Обороноспособность России, космические исследования и достижения, приборы ядерно-магнитной диагностики, современные компьютеры, сотовые телефоны, лазерные принтеры, будущие поезда на магнитной подвеске, сверхпроводящие ЛЭП, мощные компактные магниты и многое, многое другое. В техническом богатстве современного мира есть и ВСЁ БОЛЕЕ БУДЕТ от его души, таланта, труда, мужества и героизма. Виталий Лазаревич всегда занимал самую активную, порой непримиримую гражданскую позицию и внёс неоценимый личный вклад в дело построения открытого и более справедливого общества в России.

 

Солнце отечественной Науки погасло.

 

          

        «Последний из могикан» легендарного племени учёных под предводительством Льва Ландау.

    

9. 11. 2009 г., almanews.ru Виталий Лазаревич Гинзбург родился в 1916 году в Москве в семье инженера, специалиста по очистке воды, и врача. Рано остался без матери, умершей в 1920 году от брюшного тифа (его воспитанием после смерти матери занялась её младшая сестра). До 11 лет получал домашнее образование под руководством отца.

 

В 1927 году поступил в 4-й класс 57-й семилетней школы, которую окончил в 1931 году и продолжил среднее образование в фабрично-заводском училище (ФЗУ). Затем самостоятельно, работая лаборантом в рентгенологической лаборатории вместе с будущими физиками Л. А. Цукерманом и Л. В. Альтшулером, дружба с которыми осталась на всю жизнь.

 

В 1933 году поступил в Московский Государственный Университет. В 1938 году окончил физический факультет МГУ, в 1940 году, в 24 года, аспирантуру при нём и в том же году защитил кандидатскую диссертацию. Через 2 года стал доктором наук.

 

Основные труды Гинзбурга посвящены теории распространения волн в ионосфере, радиоастрономии, вопросам происхождения космических лучей, термодинамической теории сегнетоэлектрических явлений, оптике, теории излучения, астрофизике.

 

В 1950 году создал (совместно с Л. Д. Ландау) полуфеноменологическую теорию сверхпроводимости (теория Гинзбурга-Ландау). Автор около 400 научных статей и 12 монографий по теоретической физике, радиоастрономии, физике космических лучей.

 

Гинзбург внёс весомый вклад в решение проблемы создания термоядерного оружия.

 

В те времена появилась теория того, что возможно супероружие, во много раз превосходящее атомное. Речь шла о водородной бомбе. Тогда началось негласное соревнование между Ливермором и Арзамасом. Там программу возглавляет Эдвард Теллер, у нас – Андрей Сахаров. За каждым из них – сотни физиков, теоретиков и экспериментаторов. Теллер поначалу ошибается, его путь приводит в тупик. Сахаров с коллегами опережают американцев.

 

7 октября 2003 года Нобелевский комитет решил присудить Нобелевскую премию по физике троим ученым: Абрикосову, Гинзбургу и Леггетту. В решении Нобелевского комитета сформулировано, что премия присуждена за «пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей».

 

Сверхпроводящие материалы применяются, например, для формирования изображения в приборах медицинской диагностики, таких как магнитные сканеры и магнитные резонаторы. Они также широко используются в ускорителях частиц в физических исследованиях. Сведения, связанные со сверхтекучими жидкостями, позволяют глубже проникнуть в процессы, происходящие в материи в её нижайшем и наиболее упорядоченном энергетическом состоянии.

 

Гинзбург был избран членом девяти Академий наук (или эквивалентных им обществ), в том числе Американской национальной академии наук и Лондонского Королевского общества. Награждён Большой золотой медалью имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области теоретической физики и астрофизики (1995); золотой медалью имени С.И. Вавилова за выдающиеся работы в области физики.

 

Академик Гинзбург был также блестящим публицистом. Он регулярно выступал в периодических изданиях со статьями аналитического характера. Важной задачей для учёного стала борьба с лженаукой. Не менее резко он отзывался о диалоге науки и религии.

 

Протест Гинзбурга, который был атеистом, против введения религиозных дисциплин в программы общеобразовательных школ, привёл к тому, что ряд православных общественных движений потребовали суда над академиком по обвинениям в разжигании религиозной вражды, однако прокуратура РФ приняла решение не начинать уголовного преследования учёного.

 

В 2007 году стал одним из десяти академиков, обратившихся с открытым письмом к президенту Путину. Боролся со знахарями, сектантами, сектами, псевдомедицинскими приборами и прочими проявлениями «сна разума», который, как известно, и порождает подобных жутких чудовищ.

