Как только ни пытался Христос упасти Россию от грехопадения и всех последоваших бедствий. Он дал ей великих подвижников, Помазанников Царей, пророка и Чудотворца отца Иоанна Кронштадского. Они призывали Россию к покаянию: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя. Учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас учил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу: и вам, и России».

 

ПОСЛЕДНИЙ ПРОРОК СВЯТОЙ РУСИ.

 

     

          Иоанн Креститель, Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский +1908 г..

 

I. ПУТЁМ ЛОМОНОСОВА. ИЗ КРЕСТЬЯН – В АКАДЕМИЮ.

«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безБожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре Закона, если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стёртые Правосудием Божиим с лица земли за свое безБожие и за свои беззакония». «Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и чистоты нравов...»

 

Святый праведный отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, на далёком Севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры.

 

Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причём нарекли Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после Крещения младенец стал заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. Таинства Крещения, стали с особой ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая к усердной домашней и церковной молитве.

 

Отец с раннего детства постоянно брал мальчика в церковь и тем воспитал особенную любовь к Богослужению. Живя в суровых природных условиях, при крайней материальной нужде, отрок Иоанн рано увидел безотрадные картины горя, слёз и страданий простого народа. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым, замкнутым в себе. Но вместе с тем воспитало глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам.

 

Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, храня постоянно в сердце память о Боге, отрок искренне полюбил северную природу, которая возбуждала умиление и преклонение пред величием Творца всякия твари. А на шестом году Иоанн, при помощи отца, уже начал учиться грамоте, которая вначале давалась ему с трудом. Это печалило, но и подвигало на особо горячие молитвы. Собрав все средства, отец отвёз маленького Ваню в Архангельское приходское училище, где он остро ощутил одиночество и беспомощность. Однако уже умел находить утешение в молитве и так выстоял.

 

Молился Иоанн часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло: всего, от головы до пяток. И «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно стало на душе». Ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чём и что он говорил. Чуть засветлело, Иоанн вскочил с постели, схватил книги – и о, счастие! стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать и запоминать прочитанное.

 

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться. Одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счёт в С-Петербургскую Духовную Академию. Ещё учась в семинарии, Иоанн лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы из-за неё сын лишился высшего духовного образования. И настояла на его поступлении в Академию.

 

Поступив в Академию, молодой студент не оставил мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери. Учась в Академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности.

 

II. ПРИЗВАНИЕ.

Размышляя однажды о предстоящем служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по Академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности ещё никогда не был. Иланн принял это за указание Свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс Академии со степенью кандидата Богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для Служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.

 

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошёл в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

 

Брак о. Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был формой, они жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на Служение Богу», так сказал своей жене в первый день брачной жизни, и до конца дней своих был девственником.

 

Скрывая от людей свое подвижничество, о. Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя Жизнь во Христе» ярко свидетельствует об его непримиримой борьбе с греховными помыслами, о той «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало естественно от него и ежедневное совершение Божественной Литургии, которое поставил себе за правило.

 

III. КРОНШТАДТ: ЛИКИЙСКАЯ СТОРОНА.

При первом же знакомстве с паствой о. Иоанн понял, что поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности здесь не меньшее, чем в далёких языческих странах.

 

Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, в те годы процветали. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали.

 

Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей. Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви пастырь. Среди них-то он и начал дивный Подвиг своего самоотверженного пастырского делания.

 

Ежедневно он бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая всё, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

 

Эти кронштадтские босяки, «подонки общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми открыли святость о. Иоанна. И это открытие очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия. Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник:

 

«Мне было тогда годов 22 – 23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребёнок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются... да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало... Опустил я глаза, а он смотрит- прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать всё, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушёл он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит... И вот с тех пор человеком стал...»

 

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его в свои руки, всё до последней копейки раздавал нищим, вызывало его для объяснений.

 

Но все эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чём не изменяя в угоду нападавшим на него принятого им образа жизни. И, с Божией помощью, он победил всех и вся, и за всё то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись, поносили, клеветали и преследовали, впоследствии стали прославлять, поняв, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.

 

«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий, со злом, которое в нём»... С таким сознанием он и шёл к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.

 

IV. ДАР ИСЦЕЛЕНИЙ И ЧУДОТВОРЕНИЯ.

Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. Наша неверующая интеллигенция и её печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией. Но всё же очень много чудес записано и сохранено в памяти.

