РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ 2008

 

         http://www.rukodelie.com.ua/images/b/2990.jpg

  Сбытие светлейших чаяний человечества

 

 

 Мир и Благословение народам Земли!

 

 

ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ

 

72-летний старец был убит богоборцами и погребён на месте своей мученической кончины в яме, которую, возможно, его заставили выкопать собственными руками. На месте погребения обнаружена пуля, оборвавшая его земную жизнь, и нагрудные

                                         иконки, которые сжимала его рука в минуту последней молитвы.

Bogoroditsahttp://www.rusvera.mrezha.ru/474/orjol1.jpghttp://www.rusvera.mrezha.ru/474/orjol2.jpg

            Икона Казанской Божией Матери.       Крестный ход с иконой священномученика.                 Вознесенская Церковь

 

    Вятская епархия обрела мощи протоиерея Михаила Тихоницкого

 

17. 09. 2008 20:36 | Росбалт.  В Вятской епархии обретены мощи священномученика Михаила Тихоницкого. Как сообщает официальный сайт Русской православной церкви, обряд обретения прошёл накануне 90-летия со дня мученической кончины протоиерея в городе Орлове Кировской области, во исполнение распоряжения митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа.


Церемония прошла на орловском кладбище, где был захоронен настоятель Казанско-Богородицкого собора протоиерей Михаил Тихоницкий, расстрелянный 7 (20) сентября 1918-го года в дни «красного террора», сообщил пресс-секретарь Вятской епархии протоиерей Александр Балыбердин.


Исследование захоронения полностью подтвердило церковное предание о том, что 72-летний старец был убит богоборцами и погребён на месте своей мученической кончины в яме, которую, возможно, его заставили выкопать собственными руками. На месте погребения обнаружена пуля, оборвавшая его земную жизнь, и нагрудные иконки, которые сжимала его рука в минуту последней молитвы.


В день обретения святые мощи отца Михаила были перенесены в церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Поклониться святыне верующие смогут в день его памяти: 20 сентября 2008 года, когда в церкви Орлова состоится Литургия и Крестный ход на место мученической кончины Орловского пастыря.


Для участия в торжествах приедут потомки отца Михаила из Франции: священник Андрей Дробот с супругой и 5 детьми, регент Александро-Невского собора Парижа Иван Георгиевич Дробот и их родственники. Всего 11 человек.

 

В этот день они впервые поклонятся святым мощам своего прадеда, посетят церковь Михаила Тихоницкого, строящуюся на Лобановском кладбище областного центра.


Ожидается, что 21-го сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, гости примут участие в Литургии в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря, которую совершит митрополит Вятский и Слободской Хрисанф.

 

 

Священномученик Михаил Тихоницкий

День памяти 7/20 сентября.

01.    06. 2007 Родился в 1846 г. Дед – дьякон (Иван Янкевский). Отец – псаломщик в Нолинском уезде. Назвали сына в честь

Архистратига Божия Михаила. Вырос мальчик при храме, помогал петь и читать.


Учиться отправили в Вятку, в Духовное училище. Затем Семинария. Женился на дочери священника (жена – Аполлинария Верещагина). Рукоположен в 22 года. Священническое служение начал в небольшой церкви Ижевского завода.


Всю жизнь о.Михаил отличался сострадательностью и милосердием, хотя самого часто посещали скорби. Ему было 29 лет, когда умерла годовалая дочь Юлия. Через 5 лет умер новорожденный сын.


Всегда его отличали скромность и смирение. Переезжая из прихода в приход, он всегда довольствовался малым: жил в церковном доме, не получал никакого жалованья, жил только на доходы от требоисполнения. Всегда и всюду трудился во славу Божию.

В 35 лет переведен в г.Орлов. Трудами о.Михаила в Троицкой церкви полностью перестроен интерьер и украшен новым иконостасом. Не только служит в храме, но и преподаёт Закон Божий в Татианинской женской гимназии.


