«Дух
Господень на
Мне; ибо Он
помазал Меня
благовествовать
нищим, и
послал Меня
исцелять
сокрушенных
сердцем,
проповедывать
пленным
освобождение,
слепым
прозрение,
отпустить
измученных
на свободу,
проповедывать
лето
Господне
благоприятное» Лк 4:18-19.
Христос
в синагоге
Назарета
ТРОПАРЬ
ИНДИКТУ
Всея
твари
Содетелю,/
времена и
лета и судьбы
во Своей
власти
положивый,/
благослови
венец лета
благости
Твоея,
Господи,/ сохраняя
в мире люди и
грады Твоя/
молитвами
Богородицы и
спаси ны.
КОНДАК
ИНДИКТУ
В
вышних живый,
Христе Царю,/
всех видимых
и невидимых
Творче и
Зиждителю,/
Иже дни и нощи,
времена и
лета, и
судьбы
человеков
сотворивый,/
благослови
ныне венец
лета,/
соблюди и
сохрани в
мире/ грады и в
правде люди
Твоя,
Многомилостиве,
и пошли нам ныне
лето Твоё
благоприяно!
Благая
весть о
свободе
День 14
сентября по
новому стилю,
или 1 сентября
по старому
обозначается
как
Новолетие – проводы
старого и
начало Нового
Церковного года.
Эта дата
пришла на
Русь из
Византии, в
которой
каждые 15 лет 1 сентября,
по окончании
уборки
урожая, собирали
налог, чтобы
обеспечить
государственное
пособие
отставным
военным,
служившим в
армии по 15 лет.
На Руси
Новолетие
стало церковно-государственным
праздником с
1492 года. И
несмотря на
то, что Петр I в 1700 году перенёс
гражданское
празднование
Нового года
на 1 января, в Церковном
календаре
Новолетие
свою привязку
к 1 сентября
сохранило.
Однако это
празднование
в настоящее
время уже не
имеет
никакой
связи с
армией и с
государственным
налогом.
Смысл Богослужения
в Новолетие
связан с
проповедью
Иисуса
Христа в
Назаретской
синагоге,
когда Спаситель
сказал, что
Он пришел
«проповедывать
лето
Господне
благоприятное»
(см.: Лк. 4: 16–22). Выражение
«лето
Господне
благоприятное»
в ушах
древних
иудеев
воспринималось
как ссылка на
«субботний
год» или на
год «Юбилейный»,
когда
рабам-евреям
даровалась
свобода и
можно было за
выкуп
вернуть
землю разорившихся
собратьев
(см.: Исх. 21: 2; Втор.
15: 12–18; Лев. 25). Для
пророков
Юбилейный
год – год
прощения и освобождения
от рабства
(см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8).
Раб для
древних
людей – это
бесправное
существо,
собственность
господина
своего. Раба
можно было
купить и
продать за
деньги (см.: Исх.
21: 32). И хотя у
евреев
законы о
рабах были мягче,
чем у
язычников,
однако и евреи-рабы
зависели от
произвола
своих хозяев-соплеменников.
По Псалтири,
раб или рабыня
«следили» за
рукой
господина
или госпожи, ожидая
милости (см.:
Пс. 122: 2). Работая
под палящим
солнцем, раб,
по книге
Иова, «жаждал
тени, как
наемник ждет
окончания
своей работы»
(Иов 7: 2). Даже и в
наши дни
выражение «рабский
труд» носит
оттенок
изматывающей
работы без
отдыха при
тяжелых
условиях. А
по современному
Уголовному
Кодексу,
рабство – это
принудительный
труд, от
выполнения которого
человек по не
зависящим от
него
причинам не
может
отказаться
(ст. 127 УК РФ).
И поэтому
фразы «избавить
от тяжкого
труда», «развязать
узы ярма», «отпустить
угнетенных
на свободу»
(Ис. 58: 6) со
времен
пророков и до
сих пор
являются
символами
благой вести
о свободе. Слова
из книги Исаии
«Дух
Господень на
Мне; ибо Он
помазал Меня
благовествовать»
(Ис. 61: 1) уже в
древности
понимались
как обетование
о пророке,
который
освободит
народ Божий
от угнетения.
Мессианское
толкование этих
слов
отражено в
рукописях
Мертвого моря
(4Q521, 11Q13). Однако
если
сектанты из
Кумрана
применяли
данные слова
к пророкам
своей общины
или к
абстрактному
«Юбилейному
году», то
Христос
относит
пророчество
Исаии к Себе
и даже подчеркивает:
«ныне
исполнилось
писание сие,
слышанное вами»
(Лк. 4: 21).
Евангелист Лука,
который в
подробностях
описывает проповедь
Спасителя в
Назаретской
синагоге,
показывает
неразрывную
связь между
пророческим
помазанием
Мессии Духом
Господним,
Его выходом
на
общественную
проповедь и
наступлением
«лета
Господня». По
мнению
многих толкователей,
для апостола
Луки
проповедь в Назаретской
синагоге
является
программной
речью перед
началом
служения
Спасителя. В
центре этой
программной
речи – суть
служения
Господа,
переданная
через слова
пророка
Исаии. Иисус
Христос
вошел в
синагогу, раскрыл
книгу и
прочитал
следующие
слова: «Дух
Господень на
Мне; ибо Он
помазал Меня
благовествовать
нищим, и
послал Меня
исцелять
сокрушенных
сердцем,
проповедывать
пленным
освобождение,
слепым
прозрение, отпустить
измученных
на свободу,
проповедывать
лето Господне
благоприятное»
(Лк. 4: 18–19).
