ВЕЛИКИЙ ИСПОВЕДНИК. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СВ, ПИСАНИЯ. БОРЕЦ ЗА ЦЕКОВНУЮ ИСТИНУ.. ИЗГНАННИК. МУЧЕНИК..

Имя «Златоуст» стало нарицательным. Его талант Церковного красноречия – уникален. Он является одним из создателей главного Богослужения Православной Церкви: Божественной Литургии. Трепетное, поэтическое отношение к личности и Учению Христа сообщало его мыслям такую чистоту, а речам такую сладость, что никого не оставляло равнодушным. Его слово воспламеняло сердца. В день Святой Пасхи в храмах читается наполненное этой благодатью Огласительное Послание Святителя Иоанна Златоуста. Без этого нет Пасхи, как и без Иоанна Златоуста невозможно представить себе Православие.

От избытка сердца говорят уста

 Related image

«Взял тело, а прикоснулся Бога; принял Землю, а нашёл в ней Небо; взял то, что видел, а подвергся Тому, чего не ожидал!

Смерть, где твоё жало?! Ад, где твоя победа?!»


Родился 14/27 сентября около 347-го года в Антиохии в семье военачальника Секунда, умершего вскоре после рождения сына. Мать Анфуса осталась в двадцать лет вдовой, отказалась от повторного замужества и отдала все силы на воспитание сына. Юноша, учившийся у лучших философов и риторов, получил хорошее светское образование. Изучая эллинскую мудрость, будущий Святитель избегал роскоши и соблазнов светской жизни и рано обратился к углубленному изучению Священного Писания. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий в 372-м году был отправлен в ссылку императором Валентом, Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

 

По смерти матери, раздав имение, Иоанн принял монашество, которое называл «истинной философией», и вместе с другом Василием удалился в пустыню, избегая назначения на епископскую кафедру. Однако уклонившись по смирению от архиерейства, тайно содействовал посвящению Василия. В то время инок Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года провёл в трудах пустыннического жительства. Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере. Однажды во время молитвы Иоанну явились святые Апостолы Иоанн Богослов и Пётр. Апостол Иоанн Богослов передал свиток и сказал: «Возьми этот свиток. Я Иоанн, возлежавший на Тайной Вечере на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные Откровения. Господь дарует и тебе знание глубины Премудрости, чтобы ты напитал людей Учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». Апостол Пётр передал ключи со словами: «Господь и тебе передаёт ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь, – разрешён». Апостолы предсказали будущему Учителю Церкви, что после великих трудов и скорбей он наследует Царствие Божие.

 

Из-за пошатнувшегося здоровья Иоанн возвратился в Антиохию. Здесь в 381 году святитель Мелетий рукоположил его во диакона. В эти годы Иоанн много писал, создал такие известные духовные произведения, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о св. Вавиле и против Юлиана и язычников». «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем...» (Мф. 5, 14-15), сказано Христом. Будущий светильник не укрылся от опытного взгляда Антиохийского епископа Флавиана, и в 386-м году Иоанна рукоположили во пресвитера с возложением обязанности проповедовать Слово Божие. Иоанн оказался очень способным проповедником, и его преданность к возвещению Слова Божия не осталась безответной: верующие всей душой полюбили проповеди и поучения своего наставника.

 

Related image

Чистый источник Христовых и Апостольских истин

 

Удивительное красноречие проповедника, воспламенявшее души, привлекало к нему людей всех сословий и возрастов, не только православных христиан, но и еретиков, и даже язычников. Из уст святого Иоанна изливалась такая благодать, что все слушавшие не могли насытиться сладостью его слов. Многие записывали его проповеди и давали другим для чтения. Все жаждали услышать его слово, и потому на его проповеди стекалось множество народа. Некоторые называли его устами Божиими или Христовыми, другие Сладкоглаголивым или Медоточивым, а одна простая женщина назвала его Златоустом. С того времени все начали называть его так за редкий дар Богодухновенного слова. Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда каждодневно, проповедовал в храме. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Богоугодного образа жизни он часто обращался к толкованию Священного Писания. Однако не за речи только пресвитер Иоанн был любим народом, а потому что речи эти были созвучны самому строю жизни Здатоуста.

 

Уже в Антиохии о. Иоанн выступил как защитник страждущих и обездоленных, а также обличитель сребролюбия и жестокосердия богатых. Вышедший из знатного и богатого сословия, но отказавшийся от его преимуществ, нёс любовь и милосердие своей пастве как истинную жертву Богу. Своими обличительными речами он предупреждал тех, кто вёл изнеженный образ жизни, ненавидел окружающих или не замечал их скорби. Описывая Страшный Суд над грешниками, Златоуст зовёт таковых к раскаянию: «Господь не прежде подвергает грешников мукам, чем рассудится с ними, посему разместив их, произносит обвинения». Отчего же часть людского рода причисляется к козлищам и подвергается вечному осуждению? «Ведь и пророки везде говорили: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), и Законодатель возбуждал к тому всеми мерами, и словом, и делом, да и самая Природа учила тому.