В Орлове у Тихоницких случилось большое горе: смерть Аполлинарии, жены и матери. Через год – смерть 3-летнего сына (Леонида). О. Михаил практически один воспитал 6 детей. Вениамин и Владимир /митрополит РПЦЗ, Париж/ стали иерархами церкви, Елпидифор подвизался на ниве народного просвещения. В 1940 г.в Риге его приговорили к расстрелу, но приговор не был приведён в исполнение по причине его смерти. Дочери Мария, Юлия, Вера стали педагогами.


В 1898 г. (52 лет) перевед1н служить в маленькую Вознесенскую церковь. Это храм посреди старинного городского кладбища.

Воспоминания сыновей:

«Старенький священник истово вёл церковные Службы. Бывало, перед Светлым Праздником всю страстную не выходил из церкви. За неделю целодневных молитв он, худенький, становился еще тоньше, воздушнее...»


Запомнилось как он, священник кладбищенской церкви, в Пасхальную ночь обращался к могилам и произносил каким-то особенно проникновенным, задушевным голосом: «И вы, сущие во гробех, Христос воскресе!».


Владимир: «Мой батюшка был монахом не по званию, а по жизни. О. Михаил служил ежедневно в 6 утра утреню и Литургию, а до собора надо было ещё версты две пройти пешком во всякую погоду. После Богослужения о. Михаил спешил в церковные училища, где он преподавл Закон Божий и возвращался домой только к обеду».


В 1913 году Россия широко отмечала 300-летие Царствующего дома Романовых. В эти дни всеми уважаемый и любимый священник Михаил Тихоницкий был определён в Казанско-Богородицкий собор г. Орлова. Ему уже 67 лет. Стал духовником городского духовенства, благочинным церквей г. Орлова, и по-прежнему преподавал в женской гимназии.


Наступил 1918 г. Патриарх Тихон издал послание, в котором были такие слова: «…Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри.


А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной». Патриарх провозгласил анафему тем, кто творил кровавые расправы над невинными людьми, т.е. новой власти.


С надеждой на то, что безумцы могут опомниться, зачитал это послание о. Михаил за Божественной Литургией 15 февраля 1918 г. В Казанском соборе г. Орлова. Богоборцы оценили важность и силу послания. Уже вечером этого же дня о. Михаил посажен под домашний арест на 2 недели. Рев. трибунал вынес ему предупреждение. Пока дело этим и кончилось.


О. Михаил продолжает служить, хотя здоровье уже слабое, сердце больное. Несмотря на свои немощи, он часто посещал больных, помогал нищим, заботился о заключенных.


Через полгода чекисты арестовали его по обвинению в контрреволюционной деятельности. Приговор: за распространение воззваний против власти священника расстрелять. Т.е. практически только за то, что он, священник 72 лет, прочитал в храме послание Патриарха Церкви.


Гимназистки видели как о. Михаила расстреливали. Он шёл неспешно, слегка опустив голову, молился вслух: «Господи, прости их, они не знают, что делают». Его привели на кладбище, заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут на выручку люди. Старец трудился из последних сил, но выкопал неглубоко. Сказали: хватит. О. Михаил попросил помолиться, после молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Выстрелы. Он упал в могилу, которую стали быстро засыпать.


О мученической кончине отца сын, еп. Владимир, узнал в Москве, будучи участником Поместного собора. По его словам, сам Святейший Патриарх Тихон приехал к нему на извозчике выразить своё соболезнование.


Это была одна из первых жертв революции.


Вся жизнь о. Михаила – любовь к Богу, церкви, людям. Любовь сильнее смерти. Ещё при жизни пастыря гимназистки и все, кто его знал, почитали его за святого. Духовная связь пастыря со своими чадами сохраняется и ныне. Те, кто обращается к нему за помощью, чувствуют его молитвенное предстательство перед Богом.
Могила о.Михаила стала местом особого почитания православных людей.

 

                         http://www.gtrk-vyatka.ru/uploads/posts/2008-09/1220963855_ek_sledstvennoe_delo_otca_mihaila.1.jpg

Фотографии из Архива КГБ. Следователь Юревец, вынесший смертный приговор отцу Михаилу.

