Верный Страж Православного Отечества

Князь Сергей Александрович Романов: неоткрытое Сокровище Земли Русской

 

ChristInGarden11sm.jpg

«ДА МИНУЕТ МЕНЯ ЧАША СИЯ!..»

 

Предлагаемая статья кандидата Исторических наук, сотрудника Института Европы АН РФ, о. Василия СЕКАЧЁВА интересна и правдива. Однако в ней не освещены военные подвиги ВК Сергея Романова, который в 1905 г. был в чине генерал-лейтенанта и являлся командующим Военным Московским Округом. Сергей Александрович был гордостью Российской Армии, овеянным легендами боевым генералом, бессменным «часовым Русской славы и Русской Чести», героем Плевны и Русско-турецкой войны на Балканах 1877 – 78 гг. Мало сказано о Палестинском Обществе и о трудах Великого Князя на Святой Земле, о святорусском аскетизме этого великого подвижника веры, о его Иверских молениях, о созидании им по всей Руси храмов и монастырей, о бесчисленных актах благотворительности, о том, что Сергей Александрович являлся Крестным отцом и Воспреемником тысяч и тысяч детей по всей Руси широкой, о просветительской, научной и культурнорй деятельности, – и о многм другом.  И это вполне понятно: Духовное и Историческое Наследие, оставленное величайшим из великих избранником, действительно огромно и почти не исследовано. Такие титаны Духа и великаны Просвещения, каким был Великий Князь, Порфирородный принц России (первый сын после Коронации Александра II Освободителя), дядя Царя Мученика Николая II, – приходят на Землю не то что «раз в 100 лет», но раз – за всю Историю страны. Подробнее http://www.luchmir.com/RoyalFamily/Novomucheniki07.htm

 

100 ЛЕТ СО ДНЯ ПОДВИГА В КРЕМЛЕ. «ПЫЛЬ ЗА ВСАДНИКОМ». В наше время Великий Князь Сергей Александрович Романов оказался выведен в романе Акунина «Коронация» под именем «Симеона Александровича». Но Бог шельму-то всегда метит: незря и фамилия писаки Чёртешвили. Создавая уродливый, клеветнический образ, иудейский беллетрист прилежно переписал дневниковые сплетни начала прошлого века, да вовсе не читал, или сознательно замолчал главные исторические факты и свидетельства: воспоминания близко знавших Великого Князя людей. А именно: его прославленной Супруги, его детей и коронованных родственников, его современников и сподвижников, поэтов, писателей, учёных с мировыми именами, европейских монархов. Например, вот что о Сергее Александровиче пишет его племянница и приёмная дочь, принцесса Мария Павловна: «Все считали его, и не без основания, холодным и строгим человеком, но по отношению ко мне и Дмитрию (брат Марии Павловны) он проявлял почти женскую нежность…»


А вот высказывания о Великом Князе его политического противника, С. Ю. Витте: «Великий Князь Сергей Александрович по существу был весьма благородный и честный человек, к памяти его я отношусь с уважением...». Лев Толстой, узнавший о смерти Великого Князя в феврале 1905 года, по словам свидетелей, воспринял это известие как величайшую катастрофу и «прямо физически страдал». Сам когда-то воин-защитник Отечества, Толстой не мог не скорбеть о безвременной, в расцвете сил и лет, гибели этого выдающегося государственного деятеля, героя России. А Супруга и будущая Царственная Мученица, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, свидетельствует ещё более кратко и точно, называя Сергея Александровича Ангелом Доброты. «За всю свою жизнь он не причинил никому никакого зла...»

 

Итак, попробуем разобраться: почему вот уже более столетие клевета не оставляет святую память великого Гражданина России, Сподвижника Христа, Царственного Мученика. Кто с таким маниакальным упорством выбивает краеугольный камень из-под ног Русского народа на его Пути к Духовному Возрождению? Кому и зачем это нужно? Ответ напрашивается сам собой: это делается сознательно, и делается это врагами нашей веры, кто до сих пор открыто и яростно Богохульствует не только на Имя Божие, но и на всех, кто истинно следует Христу, свершает подвиги в Его честь, служит Христианскому Просвещению.

 

Иноверцы сегодня захватили мировую власть, тоннами печатают свои доллары и щедро оплачивают услуги таких вот продажных писак, как Акунин или Дэн Браун. И чем более велика, чем более значима для Русской Истории личность христианина, тем более черна и яростна клевета. Но если мы являемся просвещёнными сынами и дочерями своего Отечества, то всегда сумеем отличить правду – от лжи и благодать – от злобы сатанинской. Данная работа надеемся предоставит обширный и серьёзный материал для открытия, изучения и осмысления личности и Наследия одной из самых ярких, воистину легендарных личностей не только России, но и всемирной Христианской Истории.


