заплакала. Но вдруг почувствовала под подушкой что-то крепкое и, сунув руку, ощупала яйцо. Я не смела верить своей радости. В самом деле, под грязной подушкой, набитой соломой, лежало Красное яичко, положенное доброй рукой моего единственного друга, нашей надзирательницы... я прижала его к сердцу, целовала его и благодарила Бога.

 

ДНЕВНИКИ ЦАРЯ НИКОЛАЯ II АЛЕКСАНДРОВИЧА

Дневники Николая II позволяют восстановить эпизоды Пасхальных празднеств при Дворе последнего Русского Императора. В записях 1894 г. мы видим Великого Князя Николая Александровича в одну из самых счастливых его пасхальных недель, когда Наследник Российского Престола с блестящей свитой приезжает в Кобург просить руки Алисы Гессенской: Накануне Пасхи в Великую Субботу отправились вчетвером тетя Элла (Великая Княгиня Елизавета Федоровна), Аликс (Алиса Гессенская), Сандро (великий князь Александр Михайлович) и я покупать всякие пустяки для прятания в яйца. Хотя дождь не переставал лить, очень веселились и смеялись... В 5 часов приехал фельдъегерь с дорогими письмами из дому, с орденом и с чудесными подарками для Аликс от Папа и Мама и пасхальными яичками. Много радости они доставили нам обоим.

.
В первые годы царствования молодой Государь с Супругою по установленному церемониалу в Пасхальную полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного Богослужения. Он часто лично участвовал в выносе Плащаницы. На заре, по окончании литургии, Царское Семейство собиралось для пасхальной трапезы с куличами, пасхами и крашеными яйцами в великолепной Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям Императора. Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась... В 11.30 часов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца.


В последующие дни продолжались поздравления, христосования, раздача даров родственникам, придворным чинам, свите, служащим дворца, число которых достигало тысячи человек. Прошли годы. В 1913 г., когда отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, Царская Чета и их пятеро Детей праздновали Пасху в Александровском дворце Царского Села. Царь, присутствовавший на ночном Богослужении со своими детьми, вспоминал: Крестный ход при чудном восходе солнца, мне очень напоминает Москву, Успенский собор и ту же службу. Дети красили яйца с офицерами яхты. Одарили друг друга после обеда... Алексей был в церкви в первый раз и по окончанию Заутрени с Анастасией (младшая Дочь) вернулся домой. Служба была торжественная и замечательно красивая в нашем прелестном храме.

Пасха в годы войны. Пасхальные награды воинам.

http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344307_image001.jpg

Государь Император поздравляет с праздником Светлой

Пасхи чинов Л.-Гв.Преображенского полка. 1900-е годы

 
В годы войны Император празднует Пасху в разлуке с Семьей в военной ставке в Могилеве. Посещает Пасхальные Богослужения с чинами штаба. Запись в Страстную Субботу: Получил пасхальные яички от дорогой Аликс и детей....Около полковой церкви в березовой роще я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве всего 860 человек. Пасхальное яйцо, этот символический дар, окрашенный в цвет крови Спасителя, было уже не опосредованным символом, а обретало особое значение на фронтах, где лилась кровь солдат. И в светлый праздник Воскресения оно рождало надежду на спасение и искупление грехов личным подвигом мужества и самопожертвования. Пасхи военных лет Царская Семья проводит на фронтах и в госпиталях, христосуясь с солдатами и раздавая им подарки.


Строгие пасхальные яйца военных лет отличаются простотой и лаконизмом отделки. Если в предшествующие годы изготавливалось 4000 - 5000 фарфоровых яиц, то к Пасхе 1915 г. был представлен 10131 экземпляр. Большинство их было украшено вензелями Императрицы Александры Феодоровны и Наследника Алексея Николаевича. В годы Первой мировой войны появились также яйца с вензелями Царских Дочерей и Сестры Императрицы, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Все они занимались благотворительной деятельностью, ухаживали за ранеными и, конечно, одаривали их на Пасху. В это время в ведомостях фарфорового завода появляется новый адрес: доставка в лазарет.