 

НА СМЕРТЬ, КАК НА ПАСХУ

20 сентября Вятская епархия второй год праздновала память священномученика Михаила Тихоницкого. В кафедральном соборе города Кирова митрополитом Хрисанфом был отслужен молебен новомученику, а в городе Орлове, где последние годы служил этот заслуженный протоиерей, в храме Рождества Пресвятой Богородицы состоялась праздничная Литургия.

 

Затем от храма до городского кладбища, где почивают мощи святого, прошёл Крестный ход. Возглавили шествие потомки мученика Михаила. Некоторые из них специально приехали из Франции, чтобы почтить память святого, взять горсть целебной землицы с его могилки, прикоснуться к тем святыням, которые связаны с жизнью их прославленного прадедушки. В числе гостей, побывавших на торжествах, был и наш корреспондент. Вот его рассказ с места события.

 

Господь прославляет Своих угодников. В этом мне пришлось убедиться еще раз, когда промыслом Божьим я попал на торжества в честь священномученика Михаила Тихоницкого.

 

Отправляясь в командировку в Вятскую епархию, я никак не думал, что неведомые пути приведут меня в город Орлов. Находясь в старинном городе Котельниче, я слышал много историй о новомучениках Христовых, пострадавших в этих местах. Много рассказывали мне и о епископе Пахомии Кедрове, замученном в психбольнице г. Котельнича, – на его могилке на городском кладбище я побывал. И хотя он ещё не прославлен как святой, но люди обращаются к нему в молитвах за помощью и получают просимое.

 

И когда вечером этого дня, ложась спать, увидел во сне облик убеленного сединами старца в священнической одежде, то подумал, что Господь сподобил меня увидеть именно епископа Пахомия. Но на следующий день я прочитал Житие мученика Михаила Тихоницкого. Открыв первую страницу, в иконописном изображении святого сразу же узнал того самого старца, которого видел во сне. Только протоиерей Михаил, показанный мне в видении, был гораздо прекраснее своего иконописного изображения. Черты лица его были более утонченными, а весь облик до такой степени был озарен небесным светом, что походил на ангельский.

 

А на следующий день попал я в город Орлов на торжества по случаю второй Годовщины прославления священномученика Михаила.

 

В прошлом году 20 сентября в кафедральном Свято-Успенском соборе г. Вятки владыка Хрисанф совершил его канонизацию. Собор был переполнен. На следующий день торжества продолжились в Орлове.

 

Впервые от храма Рождества Пресвятой Богородицы прошёл Крестный ход на могилку мученика, где ему был отслужен молебен уже как новому святому – небесному покровителю града Орлова и всей Вятской земли.

 

Память священномученика Михаила празднуется в день его мученической кончины. Расстрелян он был в 1918-м году и стал первой жертвой красного террора, открыв врата для подвига исповедничества и мученичества многим десяткам и сотням православных пастырей и мирян Вятской епархии.

 

Вот как об этом вспоминает очевидица расстрела Надежда Васильевна Березина. В то время она была еще подростком и вместе со своими подружками украдкой следила за убийцами своего духовного отца и любимого преподавателя.

 

«Я видела с подругами-гимназистками, как отца Михаила вели на расстрел. Он шёл, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: «Господи, прости им, они не ведают, что творят», и только вот это повторял. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке с просьбой передать домой.

 

Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его провели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал неглубоко. Сказали: хватит.

 

Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой».

 

* * *

http://www.rusvera.mrezha.ru/474/4.htm Евгений СУВОРОВ. В этом году день памяти мученика Михаила выдался тихим и спокойным. С утра к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находящейся на окраине г. Орлова, с букетами цветов потянулись люди. Долгий благовест созывал всех на праздничную Литургию.

 

Вместе с родственниками святого, приехавшими не только из России, но и из-за границы, разделить радость торжества прибыли батюшки из Вятки, Котельнича, Санкт-Петербурга, Юрьева. Среди них были секретарь Вятской епархии о. Александр Балыбердин, составитель Жития священномученика о. Андрей Дудин, благочинный Котельнического округа о.Сергий Сизихин, игумен Гурий, настоятельница Макарьевского монастыря с сестрами и другие.

