Телескопу
400 лет! 1609 – 2009 гг.
Коперник,
Бруно,
Галилей и
телескоп –
против
невежества и
инквизиции.
В 1608-м
г. до Галилея
дошли вести о
новых
инструментах
для наблюдения
за
отдаленными
объектами: «голландских
трубах».
Используя
свои
познания в
геометрической
оптике, Галилей
посвятил «все свои
труды
изысканию
научных
начал и средств,
которые
делали бы
возможным
устройство
инструментов
подобного
рода, и скоро
нашёл
желаемое,
основываясь
на законах преломления
света». Историки
Науки почти
единодушно
считают, что
Галилей если
не изобрёл,
то
усовершенствовал
телескоп. Он
изготовил
трубу с
увеличением
в 30 раз и в августе
1609-го
продемонстрировал
её сенату
Венеции.
С
помощью
своей трубы
Галилей начал
наблюдение
ночного неба.
И вскоре обнаружил,
что
поверхность
Луны очень
напоминает
земную: она
такая же
неровная и
гористая; что
Млечный Путь
состоит из
мириадов
звезд; что у
Юпитера есть
по крайней
мере 4
спутника
(«луны»). Эти
спутники
Галилей назвал
«светилами
Медичи» в
честь
герцога Тосканского
Козимо II
Медичи.
В
марте 1610-го
вышло
небольшое
сочинение
Галилея на
латинском
языке,
содержавшее
обзор всех
его телескопических
открытий. Оно
называлось «Звездный
Вестник» (Siderius Nuncius) и
было издано
очень
большим по
тому времени
тиражом: 550
экземпляров,
разошедшихся
в течение
нескольких
дней.
Галилей
не только
демонстрировал
в телескоп
небесные
объекты
своим
согражданам,
но и разослал
экземпляры
зрительной
трубы по
дворам
многих
европейских
правителей. «Медичейские
звезды»
сделали своё
дело: в 1610
Галилей был
пожизненно
утверждён в должности
профессора
Пизанского
университета
с
освобождением
от чтения
лекций, и ему
было
назначено
втрое
большее
жалование,
чем он
получал
прежде.
В
том же 1610-м
Галилей
перебрался
во Флоренцию.
Тому было множество
причин. Это и
его желание
получить
место при
дворе герцога
Тосканского
(им к этому
времени стал
Козимо II
Медичи), и
семейные
проблемы, и
напряжённые
отношения с
некоторыми
коллегами в Университете,
по причине
зависти и
ревности к
научным
успехам и
высокому
жалованью.
Закончился
18-летний
период
пребывания
Галилея в
Падуе, по его
союственному
признанию «самый
спокойный и
плодотворный».
Мысли,
высказанные
Галилеем в «Звёздном
Вестнике»,
никак не
вписывались
в рамки Аристотелевского
мировоззрения.
Они совпадали
со взглядами
Коперника и
Бруно. Так,
Галилей
считал Луну
сходной по
своей
природе с
Землей, а с
точки зрения
Аристотеля (и
церкви) не
могло быть и
речи о
подобии
«земного» и
«небесного». Далее,
Галилей
объяснял
природу «пепельного
света» Луны
тем, что её
темная
сторона в это
время
освещается
светом Солнца,
отраженным
от Земли, а
отсюда
следовало,
что Земля – лишь
одна из
планет,
обращающихся
вокруг Солнца.
Аналогичные
выводы
Галилей
делает и из
своих
наблюдений
за движением
спутников Юпитера:
«...теперь
имеется не
только одна
планета,
вращающаяся
вокруг
другой и
вместе с ней –
вокруг
Солнца, но целых
четыре,
путешествующих
вокруг Юпитера
и вместе с
ним – вокруг
Солнца».
В
октябре 1610-го
Галилей
сделал новое
сенсационное
открытие: он
наблюдал
фазы Венеры.
Объяснение
этому могло
быть только
одно:
движение планеты
вокруг
Солнца и
изменение
положения
Венеры и
Земли
относительно
Солнца. Против
астрономических
открытий
Галилея
посыпались
возражения.Его
оппоненты – немецкий
астролог
Мартин Хорки,
итальянец Коломбе,
флорентиец
Франческо
Сиччи, –
выдвигали
чисто
астрологические
и богословские
аргументы,
соответствовавшие
учению
«великого
Аристотеля» и
взглядам
церкви. Однако
вскоре
открытия
Галилея
получили подтверждение.
Существование
спутников Юпитера
констатировал
Иоганн
Кеплер; в
ноябре 1610 г.
Пейреск во
Франции
начал
регулярные
наблюдения
за ними. А к
концу 1610 г.
Галилей
сделал ещё
одно
замечательное
открытие: он
усмотрел на
Солнце... тёмные
пятна.
Их
видели и
другие
наблюдатели,
в частности иезуит
Христофер
Шейнер. Но
последний
считал пятна
небольшими
телами,
обращающимися
вокруг
Солнца.
Заявление
Галилея о
том, что
пятна должны
находиться
на самой
поверхности
Солнца,
противоречило
представлениям
Аристотеля
об абсолютной
нетленности
и
неизменности
небесных тел.
Спор с
Шейнером
поссорил
Галилея с
иезуитским
орденом. В
ход пошли
рассуждения
об отношении
Библии к
астрономии,
споры по
поводу пифагорейского
(т.е.
коперниканского)
учения,
выпады
озлобленного
духовенства
против
Галилея. Даже
при дворе
великого
герцога Тоскансого
стали
холоднее
относиться к
учёному.
Так
начиналось научное
изучение
вселенной.
Художник
Ян Матейко. 1872 г.
Вослед
за
Коперником, с
телескопом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Великий
Галилей – на
коленях
перед Наукой.
LUCH 2009