В годы войны начали делать специальные белые яйца с красным Крестом и датой под ним, для поднесения раненым. В 1916 г. было сделано 2000 таких яиц. В этом же году Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна заказала серию пасхальных яиц, украшенных Красным Крестом и более богатым декором. Она поднесла свой пасхальный дар 1 000 раненых солдат. Солдатам на фронтах в день Пасхи вручались красные яйца с печатным изображением Георгиевского Креста четвертой степени, называемого солдатским, так как им награждались низшие чины: солдаты, матросы, унтер-офицеры. Они изготавливались на заводах М. С. Кузнецова. Была выпущена также пасхальная открытка с изображением Императора Николая II в полевой форме, вручающего солдату красное пасхальное яйцо.

http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344364_image002.jpg
Фарфоровое яйцо с инициалами Императрицы Александры Федоровны.

Пасха времен войны


http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344321_image004.jpg
Подарок Императора Императрице Марии Феодоровне

на Пасху 1915 года. Сделано в С-Петербурге

 

http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344320_image005.jpg


Пасха 1917-го г. Узники Керенского и революционеров.

 

Императорская Семья встретила Праздник в заточении в Александровском дворце Царского Села, где, по приказу Керенского, общение членов семьи было ограничено встречами за столом, значительно сократилось число приближенных, которые присутствовали на Богослужении и разделяли пасхальную трапезу Царской семьи. В Светлое Воскресенье Александра Феодоровна давала им фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек.Жизнь Царственных узников в родном дворце назвать спокойной нельзя было.

 

Солдаты охраны, хоть и не все, зачастую вели себя крайне неуважительно, а иногда и просто грубо и скверно, вплоть до непристойностей. Керенский приехал на двенадцатый день по возвращении арестованного в Могилеве Царя и насильно разлучил Государыню с верными подругами Танеевой и Ден. Затем, спустя пять дней, приехал снова и заявил, что принужден разлучить Государя с Государыней: они видеться будут лишь за столом и при условии, что разговаривать будут только по-русски и не касаясь прошлого. Это было в Страстной Понедельник.


На Страстной Четверг революционные активисты города Царское Село устроили похороны жертв революции, в подражание Петрограду, где такое же (массовое, вошедшее в историю) мероприятие прошло за неделю до того. Жертвы революции вовсе не являлись защитниками свободы, это было несколько погибших во время февральских беспорядков в Царском Селе, в частности, при разгроме винных лавок. Хоронили их, с очевидными издевкой и вызовом, прямо напротив круглого зала Александровского дворца, с речами и бесконечными маршем Шопена и Марсельезой. Вдруг налетевший шквал непогоды, в ответ на молитвы узников, как им верилось, разогнал нечестивое сборище.


Зная о том, что похороны будут устроены возле дворца в Великий Четверг, Семья решила исповедоваться в Великую Пятницу, с тем, чтоб причаститься в Субботу. Исповедовал и совершал Богослужения протоиерей Афанасий Беляев, бывший в то время настоятелем Федоровского собора в Царском Селе. Ни собор, ни дорогую Августейшим Сестрам милосердия Знаменскую церковь Царской Семье посещать не разрешалось.


http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344349_image007.jpg http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344315_image006.jpg
Протоиерей Афанасий Беляев.

Домовая церковь Александровского дворца


Богослужения совершались в домовой церкви Александровского дворца, оборудованной в одном из залов, где просто был поставлен походный иконостас 1812 года (он и сейчас хранится в Эрмитаже). Приглашенный на Великие дни во дворец, священник и сам оказался в заточении и (после Пасхи) принужден был настойчиво напоминать о себе, чтобы вернуться к своим основным обязанностям. Дневники отца Афанасия, относящиеся ко времени его пребывания в Александровском дворце, опубликованы в журнале Исторический архив (1993, №1). Подробные выдержки из этого документа приведены и в первом томе двухтомного издания Дневников Николая II и Императрицы Александры Федоровны 19171918 (М., Вагриус, 2008 г.).


