Главный бой Иисуса: величайшее событие человеческой Метаистории.

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой День узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Евангелие от Луки, 19, 41 – 42. Иисус воззвал и возопил в храме Соломоновом во всю духовную мощь Царя и Бога, во всю силу негодования и протеста, на которые только был способен. И не звучал ещё во Иерусалиме, да и в самой Истории древнего государства, столь явно и грозно людям Израиля гневный Божий Глас.

 

Лукьянов В. Вход Господень во Иерусалим. 1987 г.

 

Сей День твой, Иерусалим!

Господь пришёл с миром, но на Свой главный бой: воззвать Адама.

 

После чуда Воскрешения Лазаря, искали Иисуса, чтобы убить: народ толпами ходил за Ним, не принося лепт в синагоги. Бизнес рушился, и скрежетали фарисеи зубами от злости. Иисус же вошёл во Иерусалим открыто, как Власть Имущий, никого не боясь и не опасаясь. Издалека всему Иерусалиму было видно ликующее шествие по склону Елеонской Горы. «Мессия, Мессия! Он явился, пришёл Царь Иудейский! Осанна!»

 

Да, явился. Да, пришёл. Но не только для того, чтобы в яве, во всей красе, на пике славы и Подвигов, – показать Себя народу, столько лет ожидавшему Его. Но явился ещё и для того, чтобы навсегда разделить Дух веры от духа наживы и фарисейства.

 

Один на один выступил Иисус против могущественной финансовой империи спекулянтов, центром которой, увы, стал Иерусалимский храм. Простым людям Господь оставил века на прозрение и просвещение. Но с торгашами – схватился вокрытую, не медля ни минуты. Зачем?

 

Чтобы указать людям главного врага. Не Ирод и не Пилат; не римские легионеры; не Анна и Каифа – главные враги Иудеи. Главным врагом Иудеи Первого Пришествия, как и всего человечества сегодня, была и остаётся ПРОДАЖНОСТЬ. Охватившее массы низменное стремление продавать совесть и бессмертную душу – за грошёвую земную выгоду. Для решительной схватки именно с этим, самым страшным и самым губительным для человека злом, наступил для Господа День и Час.

 

I СБЫЛОСЬ РЕЧЕННОЕ ОТ ПРОРОКОВ.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим. Но не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего. Как Победитель греха и смерти.

 

Вифания, где в какнун этого события находился с учениками Иисус, расположена на восточном склоне Елеонской горы. Эта гора представляла из себя скорее высокий холм, покрытый множеством масличных деревьев, потому и называлась Елеонской, от слова елеа, маслина.

 

Гора находилась к востоку от Иерусалима и отделялась от него маленькой, пересыхающей летом речушкой Кедроном. На западном склоне горы – Гефсиманский сад. Можно было бы войти в Иерусалим, обогнув Елеонскую гору с юга, либо через верх горы – этот путь труднее, зато короче. Иисус никогда не выбирал лёгких путей, но ради этого Дня взошёл на Гору Елеонскую, на самую её вершину, ещё и для того, чтобы было видно всем во Иерусалиме: исполнилось обещанное Богом через пророков; се грядет Царь Иудейский.

 

Иисус послал учеников в близлежащее селение, чтобы они привели Ему молодого осла и ослицу. Конь – верховое животное для военного времени, а Он должен был показать, что пришёл с миром. Иисус знал, что хозяева животных сразу отдадут их, когда узнают, для Кого.

Ученики привели животных и послали на спину осла свои плащи: Царю должно быть удобно ехать. Он ехал на ослёнке, а ослица, как запасное животное, шла рядом. Из Вифании выехали в окружении множества народа: вместе с учениками шли люди, бывшие свидетелями Воскрешения Лазаря, и по дороге к ним присоединялись всё новые и новые последователи.

 

Они постилали свои плащи на дорогу, под копыта осла, а самые бедные, у кого и плащей-то не было, срезали пальмовые ветви – ваии, и тоже постилали их на дорогу или приветственно размахивали ими в воздухе.


С вершины Елеонской горы открывался прекрасный вид на Иерусалим: город лежал, как на ладони. Дивный Град Давидов! Иисус восплакал о горькой его участи: быть разрушенным галльским разбоем через 70 лет. Не плакал о Своей судьбе, быть здесь вскоре Распятым, но плакал о Городе и о людях. Иисус ПЕРВЫМ оплакал Родину своих предков, великий Град царей Израильских, и всей душой молился о его прозрении. Хотя бы ради этого великого Дня!

