100 лет Русской Православной Зарубежной Церкви 100

сохранившей верность Христу, Помазаннику и Наследнику

 

Image result for прот. Лев Лебедев

Прот. Лев (Лебедев), мученик, исповедник. †1998 г.

Родился в 1935 г. в Калуге. Окончил Истфак МГУ. Работал в Историческом музее Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, где ему открывалась блестящая научная карьера. Вскоре уже увидели свет его брошюры в издательстве «Знание». Но поиск Высшей Правды привёл к приятию в 1962 г., в разгар хрущёвских гонений на Церковь, Святого Крещения. Так в 27 лет молодой человек обрёл свой путь служения Христу, Церкви и Русскому Народу. Протоиерей Лев автор многих Церковно-исторических и Богословских трудов. Его книги «Москва Патриаршая», «Колумбы Росские» являются глубоким анализом Истории, повествуют об апостольском Служении РПЦ в Америке XVIII-XIX вв. В книге «Великороссия. Жизненный путь» о. Лев рассказывает о путях и судьбах Русского Народа. А его работа «Почему я перешёл в Зарубежную часть Русской Православной Церкви?» раскрывает сложный Духовно-нравственный выбор в поиске единственно верной Правды. Батюшка Лев отличался особым, благоговейнейшим почитанием Царственных Мучеников и свято почитал их Подвиг.

Почему я перешёл в Зарубежную часть

Русской Православной Церкви?

Статья прот. Льва Лебедева. 1991 г.

 

Советское государство могло менять тактику в отношении Церкви, но не могло изменить своей природы, как государства уголовного, переступающего (и попирающего), во всех нужных для себя случаях, свои собственные законы, и антихристова, продолжающего питаться антихристианской идеологией и духом.

 

Ложь плодит одну ложь за другой.

Повторяя придуманные оправдания...

С молоду мною руководила любовь к Истине, искреннее желание ее искать и находить. Со старших классов школы я увлекался философией, пытаясь найти ответы на трудные вопросы об устройстве бытия, смысле жизни человека вообще и моей личной жизни, в частности. При этом искал я не такую теорию или религию, которые могли бы обэяснить мое внутреннее состояние, внешнее положение, замыслы, увлечения и т. п., а именно объективную истину, как таковую, Истину для всех. Даже если она окажется против меня и всех моих привычек и пристрастий. И Господь Бог по милости своей отверз стучащему. Когда я пережил личную встречу со Христом духовно, для меня уже не существовало препятствий, хотя Божия Истина, действительно, оказалась против меня.

 

В 1964 г. я стал пономарём-алтарником, в 1968-м рукоположен в сан священника. В Церковь приёл по зову сердца, отнюдь не ради устройства земного бытия или выполняя чей-то указ. Но по молодости и неопытности впадал во многие обманы и самообманы. Например, защищал бездейственную позицию Московской Патриархии перед лицом хрущевских издевательств над Церковью; повторял уверения Патриархии, что «линия Патриарха Сергия – это единственно возможный путь спасения Церкви»; одобрял начавшееся участие РПЦ в экуменическом движении, веря, что это попытка свидетельствовать Православную истину инославному западному миру. А самое главное – закрывал глаза себе и другим на вопиющее безобразное отношение к Церкви, к верующим со стороны многих архиереев и священников. Я пытался тогда объяснить это человеческими немощами, которые «у всех у нас есть».

 

Мне казалось тогда, что в целом епископат Московской Патриархии, приспосабливаясь к богоборческому режиму государства, угодничая перед ним, в самом деле имеет в виду защитить, спасти Церковь от ещё больших преследований и гонений. И что наши архиереи – это искренние люди, чуть ли не мученики, которым из любви к Церкви приходится идти на унижение и разного рода сделки с совестью. По отношению к некоторым епископам такое мнение было вполне справедливым, но только к некоторым, немногим и отнюдь не к большинству, не к Патриархии в целом! Глаза на правду вещей открывались постепенно, не сразу, но все-таки открывались – и мне, и многим известным мне православным людям. Теперь, как бы подводя итог длительному пути раздумий, ошибок, их обнаружения, исторических и духовных исследований, можно суммировать эту, обретённую так нелегко, правду вещей и постараться, чтобы эта правда открылась каждому православному человеку