 Великий Князь Сергей Александрович Романов

 

Кто б ни был ты, но встретясь с Ней,
душою чистой иль греховной,
ты вдруг почувствуешь живей,
что есть мир лучший, мир духовный...

 

ОБЕТ ПОСЛЕ КОРОНАЦИИ. «ЗНАМЕНИЕ ВО БЛАГО». Рождению Великого Князя Сергея Александровича предшествовало необычное событие. В сентябре 1856-го года, сразу же после Cвоей Коронации, Александр II с Супругой, Императрицей Марией Александровной, посетили Троице-Сергиеву Лавру. Независимо друг от друга, тайно Они перед мощами преподобного Сергия оба пообещали: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем, посвятив Богу. Мальчик появился на свет на следующий год. В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнёс в Успенском соборе Кремля особую проповедь. Святитель говорил, что рождение Великого Князя – это «Знамение во благо» России и знак благословения Божия для только что начавшегося Царствования.

 

Сергей Александрович был седьмым ребёнком в Семье, но стал первый Порфирородным, после воцарения Отца на Троне Отечества. Судьба такого «обетного», Царственного рёбенка не могла быть обычной. Воспитанием мальчика сначала занималась фрейлина А. Ф. Тютчева (дочь великого поэта и дипломата Фёдора Тютчева, супруга славянофила И. С. Аксакова). «Широко просвещённая, преданная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить Россию, Русскую Землю, Православную веру и Церковь… И не скрывала от Царских детей, что они не свободны от терний жизни, скорбей и горя, что должны готовиться мужественно их встретить», – писал один из биографов Великого Князя.


Когда мальчику исполнилось семь лет, его воспитателем назначили капитан-лейтенанта Д. С. Арсеньева. В 1910 году он писал: «Сергий Александрович был доброе, чрезвычайно сердечное и симпатичное дитя, нежно привязанное к Родителям и особенно к Матери, к своей сестре и младшему брату; он очень много и интересно играл и, благодаря своему живому воображению, игры его были умные...». А молитвы его его были жаркие и долгие, с самых ранних лет Сергей Александрович много времени уделял молитве. Он имел свою особую молельную комнату, уставленную иконами Спасителя, Божией Матери, любимых святых. Особенно усердно молился святым Сергию Радонежскому и Савве Сторожевому, великим Заступникам России. В молельной Великого Князя была икона Сававы Сторожевого в полный рост, обладавшая удивительной духовной силой. Но не только молился у икон, но и рано начал паломничать, с огромныи интересом и трепетным вниманием изучая Историю Отечества. Его познания в исторической фактографии были столь глубоки и обширны, что Сергей Александрович мог позволить себе споры на исторические темы даже с Ватиканом, из которых выходил победителем.

Тонкие черты лица, светлые волосы, всегда немного печальные серо-зелёные глаза… «Обетный сын» Императорской Четы обладал благородной внешностью, тонким музыкальным слухом, хорошо играл на фортепиано, увлекался всеми видами Искусства, в совершенстве знал европейские языки. С юных лет высокий и подтянутый Сергей Александрович казался прирождённым офицером. Белый гвардейский мундир сидел на нём как влитой. В Гвардию поступил после кончины обожаемой Матери и трагической гибели дорогого Отца. До 1887-го года командовал 1-м (царским) батальоном Преображенского полка, затем, в чине генерал-майора, всем полком. В 1891 году Александр III назначил своего брата генерал-губернатором Москвы. На этом посту Сергей Александрович показал себя жёстким консерватором, преданным приверженцем Самодержавия, и все попытки пересмотреть незыблемость Монархии в России принимал враждебно.