 

     Величие России прирастает усилиями учёных мужей.

 

«Газета», № 211 от 10 ноября 2009 г. Скончался лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург. Физик, лауреат Нобелевской премии и общественный деятель Виталий Лазаревич Гинзбург скончался в возрасте 93 лет. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Труды учёного войдут в основу технологий будущего: поездов на магнитной подвеске, сверхпроводящих линий электропередачи (ЛЭП) и сверхмощных магнитов.

 

Академика Гинзбурга по праву можно назвать лицом Российской Академии Наук (РАН).

 

Нобелевская премия, активная общественная деятельность, организация комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований президиума РАН. Гинзбург был известен далеко за пределами научных кругов. В научной же среде с именем Гинзбурга связаны теория сверхпроводимости и ещё ряд работ в области оптики и теоретической физики.

 

От разрухи – к нобелевской премии. Биография физика довольно типична для времен разрухи и первых лет советской власти. Родился в 1916 году, в четыре года остался без матери, которая умерла от тифа. Пошёл в школу в 1927 году, сразу в четвёртый класс, а до этого образование получал от отца, доктора и инженера-специалиста по очистке воды.

 

В 1931 году поступил в фабрично-заводское училище, во время учебы в котором устроился в рентгенологическую лабораторию, где подружился с физиками Цукерманом и Альтшулером. В 1933 году поступил в МГУ имени М. В. Ломоносова, там как раз произошло разделение физико-математического факультета на мехмат и физфак.

 

В 1940 году Гинзбург создал квантовую теорию так называемого «черенковского излучения» и защитил кандидатскую диссертацию. Двумя годами позже – докторскую. В 1950 году совместно с Ландау разработал теорию сверхпроводимости. И именно за сверхпроводимость спустя 53 года, в 2003 году, Виталию Гинзбургу, Алексею Абрикосову и Энтони Леггету была присуждена Нобелевская премия по физике.

 

Чем занимался академик Гинзбург?

Можно сказать, что серьёзная научная работа Гинзбурга начинается с изучения черенковского излучения: явления, принесшего в 1937-м году Нобелевскую премию П. А. Черенкову, И. Е. Тамму и И. М. Франку, которое при всей эффектности понять удалось далеко не сразу.

 

Сейчас черенковское излучение можно видеть вокруг погружённых в воду блоков ядерного реактора или в чистых жидкостях вблизи иных радиоактивных материалов. В 1930-х годах реакторов ещё не было, но вот свечение воды в трубках вблизи источника радиации уже замечали: вода, которая явно не должна была светиться, почему-то испускала ни на что не похожий и направленный в одну сторону свет.

 

Черенков, Франк, Тамм и Вавилов дали этому эффекту объяснение. Физики связали вместе тот факт, что в веществе скорость распространения света падает, и то, что испускаемые при ядерных реакциях частицы могут двигаться быстрее этой скорости – такие сверхсветовые частицы при попадании в воду или стекло тормозят и рассеивают энергию движения в виде света.

 

Гинзбург, будучи аспирантом физфака, исследовал именно это явление, продолжая заниматься излучением, возникающим при переходе частиц из одной среды в другую и развивая науку на стыке оптики и теоретической физики.

 

Ещё два «сверх»: сверхпроводимость и сверхтекучесть.

Физика первой половины XX века открыла много удивительных явлений, некоторые из которых позже официально получили приставку «сверх»: сверхтекучесть, сверхпроводимость. Их природу учёные тоже и поняли. И объяснили далеко не сразу.

 

Что такое сверхтекучесть? Представьте себе жидкость, которая просачивается сквозь поры в глиняном кувшине и может карабкаться по стенке сосуда, перебираясь через бортик ёмкости и стекая на пол. До изобретения достаточно мощных и эффективных холодильников жидкости, в которой нет вязкого трения, её не видел никто. Более того, её обнаружение стало неожиданностью для физиков.

 

Но как только люди научились получать жидкий гелий (– 269 градусов), то увидели, что именно он и является такой странной и ни на что не похожей средой. Точнее, гелий является смесью двух жидкостей: обычной и сверхтекучей, при определённых условиях их можно разделить и получить чистую сверхжидкость.

 

Впрочем, чудеса, наблюдаемые при низких температурах, свертекучестью не исчерпываются. Погруженные в жидкий гелий металлы тоже ведут себя не так, как было принято думать. Они теряют электрическое сопротивление, и проходящий по ним ток попросту перестаёт выделять тепло: это явление называется сверхпроводимостью.

 

Теория, принёсшая премию.