 

Война с Христом, Русским Народом и его вековыми устоями

Русская Православная Церковь пережила, и ещё продолжает переживать, кажется никогда не виданную эпоху исключительных, чрезвычайных испытаний. Их можно лишь отчасти уподобить эпохе гонений на Христианство I-IV веков. Сущность происходящего с 1917 года в России – это попущенное испытание всех и вся как бы огнём (Кор 3, 13-14), или стихийным бедствием (Мф 7,26). В частности, у иерархии и духовенства помимо чисто личных испытаний испытывалось ещё и их пастырское отношение к Церкви. И хотя в XIX – начале XX вв. некоторые прозорливцы и предсказывали грядущие потрясения, в целом Русская Православная Церковь, её иерархия, духовенство, накануне переворота 1917 года ещё не представляли себе, что с Россией, с её Православием может произойти то, что произошло...

 

С 1917-го года происходила не просто смена власти, когда на место прежнего правительства приходит другое, в ином составе. Это было бы делом чисто политическим, которое никак бы не затрагивало основ нашей Церкви и веры. По отношению к новому правительству Церковь, как «царство не от мира сего» могла бы занять нейтральную позицию и затем проявить к новой власти такую же лояльность, какую проявляла к власти прежней. Такие события происходят постоянно и повсюду, они не затрагивают исторических основ бытия различных народов. Но главной причинй революции в России была не политика. Захват власти нужен был для полного уничтожения исторических основ. Революция была сознательно направлена против Христианства, против Русского Народа и его вековых устоев Духовно-нравственной жизни.

 

То есть, в полном и точном смысле эта революция была антихристова, не в ругательном значении этого слова, а в том буквальном его значении (анти-христианства), который откровенно выражался в лозунгах, заявлениях, декларациях самой революции. Она привела к власти такое же анти-Христово «правительство», хорошо организованное и идейно сплочённое сообщество уголовников, как в политическом смысле, так и в чисто криминальном!.. Ибо, лукаво говоря на словах одно, а делая прямо противоположное, обходя и попирая свои же собственные декреты и законы, это «правительство» обрушило нечеловеческий, уму не постижимый кровавый террор не только и даже не столько на своих действительных или мнимых политических противников, сколько на главных противников духовных: на Православную Церковь. Естественно, что все православные, кто мог и как мог боролись с революцией и новой властью, многие сотни тысяч с оружием в руках, на полях Гражданской войны, до последней капли крови...

 

Только после того, как все средства борьбы с заговорщиками были использованы и не дали результатов, то есть после окончания Гражданской войны в пользу богоборческой власти, стало понятно, что это попущение Божие для наказания и испытания (!!!) Русского Народа [за измену и убиение Помазанника – нарушение Соборной клятвы Народа 1613 г. ЛУЧ]. Внешне, в гражданско-юридическом плане, Народ вынужден был подчиниться этой власти, но внутренне, в душе и сознании всегда определял её, и по сей день определяет, как власть антихристову и незаконную, то есть не Богом установленную, как попускается Создателем вообще всякое зло в этой земной жизни для вразумления и испытания людей.

 

На страшном опыте России прообразовалось (моделировалось) то, что ожидает человечество и всех христиан Mipa при собственно Антихристе – последнем, подлинно всемирном «вожде и учителе» перед концом земной Истории человечества. Совершенно очевидно, что прав Церковный Русский Народ, определяющий своё отношение к революции и созданному ей богоборческому государству с точки зрения отношения Света к тьме, Христа к Beлиapy, Церкви к Антихристу. С этой же точки зрения должно было, естественно, определять своё отношение к революционному государству и Церковное руководство. Но прежде чем говорить о позиции епископата и духовенства Русской Православной Церкви в этом важнейшем вопросе, напомним, что после своей окончательной победы новая власть в течение 20-х и особенно 30-х годов не прекращала зверских репрессий против Церкви.