 

ОБОЖАЕМЫЕ МАМА И ПАПА: РОКОВОЙ РАЗРЫВ.
Великий Князь был твёрдо убеждён, что либерализм в политике тесно связан с повреждением не только древних традиций страны и самое главное: её нравственности. Главное доказательство этому видел в Семье своих Родителей. Его Отец, инициатор великих реформ и по представлениям Сергея Александровича, «западник и либерал», был неверен жене. В течение 14 лет открыто, на глазах у всего мира, Монарх жил с другой женщиной и фактически завёл вторую семью. Отцовскую измену Сергей Александрович объяснял увлечённостью чуждыми России западными (либеральными) идеями. Западническое воспитание, казалось, подтолкнуло Александра II и к проведению либеральных реформ, и к супружеской неверности. Неприятие подобных действий со стороны Отца особенно обострилось после мученической кончины Марии Александровны; у Императрица от переживаний развилась тяжёлая форма туберкулеза, скоротечная чахотка. Через 45 дней после того, как Она умерла, не выждав даже положенной Годины, Александр II женился на Долгорукой…


Трудно передать, кем была Мать, Мария Александровна (до принятия Православие принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа, первая красавица Евроры), для Сергея Александровича и других младших детей – Марии и Павла. Именно от Мамы Сергей унаследовал пламенную любовь к Искусству: к Музыке, Живописи, Поэзии. Именно Она воспитала в нём сострадательность и доброту, научила молиться и всегда жить как перед Богом. Когда в 1865-м году восьмилетний Сергей вместе с Мама приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское Богослужение в Кремле. И выстоял всю Службу в Алексеевском храме Чудова монастыря. Так, великой любовью Царицы, Её неусыпными трудами и заботой о Своих детях, начинало сбываться чудесное Знамение во благо Росссии.


Нежная, горячо верующая, всесторонне образованная Мама была для Сергея Александровича всем. Как он страдал, видя Её переживания, Её женское одиночество. Сердце Сергея разрывалось от любви к Маме и от любви к дорогому Папа, Которого тем не менее он не мог не осуждать. Добродетели и таланты Императрицы, Её красота, благородство, несравненное превосходство над соперницей, были очевидны всем верноподданным, не только детям. О них говорили, брали пример, их воспевали Русские поэты. Гениальный Ф. И. Тютчев, знакомый с Императрицей с 1864 года, написал стихи, приведённые выше в этом тексте. «Кто подходил к Ней, – говорил о Марии Александровне высоко Её почитавший К. П. Победоносцев, – чувствовал присутствие чистоты, ума, доброты и сам становился при Ней чище, светлее, сдержаннее».


Когда Её не стало, Сергей Александрович пережил тяжелейшее потрясение. «Этот удар был страшный удар. И видит Бог, как я и до сих пор не могу ещё придти в себя, – напишет он через год. – С Её смертью всё, всё переменилось. Не могу словами выразить всё, что наболело на душе и на сердце, всё, что у меня было святого, лучшего, – всё в Ней я потерял. Вся моя любовь, моя единственная сильная любовь принадлежала Ей». На похоронах он был белее своего офицерского мундира. «Бедный Сергей, на него больно было смотреть», – записал о нём в дневнике ВК Константин Константинович.

 

Знаменательно, что злополучное венчание с Долгорукой (о котором Сергей узнал только от адмирала Арсеньева и почти через полгода) произошло тогда же, когда у Царя окончательно созрело намерение ввести в России Конституцию. Все это вместе в глазах Великого Князя Сергея и привело Отца к трагической гибели 1 марта 1881 года. Сергей Александрович глубоко переживал смерть отца. «Не знаю, с чего начать и как писать, – читаем в его дневнике. – Душа и сердце разбиты и перевёрнуты. Все ужасные впечатления меня уничтожили». Но в то же время Сергей счёл возможным передать брату (Александру III) и прошение Льва Толстого о помиловании убийц. Он был уверен: нельзя начинать новое Царствование с казни. Сочетание политического консерватизма с живым христианским чувством было характерно для личности Сергея Александровича. Впоследствии это проявится во время его жизни в Москве.

 

НЕПОНИМАНИЕ СВЕТА. «НЕСЧАСТЬЯ АРЛЕКИНА»
Сергей Александрович в театральном костюмеПод влиянием всего перенесённого в 1880-м году у Сергея Александровича сложилось твёрдое убеждение в том, что спасти от нравственной и политической гибели и отдельно взятого человека, и страну может только приверженность исторической и духовной традиции: верность Православию и Самодержавию. Естественно, что из-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множество врагов в «передовом» русском обществе, охваченном либеральными и даже революционными настроениями.

 

Политические же его противники в России, как удивительно точно подметил исследовавший этот вопрос И. Л. Волгин, «редко ограничиваются принципиальной полемикой»; «им важно унизить своего оппонента, указать на его нравственное ничтожество». И здесь пошли в ход появившиеся ещё в Петербурге, во время службы Великого Князя в Преображенском полку слухи о его «ненормальности» и «тайной порочности». Замкнутый, погружённый в свои глубокие духовные переживания, не имеющий вкуса к великосветским увеселениям, Великий Князь не был принят петербургским высшим обществом. Его осмеивали.