Открыл сверхпроводимость не Гинзбург, не Абрикосов и даже не Ландау, который получил Нобелевскую премию ещё раньше, в 1962 году. Первым странное поведение проводников с током при сверхнизких температурах заметил голландский учёный Камерлинг Оннес ещё в 1911 году. Сверхтекучесть тоже заслуга не одного лишь В. Л. Гинзбурга, но и П. Л. Капицы (1938 год, Нобелевская премия в 1978-м). В чём же уникальность исследований именно Виталия Гинзбурга?

 

Она в теоретическим объяснении поведения вещества вблизи абсолютного нуля. Видеть эффект в лаборатории и знать, при каких условиях он воспроизводится, далеко не вся наука: основная задача учёных заключается в создании МОДЕЛИ, объясняющей, почему происходит именно то, что видно глазу.

 

Гинзбург совместно с Ландау смог создать теорию, которая частично объяснила потерю материалом электрического сопротивления и, более того: предсказала новое явление, сверхпроводимость второго рода, которую позднее экспериментально подтвердил Алексей Абрикосов.

 

Наука и лженаука.

В последние годы Гинзбург стал известен не только как учёный и нобелевский лауреат. В ответ на перемены, которые последовали за крахом цензуры в 1980-х годах, Гинзбург в 1998 году вместе с рядом других учёных организует Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований президиума РАН, чтобы бороться со всякого рода шарлатанами, гадалками, астрологами, экстрасенсами, магами и продавцами сомнительных средств от всех болезней.

 

«Лженаука – это всякие построения, околонаучные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота – это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно, и были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что хочу подчеркнуть.

 

Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик! Лженаука – это то, что заведомо неверно», – говорил Виталий Гинзбург.

 

Академик являлся последовательным атеистом и выступал не только против попыток ввести религиозные курсы в программу российских школ. Есть его комментарий по поводу израильского иудаизма:

 

«По моему мнению, в Израиле место и влияние иудаизма далеко превосходят нормы, которые должны определять ситуацию в светском демократическом государстве. Например, почему в Израиле по субботам не работает или ограниченно действует общественный транспорт? Если верующие не хотят им пользоваться, это их дело. Но почему должны быть ограничены возможности атеистов?»

 

Гинзбурга обвиняли как иудеи за атеизм, так и антисемиты за слова о допустимости поддержки синагог в Израиле. Однако в итоге мир запомнит учёного скорее за другое: будущие поезда на магнитной подвеске, сверхпроводящие ЛЭП, мощные и компактные магниты и многое другое. Во многих из этих ещё не созданных устройств будет и часть его труда.

 

Вот его собственные слова о вере в Бога: «Я не только молился, но даже сам придумал молитву. Она звучит так: «Спасибо, Господи, что сделал меня физиком-теоретиком»».

 

  В нём было столько сил. Он редко расстраивался и никогда не унывал.

 

9. 11. 2009 г., slon.ru Фёдор Каменец. Виталий Гинзбург был необычным человеком. Что всегда и всем нравилось в нём, так это потрясающая жизнерадостность: жизнелюбие и безумная вера в науку. Он нам всегда читал лекции по тем проблемам, которые интересовали сообщество «сейчас».

 

У него никогда не было неактуальных тем: рисовал 12 – 13 проблем и по очереди рассказывал о каждой из них. На протяжении последних почти 40 лет он возглавлял в нашем http://slon.ru/images2/blog_photo_1/ginsburg/TASS_110326_240.jpgинституте (Московский Физико-Технический государственный университет) кафедру проблем физики и астрофизики. И это одна из интереснейших кафедр, на которую всегда было сложно попасть, и куда был всегда один из самых больших конкурсов.

 

Он никогда не нянчился со студентами, с самого начала прививал им самостоятельность, за что впоследствии его все благодарили. Это он делал для того, чтобы они могли чувствовать и жить реальной жизнью.

 

При этом он поощрял всякие увлечения различными отраслями науки. Как-то на своих лекциях он рассказал нам, что каждый день уделяет 14 часов науке. Поэтому он пользовался потрясающей популярностью.

 

Когда ему дали Нобелевскую премию, было всеобщее ликование на физтехе. Когда ему её вручили, он весь сиял. Никто не думал, что он так скоро заболеет, потому что в нём было столько сил и жизнерадостности. Он редко когда расстраивался и никогда не унывал.


Он написал кучу книг, которые мы впоследствии дарили абитуриентам. Он был неким символом нашего института. Я очень многих физиков знаю, но среди них он выделялся особой цельностью. Он всегда всем помогал, особенно тем, кто хотел поступить в аспирантуру.