 

В 1930 году газета «Правда» в лице своего редактора Е. Ярославского в передовой статье призвала превратить «пятилетку промышленного развития в пятилетку полного уничтожения религии». Но за 5 лет не получилось. Не получилось и за десять. А потом грянула война. В 1943 году, в разгар войны, исход которой был ещё не ясен, советское государство (а оно, как теперь выяснилось всегда было даже и не советским!) в лице Сталина возродило в определенных границах внешнюю церковную жизнь, но с конца 50-х - в начале 60-х годов, при Хрущёве, начало новые гонения. После Хрущёва храмы не закрывались, духовенство уже не преследовалось, но тотальная дискриминация верующих продолжалась вплоть до начала перестройки. Советское государство могло менять политическую тактику в отношении Православной веры и Церкви, но не могло изменить своей природы как государства уголовного, переступающего во всех нужных для себя случаях свои собственные законы, и антихристова, продолжающего питаться антихристианской идеологией и духом.

 

Все это – беспрецедентное положение вещей для любого обества. Даже в эпоху гонений Римской империи в I-IV веках дело обстояло несколько иначе: бвла веротерпимость гомужарства к различным верованиям. Но сами последователи Христа отказывались приносить жертвы богам, сами они были не терпимы. Что касается ситуации после 1917 г., когда не просто налагались ограничения на деятельность той или иной груррв людей, и не просто орудовал какой-то один злодей, которого любая госвласть могла бы легко изолировать и наказать, но целое сообщество злодеев «восхитило власть», заняло все ключевые позиции в государстве, тем самым превратив самоё это государство в злодейское и преступное по отношение к собственному Народу, ко всякой правде, его обличаюей... Такое в Истории человечесива случалось только при Наполеоне и Гитлере. Только они создали такие формы управления, когда власть откровенно руководилась анти-христианской, анти-человеческой идеологией, то есть государство по сути своей становилось антихристовым.

 

http://osminin-history.my1.ru/_si/1/67508580.jpg

Избрание Михаила Федоровича на царство.

Нестеров М. В. 1886 г.

 

Он – светел, Избранник Божий!

И нет в Нём соринки зла.

Россию – не изничтожит.

И даль наша с ним – светла!

Образование Зарубежной Церкви. 

Но оставалась одна очень значительная часть Русской Православной Церкви, которая оказалась в итоге Гражданской войны за рубежом, и потому могла говорить свободно о том, что на самом деле произошло в России. Иерархи, духовенство, многие миряне этой части Церкви – они и говорили, и свидетельствовали перед всем миром в соответствии с Правдой Божией. Они сразу провозгласили, что советское государство – антихристово, по своей сути и природе, и преступно, разоблачали его зверства и беззакония. Голос этой части Русской Православной Церкви выражал, следовательно, мнение всей её Полноты. Эта свободная часть Русской Церкви возникла ещё в России, в разгар Гражданской войны в соответствии с распоряжением св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 г., которым определялось в случае невозможности сношений с церковным центром, образовывать на местах церковные управления во главе со старейшим по хиротонии епископом.

 

Так возникло церковное управление Юга России, занятого частями Белой Армии. Архипастыри и пастыри этой части Церкви боролись всеми доступными им средствами слова, молитвы, разъяснений с богоборческими силами, поддерживая тех, кто боролся с ними силой оружия, часто и погибая вместе со сражающимися бойцами. Естественно, что уцелевшие покидали Россию вместе с Белой Армией и множеством беженцев-мирян (а это вкупе - миллионы русских людей), дабы не сдаваться на милость антихристов. Интересно отметить, что в наши дни некоторые иерархи и духовные лица Московской Патриархии говорят о тех епископах и духовенств так, что они-де «сбежали» за границу, как бы бросив Родину и паству, спасаясь сами...