Сергей Александрович тяжело переживал унизительные нападки, но никогда не показывал этого окружающим. «Я… глубоко тебе сочувствую, – писал ему двоюродный брат Великий Князь Константин Константинович (К. Р.) в начале 1880-х годов, – когда близкие люди не могут тебя постичь и объясняют себе в искажённом виде твои влечения. Тебя почти никто не понимает, и составляют о тебе совсем ложное мнение… В твоём существовании постоянно встречаются des malheurs darlequin (дословно в переводе с французского – «несчастья Пьеро», то есть нелепые случайности) – конечно в очень и очень грустном смысле».


Следует сказать, что с детства Великий Князь Сергей был очень застенчив, чрезвычайно смущался, густо краснел от любой грубости, низости, неискренности. Крайний идеализм, стремление во всём к Идеалу, к Высшей Красоте и Гармонии, а так же и тонко чувствующая, ранимая душа достались ему от Матери. Это отмечали многие. Даже когда Сергею Александровичу уже исполнился 21 год, кузен К. Р. особо отметил в дневнике, что на одном из приёмов у них дома: «даже Сергей не конфузился». В Петербурге не без влияния обращенной против него клеветы Великий Князь нашёл средство и против застенчивости: холодное и непроницаемое («генерал-губернаторское», как скажут впоследствии) лицо. Неприступный вид он будет принимать на публике до конца своих дней. В этом и секрет его двойственности: внешне Сергей Александрович чрезмерно строгий и сухой, внутренне – тонко чувствующий, чрезвычайно ранимый и неизменно страдающий за свой народ и за всех своих близких.

«К ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ – ТВЁРДОЙ ВОЛЕЙ».
Одним из самых любимых писателей был Фёдор Достоевский. Об этом можно узнать из дневников Сергея Александровича и его переписки с двоюродным братом, ВК Константином Константиновичем, более известным как поэт «К.Р». Эти документы до сих пор не опубликованы и фактически неизвестны. С различными их частями знакомились только историк А. Н. Боханов, автор ряда статей о Сергее Александровиче, и литературовед И. Л. Волгин, исследовавший взаимоотношения различных членов Царской семьи с Ф. М. Достоевским.


Прежде всего по дневникам и переписке видно, что ближайшим другом Сергея Александровича в течение всей его жизни был именно «К. Р.», этот августейший поэт, «Вестник Света» в Русской Поэзии, как называл его Афанасий Фет. «Я думаю, мы оттого так любим друг друга, что у нас совсем разные характеры и что каждый из нас находит в другом то, чего у самого недостаёт», – писал об этой дружбе К. Р. В то же время определенное духовное лидерство молча признавалось им за более старшим Сергеем. Он руководил чтением Константина, в том числе духовным: советовал ему читать Ефрема Сирина и открыл ему Достоевского.


Весной 1877-го года, совершая в качестве гардемарина плавание на фрегате «Светлана», 18-летний К. Р. читал «Бесов», присланных 20-летним Сергеем, и от всей души благодарил его, особенно тронутый «христианскими местами» романа. Как-то К.Р. присылал брату свои стихи:

К высокой цели твёрдой волей
стремися пылкою душой.
Стремись – до сени гробовой!
И в этой жизненной юдоли,
среди порока, зла и лжи ,
борьбою – счастье заслужи.

 

Борьба Сергея Александровича, непрестанная борьба, в течении всей его жизни, была преимущественно духовной. Он следовал совету, полученному в юности от Победоносцева: «Храните себя в правде и в чистоте мысли. Во всяком движении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией. Вам немало говорили об этом в детстве; но что в детстве было натвержено, к тому иногда молодость становится равнодушна, и чего в детстве бывало совестно, того перестают совеститься, когда выходят из детства. Но Вы, свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом…»

 

И Великий Князь всегда старался иметь перед Господом чистую совесть. Он молился и пытался смиряться. В 1883 году писал бывшему домашнему воспитателю Арсеньеву: «Как прежде я Вам это говорил, так и теперь повторяю: если люди убеждены в чём-либо, то я их не разубежу, а если у меня совесть спокойная, то мне passez-moi ce mot (с французского – «простите за выражение») – плевать на все людские ques qua-t-on (пересуды)... я так привык ко всем камням в мой огород, что уже и не замечаю их».