 

Очень торжественной и благодатной получилась Служба. Несмотря на то, что храм был переполнен людьми, вокруг стояла такая необыкновенная тишина, что казалось, будто воздух в храме звенит. Люди стояли рядами, не шелохнувшись, внимая каждому слову Богослужения. Необыкновенное пение церковного хора придало торжествам ещё большую праздничность.

 

У прихожан было такое редкое соборное единение во Христе, что все ощущали себя единым и нераздельным живым организмом. Незримое присутствие о. Михаила передавалось через его икону, которая стояла на аналое в окружении большого количества свечей. Казалось, что святой смотрел на http://www.rusvera.mrezha.ru/474/m_orjol.jpgнас.

После Службы под колокольный звон, под пение величаний священномученику Михаилу от храма на кладбище отправился Крестный ход.

 

В первых рядах с хоругвями шли родственники святого. У могилки мученика, которую он сам же себе и выкопал перед расстрелом, батюшки отслужили молебен.

 

Стояла необыкновенная пора – золотая осень. При тихой, безветренной погоде желтые листья непрестанно падали с деревьев, долго кружась в воздухе. Славно!

 

Могилка мученика распложена на самом краю кладбища. Рядом лежат родственники и духовные чада батюшки, которых он окормлял при жизни. Некоторые также приняли мученическую смерть за Христа.

 

В центре кладбища, метрах в двухстах от могилки о. Михаила, стоит полуразрушенная кладбищенская Вознесенская церковь, в которой он служил уже на склоне лет.

 

После молебна секретарь епархии о. Александр Балыбердин сказал проникновенную проповедь и поздравил всех собравшихся с праздником. Затем он предоставил слово правнуку святого Ивану Дроботу, приехавшему из Парижа.

 

На чистом русском языке Иван Георгиевич обратился к собравшимся простыми словами: «Святые отцы, дорогие братья и сестры! Два года назад я приезжал сюда на могилку поклониться своему прадеду, а уже в этом году я иду Крестным ходом на могилу святого.

 

И это великое знамение Божие, что нам Господь Бог даёт святых – наших близких, наших родственников, наших земляков. Начинаешь понимать, что святость – это не какое-то абстрактное понятие, о чем мы читаем в книжках, а это живой пример для нас. То есть и мы, если потрудимся, если будем жить благочестиво, церковно, тоже можем стать святыми.

 

Господь прославил нашего родственника. Это большой подарок и помощь нам на каждый день. Как только какая-нибудь трудность, можно помолиться своему родственнику, земляку, и помощь придет. Это для нас великая милость Божия. Мы об этом помним и во Франции. Из-за этого мы сюда и приезжаем, теперь уже на паломничество. И я рад видеть земляков о. Михаила. Желаю всем доброго здоровья. Поминайте каждый день о.Михаила, и он вам будет помогать».

 

Затем слово было предоставлено праправнучке из Франции, молодой симпатичной девушке Александре (на фото слева). Волнуясь, Саша тихим голосом обратилась к людям: «Я хотела бы сказать, что это очень удивительно, что я впервые сюда приезжаю и вижу здесь знакомые лица, слышу знакомые русские http://www.rusvera.mrezha.ru/474/orjol4.jpgимена. И очень приятно видеть, что здесь продолжается православная жизнь, и я будто возвращаюсь к себе домой. Для меня это очень важно.

 

И ещё я хотела сказать, что мне очень приятно и удивительно видеть здесь в храме много молодых людей. Во Франции я тоже хожу в православную церковь, в собор, но я там – единственная из моего возраста, кто туда ходит. Там все старше меня и взрослее. А здесь такие же, как и я, молодые люди ходят в церковь, поет молодой хор, и это очень близко моему сердцу».

 

После этого все стали прикладываться к иконе мученика и к иконе на кресте, установленной на могилке, где почивают его святые мощи. Затем желающие смогли посмотреть полуразрушенную Вознесенскую кладбищенскую церковь, где несколько лет служил батюшка.

 

Этот период в его жизни занимает особое место. К тому времени он претерпел уже немалые трудности и испытания в своей жизни. Он был переведен в эту маленькую церковь из большого Троицкого городского храма в 52-летнем возрасте, весь убеленный сединами.