 

Лживость подобного суждения очевидна. Побеждённая армия, если может уйти, уходит, а не сдается. К тому же Армия и беженцы были паствой духовенства, уходившего вместе с ними… Уходили и для того, чтобы увезти святыни. Так, Курский епископ Феофан с несколькими монахами ушел за границу вместе с чудотворной Курской-Коренной Знаменской иконой Богоматери, так как эта икона успела подвергнуться надругательству новой власти. Икона стала Одигитрией всего Русского Зарубежья.

 

Там, за границей, русские епископы, естественно, должны были организовать какое-то церковное управление для правильного руководства делами многочисленной паствы, оказавшейся в изгнании. Так было создано Высшее Церковное Управление. В 1921 году оно созвало очень представительный Собор Русской Православной Церкви Заграницей, который дал совершенно правильную оценку происходящему в России и той власти, которая там утвердилась. Собор происходил в Югославии в Сремских Карловцах (отсюда прозвище «Карловацкая церковь», «карловчане»). И зарубежное ВЦУ и Собор сохраняли каноническую связь с Патриархом Тихоном, то есть с Церковью в пределах Отечества.

 

После обличений Собора в адрес советской власти, под сильным нажимом (и возможно пытками), Патриарх Тихон вынужден был издать указ о роспуске заграничного ВЦУ. Зарубежная часть Церкви подчинилась. Управление было упразднено и взамен его избран Синод во главе с выдающимся иерархом Митрополитом Антонием (Храповицким). Против этого Синода Патриарх Тихон не возражал (нужно было как-то управляться этой части Русской Церкви!). Признавая законность и каноничность Синода Зарубежной части Церкви, заместитель патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий Страгородский писал его архиереям братские письма. Ещё 12 сентября 1926 года он писал иерархам этой части Русской Церкви: «Польза самого церковного дела требует, чтобы вы общим согласием создали для себя центральный орган церковного управления... не прибегая к нашей поддержке».

 

В свою очередь, Заграничный Синод сохранял каноническое единение с митрополитом Сергием, пока он действовал в рамках канонов, не превышая власти и не отступая от правды Божией. Все здесь на своих местах, все законно и правильно. Так что язвительный упрек сегодняшнего руководства Московской Патриархии в её «Воззвании» 1990 года в том, что якобы Русская Зарубежная Церковь является-де «наследницей» того ВЦУ, которое распустил Патриарх Тихон, – очередная неправда. [Патриархия, всегда желая укусить зарубежников, активно сочиняет про РПЦЗ всяческие небылицы. ЛУЧ].  Но укус получился уж очень безсильным ввиду очевидной лживости обвинения.

 

Между тем в ту пору, в начале 20-х годов в России происходили страшные события. Достаточно вспомнить кампанию по изъятию церковных ценностей якобы для спасения голодающих. Недавно широко опубликованное секретное письмо Ленина ВЦИКу окончательно подтвердило, что цель кампании была вовсе не в помощи голодающим, а в том, чтобы под этим благовидным предлогом обогатить “новую власть” и физически уничтожить как можно больше духовенства и верующих. С такой изощренной, поистине сатанинской (“бешеной”, по образному выражению самого Ленина) силой политической уголовщины пришлось иметь дело Русской Церкви в пределах Отечества. Война против Церкви велась без всяких правил и законов.

 

Возник раскол «живоцерковников»-обновленцев, называвших себя «революционными священниками». Они полностью приветствовали и одобряли во всем новую власть, получили от неё большую часть храмов. Тогда казалось, что в интересах Церкви нужно выбить у них из рук основной козырь – и пойти на признание уголовной власти. Патриарх Тихон, под сильным нажимом ГПУ, написал нечто вроде покаяния за то, что выступал против революции и заявил: «Я отныне советской власти не враг». Потом в личных беседах он говорил: «Но я не сказал, что я ей друг. Вместе с тем, до самой смерти в 1925 году Патриарх Тихон отказывался заочно судить заграничных русских архиереев, выступавших против новой власти. Примерно такую же позицию заняли тогда и после кончины святого Патриарха многие иерархи, в том числе и заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий, в руках которого оказалось церковное управление, так как все Местоблюстители были в тюрьмах.