 

Сохранилась точная запись рассказа самого о. Иоанна о первом его чуде своим сопастырям-священникам. Глубоким смирением дышит этот рассказ.

 

«Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была Богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу - думал я - иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твёрдо верила в силу моей молитвы и стояла на своём. Тогда я исповедал пред Господом своё ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всём этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою: он выздоровел. Я благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога: молиться за тех, кто будет этого просить».


По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.

 

Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.

 

По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознёс там свою молитву. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о. Иоанну за его великие подвиги: молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

 

V. МОЛИТВЕННИК И ЗАСТУПНИК ВСЕЯ РУСИ.

И вот скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шёл к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему.

 

 Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Ещё большее число писем и телеграмм получал он сам. Кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность.

 

О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же всё раздавал. По самому минимальному подсчёту, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячи нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение: «Дом Трудолюбия», со школой, церковью, мастерскими и приютом. Основал в своём родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм. В С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребён.

 

К общей скорби жителей Кронштадта, во второй период своей жизни, период своей всероссийской славы, о. Иоанн должен был оставить преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25-ти лет. А был он замечательным педагогом-законоучителем.

 

Никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У о. Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения – наказания. Успех рождало тёплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам.

 

Поэтому у него не было «неспособных». На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ.

 

И эти живые беседы пастыря-отца с своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план.

 

Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговорённого к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребёнка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.

 

Особенное значение о. Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому. Характер такого преподавания Закона Божия о. Иоанном ярко запечатлен в адресе, поднесённом ему по случаю 25-летия его законоучительства в Кронштадтской гимназии:

 

«Не сухую схоластику детям преподавал, не мёртвую формулу, тексты и изречения, не заученных только на память уроков требовал; на светлых, восприимчивых душах сеял семена вечного и животворящего Глагола Божия».

 

Но этот славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн должен был оставить ради ещё более плодотворного и широкого подвига своего всероссийского душепопечения. Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига.

 

VI. АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР.

Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной Литургии. Около 4 часов отправлялся в Собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение.

 

Перед началом Литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи.

 

Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и Литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной Литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва – вот некоторые черты о. Иоанна при Богослужении.

 

Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время Службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь Небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом.

 

Чтение о. Иоанна на клиросе – это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной Литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним.

 

Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной Литургии переживал всю историю нашего Спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое Служение необычайно действовало на всех присутствующих и преображало души и сердца.

 

VII. ПО ВСЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

Не все шли к нему с твёрдой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. В храме все перерождались и чувствовали, как лёд сомнения и неверия постепенно таял, рушился и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших Чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

 

Во время Службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть. После Службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из Собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

 

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!

 

Но и самая слава о. Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой, хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными.

 

Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, о. Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» – «Его счастие», – спокойно ответил о. Иоанн.

 

Иногда, однако, отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30.000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чём после и покаялась.

 

По желанию верующих о. Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божиим и жаждою получить целительное благословение.

 

Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени. В имении «Рыжовка», около Харькова, где поместили о. Иоанна, уничтожены были многотысячной толпой трава, цветы, клумбы. Тысячи народа проводили дни и ночи лагерем около этого имения.

 

Харьковский собор во время служения о. Иоанна 15 июля 1890 года не мог вместить молящихся. Не только весь собор, но и площадь около собора не вместила народа, который наполнял даже все прилегающие улицы. В самом соборе певчие принуждены были поместиться в алтаре. Железные решетки оказались всюду сломанными от давки. 20 июля о. Иоанн совершал молебен на Соборной площади, и народу было более 60 000. Точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.

 

VIII. ДУХОВНАЯ СИМФОНИЯ ПОМАЗАННИКА И ПАСТЫРЯ. 1894: ОКОЛО ЦАРЯ.

Помазанник Божий, величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, глубоко чтил и так сказал о.Иоанну: «Я знаю кто Вы и что Вы».

 

  

  Симфония Власти и Духовности при Императоре Александре III.

 

Отец Иоанн был пожаловал Государем Императором многими орденами, в том числе тремя звёздами: св. Анны, св. Владимира и св. Александра Невского. о. Иоанн говаривал, что эти орденские знаки отличия ему не нужны, но что он их носит, чтобы не обидеть Батюшку Царя, ему их пожаловавшего. Так как сам глубоко почитал Помазанника Божия, благоговел пред Ним и всегда молился о Царской Семье и всей Великой Ектинье. И так сохранял Русскую Православную Государственность.