В 2 часа, пишет отец Афанасий о Великой Пятнице, началась Вечерня и Вынос Плащаницы на средину храма. Место для Плащаницы убрали коврами, принесли целые кусты белой и красной сирени, множество роз и сделали чудную изящную картину из живых цветов. Их Величества, две Княжны Татьяна и Анастасия и свита явились в глубоком трауре, все в черных платьях. Вечерня прошла чинно и довольно торжественно.

 

Отец Афанасий сказал слово на Вынос Плащаницы, в котором особое внимание уделил состоянию Богооставленности Спасителя на Кресте: Ужасное состояниеЧувствовать, видеть Себя в невыносимую минуту скорби оставленным от Бога. Любовь Божественная всё это сделала для того, чтобы всех страждущих, гонимыхпривлечь к себе. О, Господи, Спаситель мой! Какое утешение вливаешь Ты в пораженное сердце мое.Я чувствую глубоко, что при всех скорбях своих я не один. Ты, Господи, со мною. Многие плакали, а Государь, после исповеди, сказал священнику, что это слово произвело на него глубокое впечатление.

 

http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344340_image009.jpg

Походный иконостас 1812 года

 

Вечером батюшка был приведен в детские комнаты для исповеди больных. Он записал: Какие удивительные по-христиански убранные комнаты. У каждой Княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображениями особенно чтимых святых угодников. Для выслушания молитв перед исповедью все четверо детей были в одной комнате, где лежала на кровати больная Ольга Николаевна. Алексей Николаевич сидел в креслах, одетый в голубой халатик, обшитый по краям узорчатою тесьмою. Мария Николаевна полулежала в большом кресле, которое было устроено на колесах, и Анастасия Николаевна легко их передвигала. Как шла исповедь, говорить не буду. Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтоб и все дети нравственно были так высоки, как Дети нашего Царя.

 

Приближенные исповедовались также в Великую Пятницу. Первой выпало идти на исповедь фрейлине Государыни, баронессе Буксгевден. К её удивлению, за ней в часовню последовал и солдат охраны. Ей пришло в голову, что он хочет прослушать исповедь Царской Четы, а начать решил с нее. Вежливые просьбы удалиться на солдата не действовали. Баронесса потребовала позвать офицера охраны. Громко ругаясь, солдат сходил за офицером, который решил вопрос в пользу фрейлины. Этот случай вполне характерен для той атмосферы, в которой жили тогда Царственные Узники. Впрочем, рассказывая о шествии по дворцу во время погребении Плащаницы, София Буксгевден пишет: Солдаты, дежурившие в этот день во дворце, были настроены не слишком воинственно. Некоторые из них стояли в пустых залах, наблюдая за процессией в полном молчании, без каких-либо комментариев или насмешек.


Царская Чета и Татьяна Николаевна исповедовались уже после погребения Плащаницы в молельне, примыкавшей к спальне Их Величеств. Отец Афанасий пишет: Комната-молельня очень маленькая и сверху донизу увешана и уставлена иконами, перед иконами горят лампады. В углу, в углублении, стоит особенный иконостас с точёными колонками и местами для известных икон, перед ним поставлен складной аналой, на котором положено и старинное напрестольное Евангелие и Крест, и много Богослужебных книг.  Принесённые мною Крест и Евангелие я не знал, куда положить, и положил тут же на лежащие книги. После прочтения молитв, Государь с Супругою ушли, осталась и исповедовалась Татьяна Николаевна. За нею пришла Государыня взволнованная, видимо, усердно молившаяся и решившаяся по православному чину, с полным сознанием величия Таинства, исповедать перед Святым Крестом и Евангелием болезни сердца Своего. За Нею приступил к исповеди и Государь. Исповедь всех троих шла час двадцать минут.