 

Смотри также, как легки Его Заповеди. Он не сказал: Я был в темнице, и вы освободили Меня; Я был болен, и вы воздвигли Меня с одра болезни; но сказал: посетисте Мене, приидосте ко Мне. Но и тогда, как Он алкал, не трудно было исполнить Его требование. Он просил не пышной трапезы, но только самого нужного, пищи необходимой, и притом просил с мольбою. Таким образом всё делало их достойными наказания: и удобоисполнимость просьбы, так как Он просил хлеба; и жалобный вид просящего, так как Он был нищ; и естественное сострадание, так как Он был человек; и привлекательность обещания, так как обещано Царство; и страх наказания, так как угрожала геенна; и достоинство получающего, так как Сам Бог принимал в лице нищих; и величие чести, так как удостоил снизойти; и законность подаяния, так как Он принимал Свое. Но при всём том сребролюбие совершенно ослепило пленённых им, даже и при столь великих угрозах. И как выше сказал Он, что не принимающие бедных будут наказаны более, нежели содомляне, так и здесь говорит: понеже не сотвористе единому сих меньших братий Моих, ни Мне сотвористе (Мф, 25,45)».

 

http://stephengjertsongalleries.com/wp-content/uploads/2010/10/Laurens-John-Chrysostom-and-the-Empress-Eudoxia.jpg

Царица Евдоксия выслушивает обвинителей Иоанна.

 

Росла слава проповедника, он стал известен в столице и далеко в её окрестностях. В 397 году преставился Константинопольский архиепископ Нектарий, преемник святителя Григория Богослова. Красноречивый антиохийский священник, именно так его воспринимали в столице, по воле императора Аркадия и при активном участии первого министра Евтропия, был вызван в Константинополь для поставления архиепископом «Второго Рима». Вступив в 398-м году в управление Церковью и рассматривая свою деятельность как исполнение Воли Божией, святитель Иоанн Златоуст принялся утверждать в церковной жизни те евангельские принципы, по которым жил сам и от которых так далеки бывают люди, ведущие изнеженную жизнь в столице. Он стал ревностно пасти вверенное словесное стадо Христово, обращая особое внимание на духовное совершенствование священства.

 

Современник святителя Палладий, оставивший нам житие святого, называет основные духовные болезни, которыми страдал в то время константинопольский клир: распутство, чревоугодие, корысть. Святитель как духовный врач сначала частным образом каждому, о ком знал что-либо подобное, делал грозные внушения, при необходимости возобновлял свои увещания открыто. Нераскаявшихся прогонял. Распущенность императорского двора, прежде всего императрицы Евдоксии, также нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Святитель не раз в своих проповедях клеймил тот дух, которым проникся императорский двор и вторящий ему слой аристократических семей Константинополя: «Вам жаль, когда вы видите зверя, терзающего овцу, когда же вы терзаете сами кого-либо из себе подобных, связанного с вами узами самой природы, то вы не видите в этом ничего недостойного. И еще хотите слыть за людей!» Ведя строгую монашескую жизнь, святитель Иоанн средства на содержание архиепископии обратил на строительство и содержание храмов, больниц и странноприимных домов. Особое внимание святитель обращал на благолепие Богослужения. Он составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил Крестные ходы, ввёл антифонное пение за всенощным бдением.

 

Ревность Святителя к утверждению Христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания. Немало трудов он предпринял к устроению жизни Эфесской Церкви, которую разъедала язва симонии. Враги Иоанна Златоуста в константинопольском клире, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, несколько раз пытались устранить святителя со столичной кафедры. Удачным поводом для этого оказался созванный близ Халкидона на вилле «Под Дубом» собор епископов для рассмотрения спора Александрийского патриарха Феофила и нитрийских монахов, прозванных «долгими братьями». Однако коварный Феофил смог обратить дело так, что собор, призванный разбирать его, превратился в суд над Златоустом.

 

Обвинения, выдвинутые против Иоанна, были настоящей клеветой, подкреплённой лжесвидетельствами ряда недовольных константинопольских клириков. Безумство участников лжесобора дошло до того, что они попытались обвинить святителя в политической измене в надежде на то, что разгневанный император предаст его смерти. Однако император не поддался на эту провокацию и даже не стал применять в отношении святого никакой силы. Святитель сам покинул кафедру, чтобы избежать в столице уличных беспорядков, такак обстановка в столице, после несправедливых действий нечестивых клириков и властей, накалилась до предела. Как только святитель отбыл в ссылку, в Константинополе произошло землетрясение, в котором испуганная императрица увидела гнев Божий, обрушившийся на гонителей праведника. В страхе она написала святителю письмо с раскаянием и просьбой вернуться на кафедру. Так бесславно закончился первый этап гонений на великого церковного учителя.

