С ЕГО
УХОДОМ
ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
ЦЕЛАЯ ЭПОХА...
25. 05. 2002 ,
"Восточно-Сибирская
правда", Светлана
МАЗУРОВА
Надо ли
представлять
нашим
читателям,
особенно
людям
старшего
поколения,
народного
артиста
России Игоря
Дмитриева?
Столько великолепных
ролей им
сыграно!
Столько фильмов!
А сколько
женских
сердец
покорено этим
красивым,
обаятельным,
импозантным
артистом?!
29 мая
Игорь
Борисович
отмечает
свое 75-летие.
Но и сегодня
он играет
блестяще на
театральной
сцене и в
кино, читает
стихи и рассказы
на радио, и
сегодня
по-прежнему
красив и
обаятелен.
"Всегда свежий,
изысканный,
подтянутый,
лёгкий", как о
нём обычно
пишут.
Я подозревала,
что интервью
вряд ли
состоится. Игорь
Дмитриев
то был на
съемках
фильма, то
его ждала
работа на
радио, то
спектакль
"Таланты и
поклонники"
на сцене БДТ,
то два
спектакля в
родном
Театре
комедии –
великолепные,
потрясающие
"Милый лжец"
(театральный
бестселлер) и
"Ночь в
Венеции". То
актёр два вечера
играет в
театре
"Русская
антреприза"
имени Андрея
Миронова
(моноспектакль
по поэзии
"серебряного
века" "Свечи
нагорели" и
ещё один
спектакль
"Из жизни
сумасшедшего
антрепренера")...
– Да очень
занят в ближайшие
дни, – сказал
мне по
телефону
Игорь Дмитриев,
– но Иркутску
отказать не
могу. С
огромным
удовольствием
посмотрела
его театральные
работы, а по
телевизору –
старый фильм
(музыкальную
комедию 80-х
годов) Я. Фрида
"Дон Сезар де
Базан" и
новый
"Подари мне
лунный свет"
Д. Астрахана,
и мы встретились.
В
"Талантах и
поклонниках"
Игорь
Дмитриев –
князь. С
другим
титулом его,
честно говоря,
и
представить-то
сложно.
–
Игорь
Борисович, прочитала
в книге
Рудольфа
Фурманова
("Из жизни
сумасшедшего
антрепренера"):
"Если нужен
граф или
князь, то это Игорь
Дмитриев".
Сколько же
"графьев" вы
сыграли?
– Да-да. (Смеётся).
Вы знаете,
роли
сталеваров и
председателей
колхозов мне
не
предлагали. И
никогда об
этом не
жалел. За всю
свою жизнь я
сыграл
только одну партийную
роль, и то она
была
сатирической,
иронической, – в
фильме
"Обратная
связь"
Трегубовича.
Я играл
парторга
завода.
Режиссёр
очень умно сделал,
пригласив
меня на эту
роль. Мои
партнёры
Лавров,
Ульянов,
Янковский
играли секретарей
горкомов,
обкомов, и я
тут вдруг.
Это было
сделано
Трегубовичем
умышленно, и
это имело
успех. Моя
внутренняя
актёрская
ирония над
этим образом
несколько улыбалась,
грубо говоря.
Я играл
очень много
классики и
очень радовался
этому. Ведь
артист
вырастает на
высокой
драматургии,
настоящей. А
я играл в
пьесах
Шекспира, Мольера,
Уайльда,
Чехова,
Горького,
Толстого (Нехлюдов
в
"Воскресении")...
На этих ролях
росло моё
умение,
оттачивалось
профессиональное
мастерство.
При хороших
режиссёрах, конечно.
Да, так
сложилась
судьба...
И в кино
тоже я играл
разные роли.
Потом была целая
серия
комедийных
ролей:
"Летучая мышь",
"Сильва",
"Собака на
сене"...
режиссера Фрида,
которому я
очень
благодарен. Я
снялся в семи
его фильмах,
и это целая
биография
моя. Так что я
не обижен
ролями и
судьбой в
этом смысле.
Хотя, может
быть, где-то
помогала моя
врожденная,
наследственная,
с одной
стороны, природа,
а с другой –
воспитание:
школа МХАТа и
учителей,
великих
мастеров, которых
я застал.
Утром они
преподавали,
а вечером я
видел их на
сцене.
–
Как вы
считаете: где
более удачно
сложилась
ваша жизнь – в
кино или в
театре?
– Думаю, в кино.
Там сыграно
очень много,
около 120 ролей.
Там были
замечательные
режиссёры и
очень
интересные
партнёры. А
это главное.
