ВСТРЕЧА:
ОТЦА И СЫНА,
НОВОГО И
СТАРОГО
ЗАВЕТОВ,
ИЗБРАННЫХ
БОГА, ЗИМЫ И
ВЕСНЫ...
Живая
связь времён.
Торжество
Промысла о
Спасении человеков.
Сбытие самых
светлых
надежд
человечества
–
Зимние
праздники».
Финогенова, 2003
г.
15. 02.
2008 г., «Новые
известия», 15 февраля
православные
отмечают
праздник Сретения
Господня. Слово
Сретение в
переводе со
славянского языка
означает: встреча. Праздник
Сретения
Господня –
это долгожданная
Встреча со
Спасителем,
свершившаяся
некогда в
Иерусалимском
храме и
происходящая
в сердце
каждого
человека,
ищущего Бога
и Его Истины,
сохранённой
Церковью.
После
рождения
Христа святое
Семейство, Мария
и Иосиф
Обручник,
отправилось
в столицу
древнего
иудейского
царства: Иерусалим.
Богородица
должна была
представить
своего Сына,
младенца
Христа, Лицу
Божьему, т.е.
исполнить
древний
обычай, по
которому
всех
мальчиков на
сороковой
день после
рождения приносили
в Иерусалимский
храм для
особого чина:
очищения и
посвящения
Богу.
Так же
как и любая
другая
иудейская
женщина,
Мария
принесла
символическую
очистительную
жертву Богу в
благодарность
за рождение Сына:
два голубя за
Того, кто
родился в
мир, чтобы принести
Себя Самого в
Совершенную Жертву
за павшего
человека.
Пресвятая
Дева, Матерь
Божия, по
глубокому смирению
подчинилась
предписанию
закона.
Христос, её
Сын, был
принесён в
храм, как обычный
верующий,
стремящийся
к благочестивой
жизни, чтобы
последовать
предписаниям
церковных
канонов.
В
храме
происходит
очень важное
событие: встреча
старца
Симеона со
Спасителем.
Каждый раз на
вечернем
Богослужении
в Церкви,
когда звучат
слова молитвы,
родившиеся в
сердце
Симеона: «Ныне
отпущаеши
раба твоего,
Владыко, по глаголу
Твоему с
миром», – мы
вспоминаем
радость
этого
момента.
Отпускает
на покой
Господь
человека,
который
согласно
пророчеству
не мог
увидеть смерти,
«доколе не
увидит
Христа
Спасителя» (Лк.
2, 25 – 26). Старец
Симеон был
священником
Иерусалимского
храма и одним
из первыж
вселенских
Учителей, способствовавшим
распространению
веры в
Единого Бога
во всём мире. Он
был Богословски
и
филологически
блестяще
образованный
муж, один из
авторов
перевода
Библии на греческий
язык,
известного в
науке как
«Перевод
семидесяти
толковников».
По
преданию, к
моменту
встречи с
Младенцем
Христом, ему
было уже
более трёхсот
лет. Ушли
сверстники, проходили
новые, чуждые
поколения;
лишь обещание
Ангела
давало силу
нести бремя
жизни. Невместим
для сознания
современного
человека
факт, что Симеон
жил столь
долго. Но
Церковь
говорит об
особом
действии
Промысла
Божьего:
слова должны
были
исполниться,
и Симеон не
мог умереть,
не увидев
Христа.
Старец
Симеон стал
символом Ветхозаветного
народа
Израильского,
абсолютный
смысл
многовековой
истории
которого
воплощался
только в
подготовке
себя (и окружающего
языческого
мира) к
встрече с
грядущим
Мессией и исповедании
Его
Спасителем
человечества.
Вторым
человеком,
кому была
подарена
радость
встречи с
младенцем
Христом,
стала праведная
Анна –
простая
служительница,
которую
современники
назвали бы
«церковной
бабушкой»,
была на самом
деле пророчицей
из колена
Асира.
Увидев
рожденного
Спасителя,
она отправилась
проповедовать
о пришествии
в мир Мессии
«всем,
ожидавшим
избавления в
Иерусалиме» (Лк.
2, 38). Такое
её служение,
может быть
стало прообразом
событий,
которые
произойдут
уже после
Христова
Воскресения
и Вознесения:
событий
Пятидесятницы
(Праздника
Троицы), когда
Святой Дух
сойдёт на
апостолов,
учеников
Христа, и
когда «сыны и
дщери будут
пророчествовать»
(Деян.
1 – 2).
Сретение
– праздник,
подразумевающий
не только
радостные
переживания.
Обращаясь к Пресвятой
Деве,
праведный
Симеон
предсказывает
Ей будущее о
Богомладенце
и об Ее
страданиях у
Креста
Христова: «Этот
Отрок будет
знамением
спора людей.
Он лежит на
падение и на
восстание
многих в Израиле:
непокорным
будет
падением,
верующим –
восстанием. И
Твоё сердце,
Нетленная,
пройдёт орудие
при виде Сына
Твоего на Кресте».
В
праздничной
иконе
Сретения
есть эта двойственность:
радость Сретения
и страстная
скорбь,
заключённая
в
пророческих
словах
Симеона
Богоприимца;
Младенец
Спаситель,
сидящий на
руках Богоприимца
Симеона,
принимающего
на руки свои
Спасителя и
являющего
собою как бы
ветхий мир,
исполняющийся
Божеством, и
Матерь Божия,
вышедшая на
Свой
Крестный
путь, на отдание
Сына Своего
на спасение
мира.
В древней
Церкви цикл
важнейших
праздников
состоял из
трех: Пасхи,
Пятидесятницы
(Троицы) и
Богоявления
(Крещения
Господнего).
Но можно
сказать, что
Сретение
также начали
праздновать
очень рано, с
конца IV века,
хотя тогда
Праздник ещё
не имел своего
названия, а
именовался
просто: «сороковым
днём от
Богоявления».
Святитель
Григорий
Палама писал,
что Христос
не нуждался в
очищении,
поскольку
был зачат
бессеменно и
рождён
непорочно. Это
было делом
послушания.
Не только
закону Божию:
это было
совершенное
послушание
нового Адама
в
противопоставление
непослушанию
Адама
ветхого.
И если
непослушание
последнего
привело к падению
и порче, то
послушание
нового Адама,
Христа,
возвратило
ослушавшуюся
человеческую
природу к
Богу и
исцелило
человека от
ответственности
за его непокорность.
ЛУЧ: Сретенье!
Яркое, даже
жаркое
солнышко.
Снег сегодня
подтаял. В
воздухе уже
веет весной, свежим
ветром и
новыми
надеждами. На
службах в
храмах царит
атмосфера
великого
Торжества и
традиционно
освящаются
свечи.
Если
удалось в
этот день
посетить
храм, храните
свечи
Сретенья и
возжигайте
их с молитвой
в самые
трудные дни
вашей жизни
или при
стихийных
бедствиях.
Обойдите
свой дом с
зажжённой
Свечой
Сретенья Господня.
Обрызгайте
освящённой
водой Сретенья
постели
детей и
давайте пить
при болезнях
и жаре.
Великое Чудо
этого Дня,
Чудо
сбывшейся в
мире земном – Любви
Небесной, да
освятит наш
мир и вашу
жизнь светом,
радостью и
новой
надеждой!
Ныне
отпущаеши
раба Твоего,
Владыко, по
глаголу
Твоему, с
миром;
яко
видеста очи
мои Спасение
Твое, еже еси
уготовал
пред лицем
всех
людей, – свет во
откровение
языков, и
славу людей
Твоих
Израиля.
LUCH 2008