Известнейший,
любимейший
актёр театра
и кино,
сыгравший
только в кино
более 120 ролей,
один из
главных
служителей и
хранителей
отечественной
культуры и
театральных
традиций,
основатель
«Клуба
Петербуржцев»,
учредитель
юношеской
награды ордена
«Звезда
Прометея»,
Игорь
Дмитриев
завершил
свою земную
миссию и
отошёл в
вечность...
С
ЕГО УХОДОМ
ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
ЦЕЛАЯ ЭПОХА...
«
утвердить
Добро,
которое я сам
исповедую»
«Определённую
категорию
людей,
которые зарабатывают
деньги на
махинациях и стреляют
друг в друга,
это
устраивает.
Но для
работника
творческого
труда,
петербургского
интеллигента,
цены в у.е.
оскорбительны»...
28. 01.
2008, KM.news,
Наталья
Черных
От
него веяло
забытой
романтикой
начала прошлого
века:
перстень с
загадочной
монограммой
на руке,
любезность,
мудрость в
глазах,
осанка и
отточенные
движения…
Игорь Дмитриев
считал, что
старый
Петербург
ещё жив, и что
бы ни
говорили об
этом,
петербуржцы
остаются
петербуржцами.
Таким
аристократом
запомнили
его зрители,
друзья и
близкие люди.
Актёр
умер ночью 26
января. Тихо,
во сне, в своей
квартире.
Когда его не
стало,
стрелки настенных
часов
замерли на
цифре “12”.
Известнейший
и любимейший
актёр театра
и кино,
сыгравший
только в кино
более 120 ролей, один
из главных
служителей и
хранителей
отечественной
культуры и
театральных
традиций,
основатель
«Клуба
Петербуржцев»,
учредитель
юношеской
награды для
одарённых
детей –
ордена
«Звезда
Прометея», –
Игорь
Борисович
Дмитриев
завершил
свою земную
миссию и тихо
отошёл в
вечность.
Особенно
любимы
публикой
были его роли
в картинах
“Тихий Дон”,
“Собака на
сене”,
“Приключения
принца Флоризеля”,
“Покровские
ворота”.
Последней ролью
Игоря
Дмитриева в
кино стала
роль анархиста
Хворобьева в
телефильме
“Золотой теленок”.
Последние
два года он
был уже тяжело
болен, редко
появлялся на
публике. Незадолго
до того как
слечь с
инсультом,
Игорь
Борисович
дал интервью
“МК”.
– Игорь
Борисович,
Вам часто
приходится
выходить в
свет. А
далеко не
каждый может
себе это
позволить.
Как
выкручиваетесь
из положения?
– Теперь
не каждый
актер может
позволить себе
даже поехать
в дом отдыха
в Ялте,
санаторий
“Актёр” в Сочи
или в Мисхор,
в Дом
кинематографистов.
Путёвка
намного
превышает
его зарплату.
Пожилые
актёры
оказались в
очень
бедственном
положении.
Потому что
все остальные
системы
существования
государства
предрасположены
к
возможностям
воровства и
взяточничества.
А актёр что
может украсть?
Разве что
интонацию у
другого
актёра. Так что
я и мои
коллеги не
вписываемся
в систему,
которой
живёт страна.
Кутить по
дорогим
ресторанам – не моя
прерогатива.
В хороших
ресторанах цены
указаны в
этих у.е. Но я
же не получаю
зарплату в
у.е.! Почему
мне в
магазинах
предлагают
такие цены?
Может,
определённую
категорию
людей,
которые
зарабатывают
деньги на махинациях
и стреляют друг
в друга, это
устраивает.
Но для
работника
творческого
труда,
петербургского
интеллигента,
цены в у.е.
оскорбительны.
– Многие
талантливые
актёры
подстраиваются
под время,
отказываются
от профессии,
открывают
рестораны…
– Так уж и
многие? Я
знаю двух-трёх
человек в
Москве и
Ленинграде,
которые
наравне со
своей
трудовой
деятельностью,
ещё и
открывают
магазины,
кафе. Но это
совсем не
норма.
Единственное,
что я вижу
положительного
в нашей
актёрской
жизни, это
движение в
сторону
Европы,
Америки,
возможность
антреприз.
Актёры
играют не
только в своих
театрах, а
где-то ещё.
Это разумная
система.
– “Сливки
общества”
сегодня
приглашают
на свои
вечера звёзд
кино и
театра. Вы – символ
петербургской
аристократии,
вас не
пытались
вытянуть в
“их” свет?
– Приглашения
эти
происходят
всё-таки не
потому, что в
банкирах
проснулась
внутренняя
тяга к культуре.
Это – барство:
пригласить
для
увеселения
эстрадную
певичку или
популярного
актёра. Я не
вижу в этом
признака
интеллигентности.
Это так же, как
купить
полное собрание
сочинений в
красивом
переплете и
сделать в
кабинете
выставку. А
потом книги
остаются
непрочитанными,
с
неразрезанными
страницами.
– Насколько
я знаю, один
банкир вам
участок на
Луне подарил?
– Отнёсся
к этому
скорее как к
дурачеству.
Лучше бы он
мне подарил
интересные
саженцы или
луковицы
цветов для
дачного
участка.
Как-то был в Амстердаме,
в аэропорту
увидел
магазин, где продавалась
масса разных
луковиц.
Купил. Хотя
вообще-то их
надо сажать
под зиму, а я
посадил
весной. Да и
дачник из
меня, конечно,
относительный.
Сажаю цветы,
но не всегда
вижу, как они
расцветают.
Некогда.