Партнёры в
кино это
всегда ведь
сборная страны.
Кроме того, я
много
снимался за
рубежом, играл
и с Эвой
Гарднер, с
Элизабет
Тейлор в "Синей
птице", с
венгерским
актером Имре
Шинковичем в
картине
"Ференц
Лист", у
немцев в "Гойе",
у
американцев,
в Алжире, у
марокканцев
в фильме
"Война трех
королей"...
Кино
давало
гораздо
больший
размах. Хотя,
конечно,
прожить
жизнь, образ
за вечер при
живом
зрителе
интереснее в
театре.
Поэтому если
говорить об
известности,
популярности
актёра, то
это приносит
кино. Но кино
использует
умение
актёра,
овладевшего
своей профессией
в театре.
Артисты кино,
которые окончили
ВГИК, подчас
не могут
играть в
театре, они
лишены этой
возможности
прожить за один
вечер целую
жизнь, а
умеют играть
маленькими
кусочками,
которые
режиссёры
потом складывают
в фильм...
Я
благодарен и
тому, и
другому
жанру и
благодарен
эстраде. У
меня есть
программа,
совершенно
оригинальная,
"Поэзия
"серебряного
века", в жанре
мелодекламации
(в двух
отделениях, с
пианистом и
гитаристом).
Я воскресил
этот жанр,
который был
уничтожен
после
революции
как ненужный,
мещанский,
упаднический.
Я читаю в
России, и в
Гамбурге, и в
Вашингтоне
(для русских,
конечно). У
меня есть и
радио. Я
очень много
читаю там.
Недавно,
например,
записал
"Палату N 6" Чехова,
"Господин из
Сан-Франциско"
Бунина,
готовлю
Достоевского.
Я рад
каждому
жанру
искусства –
театру,
телевидению,
радио, кино,
эстраде,
потому что
всюду вкладываешь
мысль,
сердце, душу.
И вообще радуюсь,
когда в том
или ином
произведении
можно
словами
автора
рассказать и
про свою личную
жизнь, и про
свои взгляды
и видения, и
свести счёты
с врагами или
утвердить добро,
которое я сам
исповедую. Я
всегда рад тем
ролям,
которые дают
возможность
сыграть
исповедально,
и тогда роль
оживает...
– Знаменитый
Милляр,
страдавший
от хронической
невостребованности,
создавший
шуточную энциклопедию,
написал:
"Актёр – это
кладбище
несыгранных
образов". Вы
согласны с
этим?
– Милляр,
который всю
жизнь играл
Бабу Ягу и Кощея
Бессмертного,
может быть,
был несколько
ограничен в
работе. Но я
не думаю, что
большие
артисты,
такие как
Смоктуновский,
Гафт,
Неелова,
могут
сказать то же
самое. Наоборот.
Конечно,
нельзя
объять
необъятное,
были пьесы и
авторы,
которые
прошли мимо меня.
Я не сыграл
Достоевского,
Тургенева, мало
играл Чехова.
И это
досадно.
Поэтому, когда
я вырывался в
кино или на
радио, восполнял
то, что
недоиграно в
театре.
–
У вас было
много
замечательных
партнёров и
партнёрш за
эти годы...
– Да. Я
счастливый
человек,
потому что
среди моих
партнеров
были
Смоктуновский,
Луспекаев,
Лавров,
Ульянов,
Дворжецкий,
Копелян... Только
с Олегом
Далем я
снимался в
четырех
картинах!
Многих уже
нет на свете,
но они живут
в моей памяти.
Есть и
радость от
партнерства,
и благодарность
за то, что у
каждого в
процессе
работы можно
было чему-то
поучиться.
В кино
были и
замечательные
партнерши:
Ариадна Шенгелая,
Людмила
Чурсина,
Элина
Быстрицкая,
Зина
Кириенко,
Лариса
Удовиченко...
Остались
добрые
отношения.
Встречаясь
на кинофестивалях,
всегда рады
друг другу.
Но если вы
хотите
"клубнички",
то я её не дам!
– Прочитала
в книге, что
ещё в детстве
вы, увидев
свою
маму-артистку
на манеже
цирка в
сверкающем
платье, под
звуки
громкой
красивой
музыки,
решили сразу и
бесповоротно,
что станете
актёром?
– Мама
танцевала и в
театре оперы
и балета, и в
мюзик-холле,
а я её
впервые увидел
в цирке, в
номере
"Лошади и
танцовщицы",
который
поставил
знаменитый
балетмейстер
Касьян
Галейзовский.
Не могу
сказать, что
желание
стать
артистом
пришло от
посещения
цирка, хотя
он произвел
на меня
большое
впечатление.