 

До этого уже 17 лет он вел жизнь истинного монаха, хотя и не принимал пострига. Когда ему было 35 лет, у него умерла горячо любимая супруга, которая делила с ним все тяготы приходской и семейной жизни. За год до её смерти в грудном возрасте скончался сын Иувентин. Пятью годами раньше в годовалом возрасте Тихоницкие потеряли годовалую Юлю. Вслед за своей женой о.Михаил потерял трехлетнего сына Леонида.

 

Но все испытания батюшка переносил со смирением и верой в промысел Божий, безропотно отдавая себя в руки Господа. Так же смиренно он принимал и свои назначения на новые приходы.

 

Своё священническое служение о.Михаил начал в 24 года в небольшой Ильинской церкви Ижевского завода. Спустя два года его перевели в село Подрелье. Через некоторое время назначили в село Быстрица. Оттуда в 1881 году перевели в Троицкую церковь г.Орлова. В этом городе он прослужил остаток жизни.

 

Когда он служил в Вознесенской кладбищенской церкви, крестьяне из соседних деревень любили посещать благодатные службы старца, который и с умершими разговаривал точно так же, как с живыми, а во время пасхального богослужения неизменно обращался к усопшим с пасхальным приветствием. Вот как об этом периоде жизни рассказывает его родной сын Елпидифор:

 

«Старенький священник истово вёл церковные Службы. Бывало, перед Светлым Праздником всю Страстную не выходил из церкви. За неделю целодневных молитв он, худенький, казалось, становился еще тоньше, воздушнее. Однажды в пасхальную ночь отец Михаил, как обычно, совершал богослужение в своем храме... И вот идет крестный ход вокруг церкви под светлый трезвон особо усердствующего ради праздника церковного сторожа. Толпа настроена торжественно.

 

...Кончилось пение. Батюшка поворачивается к молящимся и с сияющими глазами ликующе, звонко восклицает: «Христос Воскресе!», – «Воистину Воскресе!» – гудит восторженная толпа и справа, и слева, где подымается над ней золоченый крест, освященный трехсвечником... Стихает гул, как уходящий гром. Батюшка делает несколько шагов вперед, останавливается на ступеньках паперти и, обращаясь в ночную тьму, к разбросанным всюду могилам, каким-то особо проникновенным, задушевным голосом произносит: «И вы, сущие во гробех – Христос Воскресе!»

 

Толпа замерла, глаза всех устремлены туда, где чёрная ночь скрывает могилы, вытянулись шеи, напрягается слух: кажется, все ждут чуда, ответа. А оттуда несутся вздохи весенней ночи и пробуждающейся матери-земли, словно действительно вырывается из глубины могил задушевный звук ушедших от нас и в бьющемся сердце живых отражается ответным призывом: «Воистину, воистину Воскресе!»

 

В 1913-м году уважаемый и всеми любимый священник Михаил Тихоницкий был определён в Казанско-Богородицкий собор г. Орлова. Несмотря на преклонный возраст (ему в те годы было 67 лет), он стал духовником городского духовенства, благочинным, продолжал по-прежнему нести учительские труды в женской гимназии. Последние предреволюционные годы заслуженного протоиерея прошли в почёте и уважении. Но всё переменилось с приходом к власти большевиков.

 

В феврале 1918-го года отец Михаил с амвона за Божественной Литургией зачитал послание Патриарха Тихона, в котором Святейший анафематствовал участников кровавых расправ над невинными людьми. За это его в тот же день посадили под домашний арест. Через два дня следственная комиссия постановила передать дело в ревтрибунал.

 

На допросе о. Михаил виновным себя не признал. За батюшку вступились не только защитники на суде, но и свидетели: прихожане собора, которые слышали текст обращения Патриарха Тихона, отзываясь о своем священнике как о бескорыстном и добром священнослужителе и человеке, который всем приходит на помощь.

 

Несмотря на это, трибунал Орловского совдепа признал протоиерея Михаила «виновным в контрреволюционном выступлении» и постановил: «Объявить на первый раз общественное порицание и предупредить, что если и в дальнейшем будет вести агитацию контрреволюционного характера в пределах Орловского уезда, то революционный трибунал должен будет прибегнуть к более суровому наказанию».