 

Но Ему, воскресившему Лазаря Четверодневного и Самого Себя, не удалось чудо воскрешения всего Иерусалима. Город продал Его за сребреники и распял Его за них же. Иерусалим – пал. Он погряз в духе наживы и фарисейства, и все усилия Спасителя и человечества до сей поры так не смогли вырвать Иерусалим из лап вселенского зла.

 

Когда они начали спускаться с горы, из города побежали им навстречу увидевшие их люди, и две толпы – сопровождавшие и встречающие – слились воедино. Встречавшие также несли в руках ваии, бросали их под копыта ослу и постилали свои одежды. От приветственных криков звенел воздух. Душистый ветер весеннего многоцветья полнил Землю небесными ароматами, а сердца людей –  восторгом и умилением.

 

Нестеров М.В.

 

Осанна! – кричали люди, – Благословен Царь Израилев! Благословен идущий во Имя Господа!

 

Так народ израильский, исстрадавшийся под римским игом, приветствовал Того, кого считал Царем-освободителем, Мессией. Люди не знали пока, что Царь пришёл для избавления не только народа израильского от римлян, но и всего человечества от рабства греха и смерти.

 

II СЫН ДАВИДОВ НАПОМНИЛ, КАК ПОСТУПАЕТ ЦАРЬ С ГРЕШНИКАМИ.

Сидя на осляти и без меча, Иисус всё-таки готовился к схватке; не мог и не имел права пройти мимо той мерзости, в которую фарисеи превратили религиозность иудеев. Паломничество во Иерусалим стало прибыльным бизнесом; движимые духои наживы, тысячи людей устремлялись туда, чтобы заработать на угождении не Богу, а маммоне и туристам со всего света.


И вошёл Он в Иерусалим. Сквозь толпу пробился к Нему человек в богатой одежде, судя по всему, фарисей. «Учитель, запрети народу так приветствовать Тебя. Зачем эта неприличная шумиха? Ты привлекаешь внимание, это опасно для Тебя. «Если они умолкнут, то камни и скалы возопиют», – отвечал Иисус.

Войдя в город, Иисус направился прямо к Храму. «Разве не знаете вы, что в Доме Отца Моего подобает Мне быти?» – ещё будучи Отроком утверждал Иисус. Три года тому назад, когда Он после Крещения впервые пришёл в Иерусалим, то и тогда разогнал торговцев, обративших двор и притворы Храма в шумный рынок. Теперь в Храме творилось то же самое;  торговцы думали, что Иисус не решится больше войти в Иерусалим.

 

Формально на территории Храма разрешалось продавать только жертвенных голубей. Но стояли столы с самым различным товаром и конечно с разменными кассами менял. Во дворе Храма мычал и блеял приведённый на продажу скот, царили шум мирской и суета сует.

 

Иисус изгоняет Кирилла из Русской Церкви.

 

Казалось: трубы иерихонские снова грянули здесь, и ожила История, и дрогнули древние стены Иерусалима. Иисус действовал решительно. Столы с товаром опрокинул, а торговцев и менял разогнал, приговаривая: «Храм должен быть домом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Ученики помогали Ему. Торговцы не смели противиться, парализованные страхом и увидев толпу почитателей, окружавшую Иисуса.

Царь Давид не задумываясь рассекал грешника и кощунника мечом пополам, предавая лютой смерти. Так же грозно действовал и Потомок, вразумляя торговый люд в Храме: во всю мощь Пророка и Чудотворца, всей царственной и Божественной волей и силой негодования и протеста, на которые только был способен.

 

Не только как Сын Бога и Сын Давида, не только как Царь Иудейский, но и как просто гражданин Иудеи, как любой честный человек, который никогда не пройдёт равнодушно мимо обнаглевшего зла или чьего-то невинного страдания.

 

С громами и с молниями – из глаз и уст, с бичами, разящими наповал в руках атлета. С потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.

 

III ДЕЛО ПРОЧНО, КОГДА ПОД НИМ СТРУИТСЯ КРОВЬ

Вот для чего и пришёл Господь в Город предков Своих. Не ради славы людской, не ради почестей и поклонения: для главной схватки. И дал этот бой! Сотворил, исполнил дело всей Своей жизни до конца.

 

Никто, ни один, не смел перечить. Ни один не осмелился спорить с Царём, возмутиться или пытаться как-то Его остановить. Парализованные ужасом и трепетом, люди собирали пожитки и отползали, уносили скорее ноги от этой лавины гнева и грома Небесного, невесть откуда обрушившегося на их бедные головы. Некоторые трусливо и заискивающе просили «о знамении», мол, дай нам какой-то знак, что ты вправе всё это делать.