 

Однако враги святителя не успокоились. В Константинополе был созван новый собор, формальной задачей которого было отменить постановления собора «Под Дубом», но ставший новым судилищем над пастырем. К тому времени отношения между архиепископом и императрицей вновь осложнились. Поводом стала установка в столице статуи Евдоксии (как это делалось в языческом Риме) и связанные с этим нечестивые празднества. Святитель вновь обличал и призывал к благочестию. Его противники вновь вооружались неправедным оружием и бесстыдством. Константинопольский собор, управляемый все тем же Александрийским патриархом Феофилом, искал формальную возможность избавиться от святителя Иоанна. Однако сделать это было не так-то просто, потому что среди епископов находились и сторонники Златоуста, и противники откровенного беззакония.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

Великий пост 404-го года начался в марте, а Собор с января всё никак не мог вынести постановления. Тогда решили сначала расправиться над пастырем, а потом уже придать делу законный вид. Император Аркадий под давлением враждебной святителю партии наложил на Иоанна домашний арест. Святитель временно подчинился нравственному насилию со стороны императора, однако утром в Великую Субботу покинул архиепископский дом и отправился, как того требовал его пастырский долг, в храм для совершения Божественной Литургии, за которой должно было быть совершено по традиции древней Церкви Таинство Крещения множества новообращенных.

 

Враги воспользовались формальным нарушением святителем режима ареста и призвали императора применить самые жесткие меры в отношении архипастыря. Безумие преследователей дошло до того, что они, подобно иудеям, требовавшим распятия Спасителя и кричавшим: «Кровь Его на нас и на детях наших!» - воскликнули: «Да будет его осуждение на головах наших». Далее произошли поистине страшные события. Солдаты с обнажёнными мечами ворвались в храм, грубо прервали Богослужение, схватили архиепископа, оружием стали разгонять крещаемых, обагрив их кровью Святую купель. Безумцы ворвались даже в Алтарь храма и кощунствовали там. Враги Иоанна добились устранения его  с кафедры и ссылки. В последнем слове к константинопольцам, скорбевшим о том, что они остаются без назидания, отправлявшийся в ссылку святитель Иоанн сказал: «Не мной началась проповедь, не мной и кончится».

 

Немедленно по оставлении святителем столицы, пожар обратил в пепел здание сената, затем последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404-го года в страшных муках умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях кару за неправедное осуждение угодника Божия. В ссылке в Армении, где Иоанн пробыл до лета 407 года, здоровье его значительно ухудшилось. Однако и здесь Иоанн думал только о тех, кто сейчас скорбел и нуждался в его утешении. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн поддерживал и наставлял своих приверженцев.

 

Зимой 406 года болезнь приковала Иоанна к постели, а враги всё не унимались. Из столицы пришёл новый приказ: перевести святого в Абхазию, в глухое местечко Питиус (Пицунда). Истощённый болезнями, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной, совершал мученик Христов свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра будем вместе», причастившись Святых Таин, 14 сентября 407 года отошёл Владыка ко Господу. Последними его словами стали: «Слава Богу за все!» В течение всей своей жизни мужественно нёсший крест, скончался в день памяти Честного Креста Господня. Иоанн Златоуст был погребён в Команах.

 

В 438 году Константинопольский патриарх Прокл во время Богослужения в храме святой Софии произнёс похвальное слово памяти великого учителя. В своей речи патриарх сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном Крестителем, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну, не дав докончить проповедь, единодушно стал просить патриарха обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей угодника Божия в Константино-поль. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II и от лица Церкви и народа просил возвратить святые мощи в столицу. Император согласился и отправил в Команы специально посольство, которое в серебряной раке должно было доставить святые мощи.

 

Жители Коман глубоко скорбели о лишении такой святыни, но противиться императорскому указу не могли. Когда же послы приступили ко гробу святителя, то взять святые мощи не смогли. Тогда император в раскаянии написал послание святителю, прося у него прощения за себя и свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она пребывает в кафедральном соборе города Сухуми).

 

Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь, 27 января 438 года весь город во главе с патриархом Проклом и императором Феодосием вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда патриарх открыл гроб, тело святителя оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий просил святителя простить его мать, говоря от её имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и, прежде чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» и патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидел, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнёс «Мир всем!»

 

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8-й:

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

 

Кондак, глас 6-й:

От Небес приял еси Божественную благодать и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко Божественная являя.

 

Кондак в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста (27 января/9 февраля), глас 1-й:

Возвеселися таинственно честная Церковь возвращением честных твоих мощей и, сия сокрывши яко злато многоцветное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте.

 

МОЛИТВА.

О святителю великий Иоанне Златоусте, многая и различная дарования от Господа приял еси и яко раб благий и верный, вся данная тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяк ум от тебе поучается; ты еси отроком – послушания образе, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звездо, начальствующим – правления мудраго образе, правды ревнителям – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставниче, над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть союз совершенств, и тою яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем воедино совокупил еси, и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси; мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются; темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всякую гордость и зависть, нас раздирающия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Память Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, празднуется Православной Церковью 27 января/9 февраля, 14/27 сентября, 13/26 ноября и в день Собора трех вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января/12 февраля)  

 

 

 

 

LUCH 2013