Я всегда
любил этот
мир, труд циркачей,
их особые
взаимоотношения.
Окончив
школу
Московского
Художественного
театра, я
даже
подрабатывал
в Ленинградском
цирке, читал
там прологи,
работал в пантомимах
с Юрием
Дуровым,
Борисом
Вяткиным,
Куклачёвым.
Цирк вошёл в
мою жизнь.
Хотя, конечно,
ещё до него
возник мой
интерес к
актерству, желание
что-то
изображать,
представлять.
Ещё в
детстве,
когда дома, в
нашей
большой, когда-то
нам
принадлежавшей,
а позже
потеснившейся
коммунальной
квартире, я
устраивал
спектакли:
ставил
стулья с
высокими спинками,
покрывал их
скатертью,
будильником
давал звонки
к началу
представления,
созывая всех
соседей по
квартире, и
показывал
кукольные
спектакли.
Лампой
синего света,
которой
дедушка грел
поясницу,
освещал мои
фигурки, и
казалось, что
действие
происходит ночью...
Потом
была школа,
был ансамбль
имени Дунаевского
в
Ленинградском
Дворце
пионеров, где
я поступил в
хореографическую
студию и танцевал
знаменитую
"Тачанку".
Руководил
нами
прекрасный
балетмейстер
Аркадий Обрант.
И потом была
такая
картина – "Мы
смерти
смотрели в
лицо" (если не
ошибаюсь,
кажется, она
так
называлась)
про этот
ансамбль, который
во время
войны
распался. Но
Обрант собрал
детей,
умиравших от
голода, и в
валенках, в
ватниках
поставил к
станку, и
опять они танцевали
"Тачанку"...
Потом, во
время войны,
была
театральная
студия в эвакуации,
куда мама
поехала с
Кировским
театром и
Ленинградским
хореографическим
училищем. Там
я участвовал
в
самодеятельности,
играл, читал
в госпиталях
(я был тогда
учеником
восьмого
класса) –
читал стихи
Симонова "Ты
помнишь,
Алёша, дороги
Смоленщины..."
прямо в
палатах у
печки и в
коридорах,
где собирались
раненые. Уже
в то время чувствовал
себя
артистом. В
Перми (тогда
это был город
Молотов) была
театральная
студия при
драмтеатре с
очень
сильным
составом
педагогов. И
там, по сути,
была вся моя
жизнь. Утром –
занятия, а
вечером –
спектакли.
Часто
ночевал там
же, в фойе, на
клеенчатом
диване.
– Значит,
с детства ни
о какой
другой
профессии не
мечтали?
– Вы
знаете, был у
меня
маленький-маленький
зигзаг в
школьные
годы. В
четвертом-пятом
классе вдруг
возникло
безумное
увлечение
зоологией,
энтомологией.
У меня была
целая
лаборатория,
колоссальные
коллекции
бабочек,
жучков. Был кружок
юных
зоологов при
Ленинградском
зоопарке,
который до
сих пор
существует и
всем бывшим
ученикам
присылает
приглашения
на юбилейные
даты. И я
бываю там.
Ещё почему-то
занимался
гималайскими
медведями, но
и этот зигзаг
был недолог.
Он был в параллели
с
театральной
студией, с
хореографической...
– Интересно
узнать о
вашем
членстве в знаменитом
"Английском
клубе"...
– Это
довольно
элитный клуб,
созданный
сначала в
Москве, а
теперь
существует
его филиал в
Петербурге,
имеющий
традиции не
одной сотни
лет. Там
много
бизнесменов,
поддерживающих
искусство,
разные
театральные
проекты. У
меня недавно
прошёл
творческий
вечер в
бывшей кондитерской
Вольфа и
Беранже на
Невском. Это
помещение
известно тем,
что в нем
останавливался
Пушкин перед
дуэлью и в
нем же Петр Ильич
Чайковский
принял яд...
Ещё я
являюсь
одним из
учредителей
всемирного
клуба "Петербуржец",
где тоже есть
своеобразная
клубная
жизнь. Она
происходит в
разных дворцах,
в
"Эрмитажном
театре". Туда
входят люди
разных
профессий:
учёные,
журналисты,
писатели,
поэты... Мы
учредили
орден
"Звезда Прометея",
которым
награждаются
дети, достигшие
тех или иных
высот в
разных
областях науки,
искусства,
победители
всесоюзных,
мировых
олимпиад по
математике,
физике,
этнографии,
экологии...
Недавно я
представлял
книгу
рассказов,
выпущенную
одним
мальчиком-восьмиклассником.