 

Но Иисус жёстко обрубил их лесть: «Разрушьте этот храм, Я воздвигну его снова в три дня!». То есть, главное Знамение да будет: НИЧЕГО не можете сделать Господину Жизни и Хозяину смерти.

 

Все ушли, и уже ничто не нарушало тишины святого места и благоговейной молитвы...

 

Здесь выросла Его Мать, младенцем смело преодолев 15 высоких ступеней; здесь являлся Вестник Божий Гавриил первосвященнику Захарии и вразумлял его; здесь процвёл жезл праведного Иосифа и голубица осенила седую его главу; здесь первыми из людей встретили и благословили Младенца Иисуса старец Симеон и пророчица Анна.

 

Здесь прошли Детство и Юность: набожные Родители каждый год посещали Храм на Пасху и другие Праздники. И именно сюда, с благодарностью и поклонами Отцу Небесному, пришёл Он в славе Царя и в Духе великого Чудотворца. «Вся жизнь Моя – Тебе, Пославший Меня!»

 

К Иисусу стали подходить больные: слепые, хромые и увечные, которых Он исцелил. И наверное прежде чем покинули Иисус и Апостолы Храм, ставший в это День полем великой духовной битвы, Он сказал людям что-то доброе и красивое, как всегда. И конечно Именем Отца Небесного благословил их.

 

Но ужас и трепет в их душах, от воочию лицезрения Божественного негодования, остался навсегда. По всем уголками древнего Иерусалима пошла растекаться река слухов, пересудов и загадочных толкований всего, что здесь сегодня произошло. Народ Иудеи трепетал от восторга и славил Бога, не забывшего Свои обещания о Мессии. Фарисеи же задыхались от злобы, зависти и ненависти.

 

И закипела закваска фарисейская. И хлынула потоком хулы и самой чёрной клеветы по следам Того, Кто столь триумфально прошёл сегодня по Иерусалиму, словно по всей Истории Своего народа. Кто снизошёл и посетил Землю в страшный Час её духовной катастрофы, чтобы она не погибла, вместе со всеми людьми, на веки вечные, но продолжала бы жить и расцветать, как этим весенним солнечным днём.

 

«Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Так начиналась она, работа вражия: опорочить и представить Спасителя Господа, олицетворение Любви и Добра, – «разбойником», «хулителем законов», «бездельником». Иисус видел и прекрасно понимал, что именно происходит, но уже вверяет всю ситуацию Всевышней воле.

 

Он понимает, что дело ВОЗЗВАНИЯ АДАМА,  вразумления и Спасения человеков, которое Он начал, должно быть упрочено. Готов к испытаниям, хотя и молит Отца в Гефсимании да минет Меня Чаша сия, так хотел бы остаться с людьми как можно дольше, да укрепятся в праведности и вере.

 

Но рок судил Ему иначе. Чаша грехов и преступлений человеков на Весах Истины переполнена и слишком тяжела. Чтобы избранные и близкие Иисуса не пострадали, а дело Воззвания Адама принесло свои плоды и не погибло бы во мгле веков, Ему выпало много пострадать и пролить всю Свою Божественную Кровь, до капли, на Алтарь Времён.

 

Сразу за Вербным Воскресеньем начинается Страстная Седмица, каждый день которой называют Великим. События начинают разворачиваться стремительно, и скоро та же толпа, те же самые люди, кто кричали «Осанна!» и постилали одежды под копыта царского осляти, будут кричать: «Распни Его!»

 

Продажность. Уступчивость за деньги. Непрочность. Переменчивость. Слабость. Падкость на подарки. Мягкотелость. Равнодушие. Предательство. И мир – до сей поры лежит во зле...

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ:

 

«И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Евангелие от Матфея, 21, 10-11.

 

«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей…»  От Матфея 21, 12.

 

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и Дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ин. 2:13-16

 

Вход Господень в Иерусалим. Тропарь, гл ас 1.
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / Осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне!

 

Ин тропарь, глас 4.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во Имя Господне.

 

Кондак, глас 6-й.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:/ благословен еси, грядый Адама воззвати.

 

Пьетро Лоренцетти фреска. 1320 г. ц. Сан Франческо, Ассизи.

 

Слёзы на Горе Елеонской, или Воззвание погибших.