ПРИНЦЕССА-СУДЬБА: ЭЛЛА.
Острота нападок отчасти снизилась, когда в 1884 году Сергей Александрович женился. Ещё в сентябре рокового 1880 года А. Ф. Тютчева в письме желала 23-летнему Сергею, чтобы Господь послал ему девушку, которая создала бы ему домашний очаг, «где бы царили любовь и счастье». «С Вашим характером, – писала добрая Анна Феодоровна, – Вы не можете оставаться одиноким и искать удовольствия там, где по обыкновению находят молодые люди Ваших лет. Для счастья Вам необходима чистая и освященная религией жизнь, как желала для Вас счастья Ваша Мать».


В соединении Сергея Александровича с Елизаветой Феодоровной, принцессой из Гессен-Дармштадта, есть что-то предопределённое. Они как будто заранее были суждены, сужены друг другу. Сергей Александрович знал Эллу с рождения и даже, как ни странно это звучит, раньше. Летом 1864 года семилетний Серёжа посетил Дармштадт вместе с Матерью, дочерью гессенского герцога Людвига II. Неожиданный визит внёс сначала переполох в герцогское семейство, но сердечность и обаяние русских родственников быстро заставили забыть о волнении. Особенно поразил всех маленький Сергей. Он вёл себя необычайно учтиво и галантно, особенно с беременной женой Наследника, Алисой.


Через несколько месяцев дочь Алисы увидит свет и будет наречена Елизаветой (уменьшительно Эллой). Через год Сергей Александрович впервые увидит её. Впоследствии он ещё не раз будет в Дармштадте, и Элла вдруг проникнется искренней симпатией к нему. Его благородство и Рыцарство, прямой, искренний и правдивый характер всерьёз очаруют и увлекут девушку. И когда в 1883-м году стеснительный Сергей всё-таки решится сделать предложение, она будет по-настоящему счастлива. Сергей и Элла необычайно подходили друг другу. У них были схожие интересы, взгляды, чувства и мысли. Расставание хотя бы на один день было для обоих тяжким наказанием. И самое главное, их объединяло живое христианское чувство, глубина веры, искреннее стремление помочь ближнему.

 

Уже в подмосковном Ильинском (завещанном Сергею Матерью), где молодые провели медовый месяц, они вместе устроили родильный приют. Как могли, старались улучшить крестьянскую жизнь. И были восприемниками множества крестьянских младенцев. Видя высокую духовную настроенность Сергея Александровича, Елизавета Феодоровна в 1891-м году приняла решение перейти из лютеранства в Православие. «Это было бы грехом, – писала Елизавета Феодоровна отцу, – оставаться так, как я теперь:  принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж... Моя душа принадлежит полностью Религии здесь... Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь наконец я не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет».


Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной, 1896 годИМПЕРАТОРСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
За три года до этого письма впервые Елизавета Феодоровна посетила вместе с мужем Святую Землю. Сам Сергей Александрович своё первое паломничество на Святую Землю совершил после гибели отца, в 1881-м году. Та поездка произвела на него глубокое впечатление. Он навсегда полюбил Палестину. Узнав о бедственном положении русских паломников, о том, сколько им приходится претерпевать от местных жителей и турецких властей, великий князь Сергей задался целью им помочь и в 1882-м году основал Православное Палестинское (с 1889 года Императорское) Общество. Оно взяло всех русских паломников под крепкую Царственную защиту.


Благодаря содействию Общества, Святую Землю беспрепятственно смогли посещать тысячи русских людей самых разных сословий. Кроме того, «Палестинское общество в Палестине стало строить, восстанавливать и поддерживать православные храмы. Оно открывало поликлиники, амбулатории и больницы. Амбулатории в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме принимали ежегодно до 60 тыс. больных; снабжали бесплатным лекарством», пишет современный исследователь священник Афанасий Гумеров.

 

Огромное внимание уделялось Просвещению народа Палестины. Великие Князь и Княгиня Романовы построили и открыли на Святой Земле более 100 школ и гимназий на местном арабском наречии. Многие палестинцы, впервые увидев бескорыстную помощь и искреннюю заботу, принимали Святое Крещение и становились верующими христианами. Так Великим Князем было положено начало Просвещению Святой Земли. В 1883-м году по его личной инициативе и при  активном содействии начались археологические раскопки в Иерусалиме. Они подтвердили историческую подлинность местоположения Голгофы. Были открыты остатки древних городских стен, в частности ставшей сегодня символом Иерусалима «Стены Плача», и Ворот времён Земной жизни Спасителя. За рвение в этой работе и глубочайшие познания в Истории знаменитый русский археолог А .С. Уваров называл Сергея Александровича «Великим Князем от Археологии».