 

Несмотря на то, что в дальнейшем деятельность о. Михаила не подпадала под антибольшевистскую преступную деятельность (преступным для богоборческой власти было уже одно служение уважаемого пастыря: его смиренное исповедание и проповедование Господа Иисуса Христа), большевики решили избавиться от уважаемого протоиерея хитростью, организовав против него провокацию. 5 сентября 1918-го года Чрезвычайная комиссия при Совнаркоме поручила комиссару М. Беляеву произвести обыск на квартире Тихоницких.

 

При обыске ничего запрещенного и подозрительного обнаружить не удалось. В ЧК были доставлены следующие предметы, изъятые у большой и бедной семьи священника: семь чайных серебряных ложек, одна столовая серебряная ложка и золотое чайное ситечко. Но в этом не было никакого криминала.

 

При обыске сами же красноармейцы посоветовали о. Михаилу уехать из города, потому что в городе ему якобы всё равно житья не дадут, что он и сделал. Уже на следующий день после отъезда, 7 сентября, комиссар Чрезвычайной комиссии Н. Воробьев получил «ордер на арест священника Тихоницкого, проживающего в селе Русаново Левинской волости Орловского уезда...».

 

Ему предписывалось задержать батюшку «в деревнях Левинской области и по дороге», что и было сделано. При задержании о. Михаилу вменили «побег от правосудия», обвинив в контрреволюционной деятельности.

 

Виновным батюшка себя ни в чём не признавал, надеясь на правосудие. Однако надежды священника не оправдались. 19 сентября был проведён его допрос, а на следующий день следователь Юревец по обвинению о. Михаила в контрреволюционной деятельности постановил: «За распространение воззваний против власти свящ. Тихоницкого – расстрелять».

 

В тот же день в 9 часов вечера под покровом ночи приговор был приведён в исполнение.

 

На смерть свою батюшка пошёл, как на Пасху, пел пасхальный канон, в тюрьме утешал бывших с ним людей.

 

Своей исповеднической жизнью, своим служением он привёл к Богу не одно поколение людей. Да и своих детей он воспитал в страхе Божием истинными чадами Церкви Христовой. Два его сына, Владимир и Вениамин, стали видными иерархами Православной Церкви, третий сын, Елпидифор, подвизался на ниве народного просвещения. Дочери – Мария, Юлия и Вера – стали талантливыми педагогами.

 

О судьбе потомков мученика Михаила, оказавшихся во Франции, я расспросил после Крестного хода его правнука Ивана Дробота.

«У о. Михаила было три сына, – начал рассказывать мне Иван Георгиевич, – два священнослужителя. Архиепископ Вениамин здесь в Вятке служил на кафедре, в 57-м году он скончался, а митрополит Владимир был насильно выслан с Ленинградской кафедры и оказался в Западной Европе в изгнании. Третий сын – Елпидифор – мой дедушка. Он жил в Прибалтике. Когда во время Второй мировой войны Прибалтику заняли советские войска, его арестовали и сослали в Казахстан. Там он и скончался. А мои мама и бабушка поехали к митрополиту Владимиру в Западную Европу, я родился уже во Франции.

– Сколько вас сейчас там проживает?

– У моих родителей шесть душ детей, двадцать три внука и два правнука.

– А сколько приехало на нынешние торжества?

– Я, мой брат, праправнук и две праправнучки о.Михаила. Я третий год сюда приезжаю, один из моих племянников – второй год, а племянницы – первый раз.

– Не хотите возвратиться в Россию?

– Мы там родились, там живем с детства. Там у нас семьи, друзья и родственники. Мы воспитаны во французской системе и во французской школе.

– Но, тем не менее, вам удалось сохранить и русский язык, и русскую культуру. Я смотрю на вас и вижу, что вы – русские люди.

– О возвращении в Россию мы иногда подумываем. Но дело в том, что если Господь Бог нас туда послал, значит, в этом есть какой-то смысл, и мы должны там свидетельствовать о Православии. Это наша цель, смысл нашей жизни и смысл того, что мы там оказались. Все мы православные. Даже если в эмиграции русские забывают свой язык, то они стараются оставаться православными. И это самое важное. Для нас русский язык – носитель православия. Из-за этого мы держимся русской культуры, потому что на первом месте у нас Православие.