Соседи сокрушаются:
“Ну что же вы
не приехали,
были такие
изумительные
краски!” Зато
смородину я каждый
год собираю,
у меня 30
кустов, а
стало быть,
больше 20
килограммов.
– А не
пробовали
наперекор
привычному
амплуа
появиться в
кадре в
другом
обличье?
– Взять в
руки
отбойный
молоток? Или
плуг, как Лев
Толстой?
– Ну или
сыграть
продавца
сосисок в «Елисеевском”=»…
– Я знаю
много
артистов,
которые
сыграют продавца
сосисок лучше
меня. А вот
барона
Фредерикса
или одного из
Романовых – почти
никто. Так
зачем же мне
играть
председателя
колхоза, если
с моим
обликом это
совсем не
вяжется.
–
Перстень на
Вашей руке – фамильная
ценность?
– Он
подарен мне
много лет
назад, и я
почти его не
снимаю.
Бывшая
хозяйка,
роковая
женщина,
привезла его
из Японии.
Иероглиф,
который на
перстне,
изображает
пожелание
удачи в делах
и душевного
равновесия.
– А минуты
равновесия
наступают?
Что вам нужно,
чтобы
почувствовать
гармонию
мира?
– Нужно
часто видеть
внучек и
гулять с
ними.
Сохранить
умение
радоваться
малому и
устраивать себе
скромные
праздники.
Жить, не
завидуя никому,
не вырывая
победу, не
обламывая
ногти… Когда
здоров сам и
здоровы твои
близкие, это
почти
равновесие.
Обида,
нанесенная
моим
коллегам и
друзьям,
оскорбление
человеческого
и актёрского
достоинства
выбивают из
колеи. Я
воспринимаю
оскорбление
актёров
моего театра
как личную
обиду, не
могу пройти
мимо.
– Выходит,
счастье
человеческое
отличается
от
актерского?
– Актёрское
счастье – это
когда утром
едешь на
репетицию, а
в метро к
тебе
подходят
совершенно
незнакомые
люди, желают
удачи,
говорят: «Спасибо!», «Берегите
себя!». В такие
минуты я
переполнен
чувствами, и
эти
иероглифы
удачи хочу
пронести с
собой через
всю жизнь.
И ЭТО ВСЁ
О НЁМ
Виктор
Минков,
художественный
руководитель
петербургского
театра “Приют
комедианта”,
друг Игоря
Дмитриева:
– Их было
двое
аристократов:
Стржельчик и
Дмитриев.
Вместе с
Дмитриевым
ушла целая
эпоха:
запонок,
шейных
платков,
крахмальных
рубашек и
чистых
сердец.
Нечасто
бывает, что
артист так
интеллигентен
и
доброжелателен
к коллегам.
Обычно в театре
друг против
друга
интригуют, а
Игорь Борисович
ходил к
режиссеру
отстаивать права
“конкурентов”.
У него было
потрясающее чувство
юмора. От
анекдотов,
которые
рассказывались
в лицах, у
друзей по
щекам текли
слезы смеха.
Он мог
“подколоть”
противника
так тонко и
интеллигентно,
что тот
поначалу
думал – это
комплимент.
Он был
аристократом
и в быту. Дома
ли, в театре,
на съёмках
или в
поездках – у него всегда
была
отличная
причёска и
блестящая от
крема обувь.
Лишь однажды
я увидел
Игоря
Борисовича в
гастрономе «Елисеевский»,
что
располагался
прямо в
здании
театра, в тапочках.
Но зато при
этом на нём
была бежевая
шляпа, модное
пальто, брюки
со стрелками и
кашне. Даже в
антракте,
выскочив за
продуктами,
он не мог
разочаровать
своих
поклонников.
ПРИСУТСТВИЕ
Чёрные
кадиллаки,
и водяные
знаки,
бродит по
коридорам
дух
букетной
травы...
Где-то в
гримёрке
знобкой,
или в
дорожной пробке,
или в кругу
поклонниц
запрпастились
Вы?
Безупречно
красивый
сказочный
принц России,
мы бы у Вас
спросили:
Бог
не оставит
нас?
Мы бы Вам
повелели
не исчезать
в метели,
и не гасить
за Блоком
далей
судьбы и
глаз!
Баловень
муз и Слова,
мы Вам
внимаем снова.
И от огня
святого
сцена
приподнялась.
Как высоко
парите!
Слушаем –
говорите:
избранно
одиноким
передаётся
власть.
Чёрные
кадиллаки,
и водяные
знаки,
кружит по
коридорам
шлейф
лепестков –
а Вы
и не с мечтой
за стопкой,
и не в
дорожной
пробке,
и не среди
поклонниц...
Но как
всегда: правы!
Лариса
Гумерова
Игорь
Борисович
Дмитриев
Народный
артист РСФСР
(1988г.).
Родился 29 мая
1927г. в
Ленинграде
(ныне г.
Санкт-Петербург).
В 1948 г. окончил
Школу-студию
МХАТ
(мастерская П.
Массальского
и С.
Блинникова).
С 1948г. работал в
Ленинградском
театре имени В.Ф.Комиссаржевской,
а с 1967 года – в
студии киноактера
"Ленфильма".
Работал в
театрах
"Русская
антреприза"
имени А.
Миронова, в
Большом
драматическом
театре имени
Г.
Товстоногова.
Автор около 30
телепрограмм
из цикла "У
Игоря Д..." на
телевидении
Санкт-Петербурга.
Действительный
член
Российской
академии
кинематографических
искусств
"Ника". С 1965 года
член Союза
кинематографистов.
Член
Английского
клуба.
Член
Всемирного
клуба Петербуржцев.
Интересное
интервью 2002-го
года
LUCH
2008