В 1888 году Великокняжеская чета приехала в Палестину на освящение храма Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Этот храм возводился на средства Александра III и всех Братьев в Память об их святой Матери, Иператрице Мученице Марии Александровне Романовой. После церемонии освящения, Елизавета Феодоровна призналась, что хотела бы быть похороненной здесь. В 1918-м году Господь исполнит это её желание.

 

КРЕСТИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА. МИЛОСЕРДНАЯ ЧЕТА.
Ряд исследователей считают, что брак Сергея и Эллы был исключительно духовным. По взаимному согласию они хранили в браке девство. Одна из возможных причин такого решения – близкая степень родства: Елизавета Феодоровна приходилась двоюродной племянницей Сергею Александровичу. (Не совсем так. Элла в 9 лет дала Обет целомудрия, так как на её глазах от падения с высоты и кровотечения (гемофилия) погиб 3-х летний брат Фридрих. Элла решила, что никогда не сможет пережить смерть собственного ребёнка, и сознательно приняла это решение. ЛУЧ).


Но их духовное единение в таком случае представляется вдвойне удивительным. Особым образом единодушие супругов проявилось в осуществлении дел милосердия во время нахождения Сергея Александровича на посту генерал-губернатора. Сразу после вступления в новую должность в 1891 году Великий Князь Сергей обратил внимание московского митрополита Иоанникия на то, как много в столице детей, оставшихся без попечения родителей. В апреле следующего года в генерал-губернаторском доме на Тверской* было открыто Елизаветинское Общество Попечения о Детях.

 

При 11 городских благочиниях стали действовать 220 Комитетов этого общества, повсюду организовывались ясли и детские приюты. Уже в конце апреля в приходе Рождества Богородицы в Столешниках открылись первые ясли на 15 детей грудного возраста, взятые под особое покровительство Великого Князя Сергея. Оба супруга помогали всем новым яслям и садам. Для беднейших детей устанавливались их именные стипендии. Увы, с высоким назначением Сергея Александровича совпала трагедия в семейной жизни его брата Павла. Однажды вместе с братом в Ильинское приехала погостить его двадцатилетняя жена, княгиня Александра Георгиевна, бывшая на сносях. Неожиданно у неё начались роды. С появлением на свет сына, она умерла. Сергей Александрович был безутешен, виня себя во всем происшедшем.


Он принял самое деятельное участие в выхаживании родившегося семимесячным Дмитрия Павловича: укутывал новорожденного ватой, клал в колыбель, согреваемую бутылками с горячей водой (инкубаторы тогда были редкостью). Лично купал младенца в специальных бульонных ванночках, как рекомендовали врачи. И ребёнка ему удалось выходить! Впоследствии Сергей Александрович немало занимался судьбой Дмитрия и его старшей сестры Марии. Всегда приглашал на лето в Ильинское или в своё второе имение Усово и прилагал все старания, чтобы они чувствовали себя там как дома. Когда Павел Александрович заключил морганатический брак с мадам Пистолькорс и был из-за этого удален из пределов империи, Сергей Александрович с Супругой стали приемными родителями Дмитрия и Марии.


Мария Павловна пишет, что и раньше, когда они приезжали только на лето, Сергей Александрович всегда с нетерпением ждал их приезда. Он запомнился Марии Павловне стоящим на балконе своего дома и радостно улыбающимся при приближении их экипажа. «В полумраке вестибюля, где было прохладно и приятно пахло цветами, дядя нежно заключал нас в свои объятия: «Ну наконец-то вы здесь!»» (из воспоминаний Марии Павловны). Последней в дневнике Великого Князя накануне его убийства была запись о Дмитрии и Марии: «… читал детям. Они в восторге от вчерашней оперы».

 

Serg_Alex_new 

Император Николай II и члены Императорской Фамилии переносят мощи прп. Серафима Саровского.

Саровская пустынь, 1903 год. Сергей Александрович слева от Государя.