              

ЛУЧ: Тот факт, что верба, которая обычно в России распускается в начале марта, уже втрой раз подряд не распустилась в лесах и около водоёмов к Вербному Воскресенью, которое в этом году 17 апреля, очень печалит и настораживает. Не дай Бог нам повторения бедствий прошлого лета!

 

Перед Свои Уходом, Господь указал нам главного врага человека и его бессмертной души: продажность. Пусть в этот великий День Истории каждый из нас задумается и вспомнит: сколько раз в своей жизни подумал о личной выгоде как о чём-то более насущном, чем правда, совесть и Спасение.

 

Вспомните! Это важно. А если ужаснётесь содеянному, то наверное незря Господь входил во Иерусалим. В Город, предавший, продавший и распявший Его за серебреники. Но всё-таки наверное это было очень нужно: войти – и устроить весь этот ГРАНДИОЗНЫЙ СКАНДАЛ. И лишить, наконец, торгашей их наживы, их крутого бизнеса на святости и их мнимой чести в глазах бедноты.

 

В этом мало было Ему радости. ПЛАКАЛ Иисус, глядя на Город, который Ему пришлось фактически вызвать на дуэль. Угроза жизни была как никогда более вероятной: фарисеи хотели убить даже и Лазаря, что там говорить про Христа. Никто из учеников не понимали, зачем Он это делает. И всё-таки Он это сделал. 

 

Почему?! Да потому что Господь пришёл ВОЗЗВАТЬ падшего Адама. Воззвать его из низости и праха, куда увлёк его враг сатана. Напомнитиь ему: чей он сын и как чисто и высоко должен жить, мыслить и действовать.

 

И сотворил, и воззвал. Воззвал – громко. Наглядно. Убедительно. С громами и молниями из глаз и уст, с бичами в руках атлета, с потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.

 

И уже только потом скрепил это главное дело всей Своей Жизни вольным страданием и смертью. Заметьте: Иисус не плакал на Голгофе, нет. Но плакал Он – на Горе Елеонской, видя падший Иерусалим.

 

Так же плачет и сегодня Господь о каждом, и о нас всех, как о Иерусалиме на Горе Елеонской. Плачет о падших. Плачет о России, которая допустила мерзость наживы и торгашей в свои храмы, в жизнь людей и в своё правительство. Россия! Русь Святая – стала торгашкой! Продажной девкой, угодницей западных сатанистов-торгашей.

 

Горе, горе нам. Не распустилась верба в наших лесах, не радуется Господь о чадах Своих, и плохи наши дела. Нет у такой России никакого будущего. Ибо всё Духом Святым, Высоким, созидается и всякая душа живится, а душком продажности и наживы – всё только разрушается.

 

Да, надо любить. Надо быть милосердным. Надо уважать отца и мать. Но самое главное: НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПРОДАЖНЫМ. Нельзя быть материалистом. Нельзя быть безБожником. Дух и душа – не имеют цены. Кто думает о наживе более чем о своём бессмертии, идёт в ад.

 

НИКОГДА не забывайте об этом.

 

Праздник в произведениях русских и зарубежных классиков.

 

Лазарева М. Вербное воскресение. 2004 г.

 

Денисенко О. Вербное Воскресенье.

 

Блонская С.И. Вербное Воскресенье. Девочки.1900 г.

 

 

Кустодиев Б.М. Вербый торг у Спасских ворот. 1917 г.

 

Миронычев А.В. Шествие на осляти. 2006 – 2007 г (с картины Шварца В.Г. 1865 г.)

 

Широка, необозрима,
чудной радости полна,
из ворот Иерусалима
шла народная волна.


Галилейская дорога
оглашалась торжеством:
«Ты идёшь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!


Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»


Так, внезапно вдохновенный,
пел народ. Но там один,


Недвижим в толпе подвижной,
школ воспитанник седой,
гордый мудростию книжной,
говорил с усмешкой злой:


«Это ль Царь ваш?

Слабый, бледный,
рыбаками окружён?
Для чего Он в ризе бедной?
Почему не мчится Он,


силу Божью обличая,
весь овеян пыльной мглой,
пламенея и сверкая,
над трепещущей землёй?»


И века прошли чредою.
И Давидов Сын с тех пор,
тайно правя их судьбою,
усмиряет всякий спор.


Налагая на волненье
цепь любовной тишины,
правит мир, как дуновенье
наступающей весны.


И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
узнают шаги Владыки,
слышат тихий зов Отца.

Хомяков А.С.

 

 

 

 

Кладовая Природы. Удивительные свойства вербы.

 

 

 

 

 

 

LUCH 2011