 

Отец Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни Императора Александра III. Cамая кончина праведного Государя последовала в его присутствии. Больной Государь встретил о. Иоанна словами: «Не смел пригласить Вас сам. Благодарю, что Вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я очень недомогаю»...

 

Это было 12 октября 1894 года. После совместной коленопреклонной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало значительное улучшение здоровья больного и явились надежды на его полное выздоровление.

 

Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы – святой человек, праведник. Вот почему Вас любит русский народ». «Да, – отвечал о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии Св. Таин и Таинства елеосвящения, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их».

 

О. Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умирающего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу... о. Иоанн Кронштадтский писал: «я мёртвых воскрешал, а Батюшку-Царя Александра III, не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его Святая воля».

 

Страдания и Кончина Помазанника были искупительными за род человеческий и предрешены в предвечном Совете Пресвятой Троицы. Не всегда Господь исполнял молитвы даже Первоверховного Апостола Своего Павла. Так Апостол Павел говорит, что трижды молил он Господа, чтобы Господь избавил его от ангела сатаны – «жала в плоть», но Господь отвечал ему: «довольно для тебя благодати Моей».

 

Тот же Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею, гл. 5, ст. 23 говорит: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Тут также напрашивается вопрос, почему же такой великий чудотворец, как Апостол Павел, не исцелил Тимофея?

 

IX. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ.

Святой Пастырь отец Иоанн священствовал 53 года, был Митрофорным протоиереем и членом Святейшего Синода, то есть достиг высшего возможного для лица белого духовенства положения. Был замечательным проповедником, причём говорил весьма просто и чаще всего без особой подготовки, экспромтом.

 

Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской учёностью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.

 

Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия».

 

Эти мысли составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе». Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений о. Иоанна издания 1893 г. «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишком страниц.

 

Это совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.

 

Замечательным памятником святой личности о. Иоанна и не исчерпаемым материалом для назидания являются также три тома его проповедей, содержащие общим счётом до 1800 страниц. Впоследствии накопилось ещё очень много отдельных сочинений о. Иоанна, издававшихся отдельными книжками в огромном количестве. Все эти слова и поучения о. Иоанна – подлинное веяние Св. Духа, раскрывающее нам неисследимые глубины Премудрости Божией.

 

В них поражает дивное своеобразие во всём: в изложении, в мысли, в чувстве. Каждое слово от сердца, полно веры и огня, в мыслях изумительная глубина и мудрость, во всём поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только прочитать: их надо всегда перечитывать, и всегда найдёшь в них что-то новое, живое, святое.

 

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой. Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна: необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

 

В отношении к нашей Родине России о. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего Истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за Богоотступничество.

 

Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безБожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

 

«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и Росси».

 

И грозно прорекает: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

 

Последующие события кровавой русской революции и торжества безБожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник Земли Русской.

 

X. ПРОЩАНИЕ.

К тяжёлому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился мучительный личный недуг: болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг предписания знаменитых врачей, пользовавших его, поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.

 

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную Литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошёл ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.

 

В погребении о. Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес. Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа.

 

Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах, это был случай в России совершенно беспримерный. Похоронное шествие сопровождалось войсками со знамёнами, военные исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал С-Петербургский Митрополит Антоний во главе сонма епископов и многочисленного духовенства.

 

Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей. Заупокойные Службы сопровождались общими слёзными молитвами людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придёт теперь на помощь нам, сирым, немощным?»

 

В самом Отпевании однако не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную Заутреню, и чем дальше шла Служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит благодатная сила и наполняет сердца присутствующих неземною радостью. Для всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник. И дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний Долг.

 

Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Вся церковка эта замечательно красиво облицована белым мрамором; иконостас и гробница тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма) лежит Св. Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый розовый светильник. Множество дорогих художественно исполненных лампад постоянно теплятся над гробницей. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм.

 

Великое дело церковного прославления дивного праведника, милостью Божией, совершилось в Зарубежной Церкви. О, если бы это радостное событие воскресило в сердцах всех православных русских людей важнейший завет приснопамятного о. Иоанна и побудило их со всей решительностью последовать ему:

 

«Нам необходимо всеобщее, нравственное очищение, всенародное, глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом – и Он примирится с нами!»

 

 

 

 

 

 

 

            LUCH 2010