– А
откуда слух,
что вы уехали
в Америку?
– В
Америке уже 15
лет живет мой
сын со своей
женой, двумя
моими
внучками-близняшками
(им по 8 лет). Он
часто
приезжает ко
мне, и я почти
каждый год
езжу
повидать их.
Сын по
профессии востоковед,
индолог, но
там работает
немного в
другой области.
Он часто
ездит в
командировки
– Индия,
Пакистан,
Иран, Китай,
Вьетнам... Я
был с ним в
Мексике.
– А
ваша жена?..
– Моя жена
умерла три
года назад.
Должен сказать,
что я
достаточно
одинок. У
меня нет ни братьев,
ни сестер, а
мои самые
близкие живут
в другой
стране.
– Извините...
Какие-то
мемуары
пишете?
– Нет. Не
пишу. Нет у
меня такой
жажды. Так,
какие-то
отдельные
зарисовки...
– Игорь
Борисович, а
как вам
эпиграмма
Гафта на вас:
Всегда в
лосинах,
эполетах,
Он скромненько
стоит бочком.
Изящен,
молод не по
летам,
И хвост
по-прежнему
торчком.
– Да. (Улыбается).
Правда,
сначала там
было не
"хвост", а
другое
слово...
Мы
хохочем.
–
А можно
задать "неприличный"
вопрос о
поклонницах
и подарках?
Поклонниц,
наверное, у
вас всегда
было много, и
они есть
сейчас. Я
видела, как
после
спектакля в
БДТ
некоторым
актёрам
зрители
подарили
цветы, а вам
одна женщина
преподнесла
сумочку?
- А-а, там
были бутылка
хорошего
коньяка и шоколад.
Да, вы знаете,
бывают
какие-то
шутливые
подарки,
бывают книги
редкие. Зная,
что я люблю
поэзию, дарят
поэтические
сборники.
Бывают
какие-то
смешные куклы,
игрушки. У
меня две
внучки, так
что есть кому
отдать. (Смеется).
Да, поклонниц
в молодости
было много.
Они дрались
на моих
глазах,
кидали друг в
друга чем
попало. Одна
провожает
меня...
– Провожает?!
Домой?
– Да,
провожали. А
другая ей
вслед такое
кричит!
Сейчас они
как-то
поприличнее
стали... Поклонницы
были всегда,
как у каждого
артиста,
который
своим трудом
и способностями,
своей
преданностью
профессии
достиг
каких-то
высот,
уважения,
признания,
любви
зрителей. И
сейчас
пишут...
– А
разве
эпистолярный
жанр не умер?
– Что вы!
Только что
мне передали
открытку-письмо...
Пишут письма,
стихи,
посвящения.
Всё
продолжается.
Естественно,
мои
поклонницы
не такие
безумные, как
у эстрадных
исполнителей.
Это пожилые
дамы,
театралки, я
встречаюсь с
ними, зову их
"мои
подружки".
Есть такие,
которым под 80,
они за всю
мою жизнь не
пропустили
ни одного
моего
спектакля,
фильма.
–
И телефоны
вам обрывали?
– Как же! Я
даже
установил
определитель
номера, и на
время звонки
прекратились.
Разные ведь
люди. Одним
хочется
услышать мой
голос, другим
– блеснуть в
компании, что
они якобы со
мной знакомы,
третьи
говорят
всякие
глупости, а некоторые
– добрые
слова о
спектакле или
о
радиопередаче.
Так что всё и
как у всех.
– Игорь
Дмитриев –
вечный
обольститель
женских
сердец, герой-любовник...
– Да ну,
какой я
теперь
"герой-любовник",
"обольститель"...
В мае будет
уже 75.
– И
на сцене вы
уже...
– 55 лет.
Сначала был
Театр имени
Комиссаржевской.
Потом я 16 лет
был вообще
без театра.
Это
уникальный
случай. Я ушёл
из театра и
только
снимался в
кино. У меня было
очень много
предложений.
Снимался в четырех-пяти
картинах в
год. Причём
это были экспедиции
(в Алжире,
Марокко,
Венгрии,
Польше, Германии...).
Правда, у
меня был
моноспектакль
"Маскарад"
по пьесе
Лермонтова, я
выходил на
сцену. А
потом, в 1984 году,
меня
пригласил
Театр
комедии.
Соскучившись
по театру, я
принял
предложение.
Ролей здесь
немного, но
они
интересные...
Мы
заканчиваем
интервью, и
на прощание
Игорь
Дмитриев
говорит:
"Привет
Иркутску!"
LUCH 2008