«ПРОКЛЯТЫЙ» ВОПРОС РЕШЁН. РАБОЧАЯ ДЕМОКРАТИЯ НЕ НА СЛОВАХ. ХОДЫНКА.
Сергей Александрович брался за всё, покровительствовал буквально всем добрым начинаниям во славу Божию и задался целью лично разрешить «проклятый» для тогдашней России рабочий вопрос. Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих, видя необходимость в первую очередь в организации обществ взаимопомощи. Рабочие получали возможность законным образом направлять свои претензии работодателям. А в случае неисполнения их требований послать свой протест непосредственно в государственные органы. Ни много ни мало: в полицию!

 

Это было удивительное время. Полицейские чины под руководством С. В. Зубатова, ближайшего помощника Великого Князя, рассматривали рабочие жалобы, а фабриканты скрепя сердце спешили их удовлетворять. Крупный московский заводчик Юлий Гужон, не желавший выполнять справедливые требования своих работников, получил полицейское предписание в течение 48 часов покинуть пределы России и удалиться в родную Францию. Общества рабочей взаимопомощи создавались при непременном участии священников и обращались к идеалам Евангелия. Это были своего рода Христианские профсоюзы.


В феврале 1902 года в Москве произошли студенческие беспорядки, революция наступала. Но 19 февраля 1902 года, в день Освобождения крестьян, Сергей Александрович вместе с Зубатовым организовали 50-тысячную патриотическую рабочую демонстрацию с возложением венков к памятнику Царю Освободителю в Кремле. Подобная политика, такой патриотический подъём и единение народа России, естественно возбуждала злобу как революционеров-иноверцев, так и капиталистов. Последним при помощи тогда ещё всесильного министра финансов Витте удалось добиться удаления Зубатова из Москвы и свёртывания рабочих организаций. Спрашивается: кого в такой ситуации называть «реакционером» и «ретроградом»?


Не участвовавший в начинаниях Великого Князя Сергея и в общем-то скептически к нему относившийся профессор Московского Университета М. М. Богословский в своих воспоминаниях вынужден был признать, что Сергей Александрович всё-таки «преисполнен был самых благих намерений», а его «неоткрытость и неприветливость», может быть, «происходили только от застенчивости». Кроме того, профессор замечал: «Приходилось слышать, что он окончательно уничтожил последние остатки прежнего мордобойства, привычного в московских войсках, строго преследуя всякую кулачную расправу с солдатами».

 

Богословский также отмечал, что, «когда случилась известная катастрофа на Ходынском поле», ответственность свалили на Сергея Александровича, «может быть, и несправедливо». Напомним, что после трагедии пострадавших навещали в больницах Николай II и Александра Феодоровна, а также отдельно от них Мария Феодоровна. Большинство из раненых говорили, что только они сами «во всем виноваты» и просят прощения за то, что «испортили праздник». По воспоминаниям толстовца В. Краснова, люди накануне злополучного праздника будоражили себя слухами о том, что на следующий день прямо из земли будут бить фонтаны вина и пива, появятся диковинные животные и прочие чудеса. К утру общее настроение неожиданно переменилось на «озлобленное», по выражению Краснова, даже «зверское». Народ устремился к подаркам, чтобы скорее попасть домой, и произошла смертоубийственная давка.

v_kremle2
19 февраля 1902 года.

Перед началом церемонии возложения венков к памятнику Александра II в Кремле


ПОСЛЕДНИЕ ДНИ. КРУГ ЖИЗНИ: ОТ СВЯТОГО СЕРГИЯ И САВВЫ СТОРОЖЕВОГО – ДО ПОДВИГА МУЧЕНИЧЕСТВА В КРЕМЛЕ.
1 января 1905 года Сергей Александрович ушёл в отставку, но продолжал командовать Московским Военным Округом и оставался опасным для революционеров. Иноверцы открыли на Князя настоящую охоту. Каждый день Сергей Александрович получал записки угрожающего содержания, но никому не показывая, рвал их в клочки. Просто перестал брать с собой в поездки по городу жену и детей. Во время жизни в Москве Великий Князь Сергей и Елизавета Феодоровна любили останавливаться в Нескучном дворце. По устоявшейся в их семье традиции в ночь с 31 декабря на 1 января 1905 года, в день памяти Василия Великого, здесь была отслужена Всенощная и Литургия, и все причастились Святых Тайн...


Вечером 9 января Великокняжеская чета была вынуждена перебраться в Кремль, откуда Сергей Александрович каждый день неизменно отправлялся на службу в Генерал-губернаторский Дом. Зная о том, что готовится покушение, он так же перестал брать с собой адъютанта, а полицейскому сопровождению велел держаться на безопасном расстоянии от своего экипажа. 4 февраля в обычное время Великий Князь выехал в карете из ворот Никольской башни Кремля... и был буквально разорван «адской машиной», брошенной террористом Иваном Каляевым. Кучер Андрей был смертельно ранен и на следующий день скончался.