 

У него всегда проходило больше всех защит, к нему всегда тянулись студенты. Для учащихся нашего Университета, его преподавателей и всех, кто имел отношение к МФТИ, он был Солнцем в науке: с такой теплотой и нежностью он относился к окружающим его людям. Все любили его не только как учёного, но и за его человеческие качества.


Это был великий человек, при этом очень простой, интеллигентно простой.


К тому, что происходит с наукой сегодня, он относился крайне плохо. В одной из своих работ разносил в пух и прах Грефа. Он считал, что наука – это та область, которая должна быть финансируема государством и должна поддерживаться государством.

 

Страна, у которой нет науки, – это не передовая страна. К сегодняшней ситуацией с развитием и поддержанием науки в нашей стране он относился очень холодно и плохо. Он очень чётко разделял: ученые должны развивать науку, производить новые знания, а общество должно этими знаниями пользоваться.

 

К вопросу утечки мозгов на Запад относился крайне негативно, но при этом с пониманием, говорил: «Как они могут тут работать, когда у них нет для этой работы никаких условий?» Несмотря на своё негативное отношение к утечке мозгов, никогда не отзывался плохо о тех, кто уезжал. Конечно, он хотел бы, чтобы наша наука не несла таких потерь, и все, кто уезжали, оставались бы и трудились на родине, но для своих коллег он всегда желал лучшего и понимал, что лучшие условия они найдут только за рубежом.


Он лелеял идею, чтобы деньги не растрачивались на непонятные цели, а к примеру, пошли на строительство дома для молодых учёных. Он всегда был окружен талантливой молодежью и всегда старался ей всячески помочь. Он – это вечный свет Российской науки.


Он всегда интересовался, как живут и работают те, кто уехал за границу. Когда оттуда приезжали наши учёные, он всегда приходил с ними общаться и часто задавал множество различных вопросов, но сам никогда не думал о том, чтобы уехать из России. Он не представлял себя заграницей.

 

Триумф отечественной физической школы.

 

7. 10. 2003 г.,  Дмитрий Мельников, Вести.Ru Text Box:  В коридорах физического института РАН сотрудники поздравляют друг друга и произносят только одно слово: «дали!»

 

Среди нобелевских лауреатов в области физики 2003-го года два русских ученых: Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов. Первый руководит отделом Теоретической физики ФИАМ, второй работает в Арагонской научной лаборатории в США.

 

И Гинзбург, и Абрикосов уже однажды получали премию вместе: в 1966-м году за совместную работу они были удостоены Ленинской премии. И вот теперь Нобелевская.

 

Виталий Гинзбург говорит, что ждал этого дня уже тридцать лет, но в последнее время перестал надеяться: «Я давно понял, что мне не дадут. Что-то, может быть, теплилось. Потом был звонок из Стокгольма, что вот дали. Я очень удивился. Конечно, приятно».


Text Box:  Нобелевский комитет присудил Виталию Гинзбургу премию «за пионерский вклад в теорию сверхпроводников» – направление, которым ученый занимается последние 50 лет: «Я начал заниматься теоретической физикой, то есть сверхпроводимостью, тогда, когда большинству человечества было не до неё. Мы были в эвакуации в Казани, в холоде, в голоде».

 

Коллегу Гинзбурга, Алексея Абрикосова, новость о присуждении Нобелевской премии застала ночью. Как и для Гинзбурга, для Абрикосова это стало полной неожиданностью: «Мне из Комитета прислали письмо о том, что меня выдвинули на премию. Этого никогда не было. И по этому случаю, естественно, в этот раз ожиданий было немножко больше».


Это уже второй раз за последнее десятилетие, когда российские физики становятся нобелевскими лауреатами. Три года назад премию получил Жорес Алфёров.

 

Сегодня он поздравляет коллег и говорит, что отечественной Физической школе есть, чем гордиться: «Вы видите на деле, какой советская школа Физики огромный вклад внесла. Это, прежде всего, теоретическая школа Льва Давидовича Ландау, потому что Алексей Абрикосов – прямой выходец из неё. Виталий Лазаревич – это скорее ученик вообще, школы Ландау тоже. И вместе с тем, это школа одного из самых выдающихся физиков нашей страны: Игоря Евгеньевича Тамма».


В декабре русские учёные отправятся в Стокгольм на церемонию вручения. Что будут делать с причитающими гонорарами, они пока ещё не решили.

 

 

 

 

 

 

                            LUCH 2009