– Чем вы там занимаетесь?

– Молоёежь – студенты по разным областям, а я работаю во французской авиакомпании старшим бортпроводником.

– Жизнь там более обеспеченная, чем у нас, но, наверное, более развращенная?

– Я боюсь, что в этом вопросе, если посмотреть на современную Москву, то вы догоняете и даже иногда перегоняете нас. Но я думаю, что везде всякой твари по паре. Так что с этим нужно бороться и нам там, и здесь. Если во Франции жизнь и более обеспеченная, то только не у священнослужителей. Вот мой брат в прошлом году со мной приезжал. Он сейчас священником стал. Но, кроме священства, он ещё обязан работать где-то отдельно, потому что приход не в состоянии прокормить его семью. Поэтому люди с трудом идут служить в Церковь. Потому что это большие личные жертвы, а у него семья, пять душ детей. Он работает инженером по информатике, преподаёт. А когда нужно, то с работы освобождается на требы и в субботние, воскресные дни ездит на приход служить. Цивилизация на Западе становится настолько обмирщенной, фактически антицерковной, что с этим приходится каждый день бороться.

– Вы сказали, что мученик Михаил вам помогает как святой...

– Я не могу сейчас вот так вспомнить какой-то конкретный случай, чтобы это было явное чудо, но когда возникают какие-то духовные вопросы или семейные проблемы, обратишься к нему с молитвой – и как-то сразу приходит помощь, находишь ответ на затруднение. Отец наш тоже был священником. Он в 52-м году закончил Богословский институт в Париже. Зарабатывал на жизнь тем, что писал иконы. Мы жили небогато, и вот когда временами были финансовые трудности, в какой-то момент нам кто-то приносил конвертик с деньгами или откуда-то помощь приходила.

– Кроме русского, вы, конечно, в совершенстве владеете и французским языком?

– Да, также и английским. Я могу изъясняться и на немецком, немножко на итальянском и сербском. У нас мама работала переводчиком, я даже не знаю, сколько языков она знает. Это все от неё. Она знает латышский, русский, французский, английский, немецкий, читает по-итальянски, на сербском, польском языках. Два года назад она приезжала сюда, отец был здесь в 95-м году.

 

Мой разговор с французскими гостями произошёл перед их отъездом в Вятку. Добрые, симпатичные русские люди. Как-то даже не верилось, что они родились и выросли в другой стране, где совершенно другая культура и другой язык. Батюшки торопили гостей. На прощание Иван Георгиевич подарил мне фотографии икон, написанных его отцом во Франции.

 

Теперь священномученик Михаил как святой почитается и там. Между тем небесная помощь о.Михаила стала приходить к людям сразу после его расстрела. Могилка батюшки быстро стала местом благоговейного почитания. В Житии священномученика есть случай чудесной помощи жительнице г.Орлова О.А.Шалагиной. «Я живу рядом с кладбищем, где могила протоиерея Михаила Тихоницкого, – свидетельствует она. – Хожу к нему каждый день. Когда у меня сильно болела голова, терпеть не было сил, я взяла песочек с могилки протоиерея Михаила Тихоницкого, помолилась, просила, чтоб помог. Песочек положила в бумажку, прикладывала к голове, и все боли прошли».

 

Подобные случаи сообщали епархиальным властям, собиравшим материалы для канонизации мученика Михаила, и другие жители г. Орлова.

 

Господь прославляет своего угодника Божия. Почитание его с каждым годом растёт. Теперь уже все обращаются к нему не только как к покровителю г. Орлова и всей Вятской земли, но и как к всероссийскому святому.

 

После Крестного хода его могилка оказалась усыпана цветами. В дар небесному заступнику от благодарных прихожан, которые пришли почтить память новомученика.

 

 

 

         Святые Новомученики и Исповеднки Российские, молите Христа Господа о нас!

 

 

 

 

 

 

 LUCH 2008