Носилки, на которые убитая горем Елизавета Феодоровна собрала останки мужа, были принесены в Алексеевский храм Чудова монастыря. Именно здесь маленький Сергей отстоял когда-то архиерейскую Службу. Круг удивительной судьбы Великого Князя – замкнулся. И замкнулся – на месте мученической кончины от польских захватчиков патриарха ГЕРМОГЕНА (+1612), священомученика. Ты еси Бог, Творяй чудеса! Молясь у тела Супруга, Елизавета Феодоровна почувствовала сердцем, что он чего-то ждёт от неё... Собрав всё своё мужество, она отправилась в тюрьму, где был заключён Каляев, и принесла ему прощение от имени Великого Князя, оставив икону Иверской Божией Матери и Евангелие. 10 февраля совершено Отпевание. Из родственников Сергея Александровича присутствовали только Елизавета Феодоровна, Константин Константинович, Павел Александрович и его дети.

ЦАРСТВЕННЫЕ ИСКУПИТЕЛИ НАРОДА.
Сергей Александрович много занимался церковной благотворительностью, и последним его промыслительным даром Русской Церкви был драгоценный покров для мощей Царевича Димитрия, последнего Рюриковича. Когда-то, вскоре после вступления в должность московского генерал-губернатора, Сергей Александрович был в Угличе и принимал участие в торжествах по случаю 300-летия мученической кончины Царевича. В храме на Крови города Углича, где завершилась История России, связанная с Династией Рюриков, именно он ударил в знаменитый набатный колокол, некогда возвестивший угличанам о предательстве и гибели Царевича.


Теперь Господь судил принять мученический венец и самому Великому Князю Сергию. Его Подвиг был глубоко жертвенным, религиозно мистическим. Его кровь до капли, как и сама жизнь, были добровольно и всецело отданы России, Русскому народу. Поэтому Подвиг Великого Князя – Искупительный. Рядом с гробом, в устроенной Княгиней царственной усыпальнице Алексеевского храма Чудова Монастыря, была положена мантия святого Серафима Саровского, великого молитвенника за Россию и за русских православных Царей. Елизавета Феодоровна так писала государю Николаю II 7 апреля 1910 года:

 

«Дорогой мой... Сергей с радостью умер за Тебя и за свою Родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь». Царь Николай II Александрович, так же будущий Царственный Мученик и Искупитель России, в память о Подвиге великого Дяди послал на Святую Землю, в храм Гроба Господня, драгоценную Неугасимую лампаду с эмалевыми иконами Страстей Господних. Эта лампада до сей поры горит над входом в Кувуклию и практически первой вспыхивает в момент Схождения Благодатного Огня. А Памятный Крест по проекту Васнецова, который был установлен ВК Елизаветой в 1906-м году на месте гибели Супруга, был такой же достопримечательностью и святыней Кремля, как Царь-Колокол и Царь-Пушка.

 

Итак мы видим, что вся жизнь Великого Князя Сергея Александровича Романова, от начала и до конца, является величайшим Чудом Божиим. В 1992-м году святые мощи Царственного Мученика были также чудесно обретены под асфальтом стоянки автомобилей Дворца Съездов и 17 сентября 1995-го года торжественно перенесены в Ново-Спасский монастырь, где находится родовая Усыпальница Романовых. Сегодня они открыты для паломников. И вот теперь, после всего, что здесь прочли и узнали, давайте зададим снова, ещё раз тот самый вопрос: почему вот уже более столетие клевета не оставляет великого Гражданина и героя России, Сподвижника Христа, Царственного Мученика. Кто выбивает воистину краеугольный камень из-под ног народа на его Пути к Духовному Возрождению? Кому это нужно?

 

Ответ очевиден: только иноверцам и безБожникам. Только им, главным врагам Христа, Христианского Просвещения и России. Только таким чернителям великой Русской Истории, ревностным служителям маммоны, каким безусловно является Акунин, вот уже более столетия необходимо всячески клеветать имя подвижника веры Православной и Святой Руси, всеми силами пытаясь отнять у Русского народа все главные духовные сокровища. Да воздаст им грозный Судия по делом их!

 

 

Дивен Бог во святых Своих!

 

Ты еси Бог, творяй чудеса!

 

 

 

LUCH 2011 - 2013