 

http://3rm.info/uploads/posts/2017-04/1492344290_image003.jpg

Фарфоровое яйцо с инициалами ВК Татьяны Николаевны.

Пасха времен войны


Отец Афанасий был тронут до глубины души тем, что удостоился, по милости Божией, стать посредником между Царем Небесным и земным. Он пишет о Государе: И вот ныне, смиренный раб Божий Николай, как кроткий агнец, доброжелательный ко всем врагам своим, не помнящий обид, молящийся усердно о благоденствии России, верующий глубоко в её славное будущее, коленопреклоненно, взирая на Крест и Евангелие, в присутствии моего недостоинства, высказывает Небесному Отцу сокровенные тайны своей многострадальной жизни.


Примечательно, что желая преподать отверженному Царю слово утешения и успокоения, отец Афанасий с сокрушением заговорил оконституции! Мол, надо было дать её своевременно и тем исполнить желание народа. Мы можем представить, таким образом, как сильно мечта о новом укладе жизни проникла тогда в сердца соотечественников. Потом был и общий разговор священника с Царской Четой. Он был родственником духовника Царской Семьи, отца Александра Васильева, тяжело заболевшего в те дни, и Супруги расспрашивали о нём, просили передать ему привет; Государь сказал: Мы все его так горячо полюбили. Беседовали также и о семейной жизни. Здесь нужно заметить, что на Пасху было сделано послабление, и Государю разрешили быть вместе с Супругой.


В Субботу вся Семья причастилась. Первым к Чаше подошёл Государь. Давая ему Святые Дары, отец Афанасий громко и внятно сказал: Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога нашего Иисуса Христа причащается раб Божий благоверный Царь Николай Александрович во оставление грехов Своих и в жизнь вечную. Так же было сказано и Александре Федоровне. Татьяна и Анастасия причастились в церкви, а остальных детей батюшка причастил в их комнатах, пройдя туда, не разоблачаясь, после Литургии, со Святою Чашей.


Ровно в половине двенадцатого часа, рассказывает отец Афанасий, пришел Государь с Супругою и две Княжны и вся свита. Я поторопился начать Утреню, открыл Царские врата и пошёл раздавать свечи. Беря свечу, Государь спросил, не рано ли начинать Службу, ещё нет 12 часов. Тогда я ушел в алтарь и начал совершать проскомидию, а без 10 минут 12 сделал возглас: Благословен Бог наш, певчие запели Аминь и Воскресение Твое Христе Спасе.  Начался Крестный ход: впереди фонарь, за ним запрестольный Крест, хоругви, икона Воскресения Христова, певчие в своих малиновых одеждах, причт в светлых пасхальных ризах, Царская Семья, свита и все служащие. Выйдя из церковного зала, обошли кругом зала круглого и вернулись к запетым дверям церковным, где и остановились. Началась Пасхальная Утреня.


Пётр Жильяр пишет так: Служба продолжается до двух часов, после чего все идут в библиотеку для обычных поздравлений. Государь, по русскому обычаю, христосуется со всеми присутствующими мужчинами, включая коменданта дворца и караульного офицера, который остался при Нём. Оба не могут скрыть волнения, которое вызвало в них это непосредственное движение Государя. Потом все садятся за круглый стол для пасхального разговенья. Их Величества сидят друг против друга. После сравнительного оживления, которое начало быстро падать, разговоры замирают. Баронесса София Буксгевден вспоминала: В церкви Их Величествам пришлось стоять на некотором удалении друг от друга, а за ужином присутствовали комендант и офицеры охраны. Ужин прошёл в атмосфере полной подавленности. Пасхальная трапеза продолжалась не более получаса. (Андрей Мановцев).

 

Image result for Царская Семья в заключении

Царская Семья в Тобольском заключении 1917 г.

Из дневника Государя 1917-го г.

 

 

http://www.luchmir.com/RoyalFamily/12AVGUST11_files/image002.jpg

 

Интересная статья о находке 2012 г. :

Пасхальное яйцо Царевич Алексей


 

 

 

LUCH 2017