Жители
Назарета
услаждались
этими словами,
поскольку,
будучи
внешне
свободными,
они ощущали
внутреннюю
неустроенность
и, как
следствие, –
угнетенность.
Именно
поэтому они
быстро
отозвались
на
цитируемые
из Исаии
слова об
освобождении
пленных и
измученных, о
прозрении
слепых. И,
следовательно,
уже для первых
слушателей
Иисуса
Христа в
данных словах
угадывались
метафоры:
нищие – это не
только
страждущий
Израиль, но и
те бедняки,
которых
отвергают
начальники и
общество (см.:
Лк. 14: 13); слепые –
это не только
больные
глазами, но и
те, кто не
видит своего
спасения (см.:
Лк. 1: 78–79; 2: 29–32; 3: 6);
плененные –
это не только
проданные в
рабство за
долги (см.: Лк. 11: 4),
но и те, кто
находится во
власти
сатаны (см.: Лк.
13: 10–17; Деян. 10: 38).
Мы все
свидетели и
труженики Благодати
Именно к
таким – нищим
духом,
плачущим,
измучанным
от
повседневного
тяжелого
труда и не
могущим
избавиться
от власти
собственных
страстей, –
пришел с
благой
вестью Иисус
Христос. Даже
те жители
Назарета,
которые не
видели Его
чудес и знали
Иисуса с
детства
только как
сына плотника,
засвидетельствовали,
что из уст
Его исходят
слова
благодати
(см.: Лк. 4: 22). Этим
начинается и
завершается
Евангелие от
Луки.
Последние
стихи
свидетельства
Луки говорят,
что «так
надлежало…
проповедану
быть во имя
Христа…
прощению
грехов во
всех народах,
начиная с
Иерусалима. Вы же свидетели
сему» (Лк. 24: 46–48).
Те внешние
обстоятельства
и состояния
души, которые
были у первых
слушателей
Христа в
Назарете,
испытывают и
многие наши
современники.
При мнимой
внешней
свободе
многие
испытывают
материальные
лишения,
сталкиваются
со своим и
чужим горем,
вынуждены
рабски
вкалывать ради
удовлетворения
прихотей и
тщеславных
устремлений
своих
начальников.
Многих угнетают
их
собственные
греховные
привычки, и
они не видят
«свет в конце
туннеля» от
тяжести внешних
обстоятельств.
За всех них,
вернее – за нас,
Христос
пролил Свою
Кровь, чтобы
мы могли
освободиться
от власти
диавола и уз
греха и через
внутреннюю
свободу
увидеть «лето
Господне
благоприятное».
Христиане в наше
время не
являются
очевидцами
событий из
жизни Христа
на земле, но
мы являемся свидетелями
силы
Христовой в
нашей жизни. «Свидетельство
сие состоит в
том, что Бог
даровал нам
жизнь вечную,
и сия жизнь в
Сыне Его» (1 Ин. 5:
9–12). Свидетельствовать
о силе
благодати,
исходящей из
уст
Иисусовых, –
это право и
призвание
каждого
христианина.
В
ветхозаветные
времена
свидетельствовать
о Боге было
обязанностью
Израиля: «…вы –
свидетели
Мои, говорит
Господь, что
Я – Бог…» (Ис. 43: 12).
Рассказывая
о Боге в наши
дни, мы
уделяем
особое
внимание
Господу Иисусу
как
Спасителю.
Господь Сам
подталкивает
нас
свидетельствовать
о Нем. В
Евангелиях
часто можно
встретить
такие фразы: «…вы же
свидетели
сему» (Лк. 24: 48), «вы
будете
свидетельствовать…»
(Ин. 15: 27), «…и
будете Мне
свидетелями…»
(Деян. 1: 8).
Дерзновение
рассказывать
о Христе не
только
освобождает
человека от
комплекса малознания,
но и делает
его сильным. «Вы
примете силу,
когда сойдет
на вас Дух Святый;
и будете Мне
свидетелями
в Иерусалиме
и во всей
Иудее и
Самарии и
даже до края
земли», –
заповедовал
Христос
Своим
ученикам
(Деян. 1: 8). И эти
ученики не
только «с
великою
силою
свидетельствовали
о воскресении
Господа
Иисуса
Христа», но и
«великая
благодать
была на всех
их» (Деян. 4: 33).
Это означает,
что нам не
надо
стесняться
рассказывать
о своей вере.
Священное
Писание
укрепляет
малодушных в
том, что в
момент
расспроса «не
вы будете
говорить, но
Дух Отца»
Небесного
(Мф. 10: 20).
Если мы,
дорогие
братья и
сестры, хотим
послужить
Богу и
приобрести
ту благодать
и силу,
которую Он
обещал
апостолам,
нам не нужно
стесняться
говорить
другим о
Христе.
Служение Апостола
Павла
состояло
главным
образом в том,
чтобы
распространять
благую весть
о Христе,
свидетельствовать
о Нем (см.: Деян.
22: 15–16; 26: 16, 22). Засвидетельствуйте
людям своей
жизнью и
словом, что
приблизилось
Царство
Небесное, что
Христос
пришел в мир,
чтобы «благовествовать
нищим»,
«исцелять
сокрушенных
сердцем,
проповедывать
пленным освобождение,
слепым
прозрение,
отпустить
измученных
на свободу,
проповедывать
лето
Господне
благоприятное» (Лк.
4: 18–19), и
благодать
Божия да
будет с вами!
Иеромонах
ИРИНЕЙ
(Пиковский).
2014 г.
LUCH 2019