 

В этой позиции всё было понятно. Смиряясь перед Промыслом Божиим, попустившим утвердиться новой власти, нужно было отказаться от политической борьбы с ней. Вот это и был тот предел, та граница, до которой можно идти Церкви Христовой в обществе, где власть восхитили антихристовы силы. Ибо все имеет свой предел. Он выражен и самой Правдой Божией так: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у Света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? И какая совместимость храма Божия с идолами? (2 Кор 6. 14-16). В применении к советской действительности 1920-х годов это означало, что можно примириться с самим существованием антихристова государства как с неизбежным злом, заявить об отказе от внешней силовой с ним борьбы, вражды, даже конфронтации. Но никак нельзя было вступать в дружеское общение, согласие, соучастие, совместимость!

 

Среди некоторой части напуганного духовенства тогда было мнение, что для сохранены живых сил Церкви нужно идти на всё. Отвечая на это мнение святой Митрополит Петроградский Вениамин из тюрьмы перед расстрелом писал, что оно следствие неверия во Христа, ибо в конечном счете, не вениамины и иные люди спасают Церковь, а Сам Христос как Глава Ея, а верующие люди должны стоять за веру и правду – вплоть до смерти, не боясь ее и не боясь за судьбу Церкви. Священномученик Вениамин сам показал пример такого стояния. Он шёл на компромисс с богоборческой властью только до того предела, до какого можно было идти в соответствии с Правдой Божией, как она выражена в вышеприведенных словах Апостола Павла. И был разстрелян. И за это прославлен в лик святых!

 

АнтиХрист – занял место Христа,

повелел себе угождать и себя воспевать

Бешеной ненависти к Православию новой власти было недостаточно просто гражданской лояльности со стороны Церкви; ей нужно было заставить Церковь служить своей антихристовой политике! Пользуясь методами коварства, обмана, угроз расправы с Церковью, личных угроз, подкрепляемых арестами и тюремными заключениями власть уголовников в 1927 году очень сильно поднажала на Митрополита Сергия и епископов его окружения. И случилось непоправимое. Своей печально известной декларацией 1927 года Митрополит Сергий и его Синод объявляли, что «оставаясь православными» они желают считать «Советский Союз, (это преступное и антихристово государство! ) своей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Здесь налицо хитрейшая подтасовка и смещение понятий Родины и государства. Родиной можно считать Российскую землю как территорию с её народами, но объявлять Родиной Советский Союз как государство означало попрание смысла и духа самого Христианства как религии правды, отречение от самой Правды Божией, предательство Церкви и страдавшего Народа.

 

Это явилось преступлением гораздо более глубинным и страшным, чем даже ересь (кстати, предательство Иуды - это ведь тоже не “ересь” в некоем академическом ее понимании). Посему, какое значение имело то, что после 1927 года Московская Патриархия хранила (и то лишь до определенного времени!) все догматическое учение Православия, чем она пытается оправдаться! Такая “православность” Патриархии после декларации 1927 г. тотчас превратилась в своего рода музейное хранение набора отвлеченных умозрительных представлений, хотя и правильных, но совершенно лишенных “духа и силы” (1 Кор 2,4).

 

Декларацией Митрополита Сергия переступалась граница, которую нельзя было переступать, церковное управление Патриархии вступало в дружеское общение, согласие, соучастие, совместимость света с тьмой, праведности с беззаконием, веры с неверием. Но поскольку на самом деле такая совместимость в сущности своей невозможна, поскольку идейным оправданием её является Ложь. Московская Патриархия как бы провалилась в область лжи, после чего всё буквально всё. что бы в ней ни делалось и ни говорилось оказывалось под печатью, под знакомь лжи, помеченным или отмеченным этим знакомь. Из этой лжи, как из единого корня произрастало потом все многоветвистое древо лживости Московской Патриархии.

 

Негласным приложением к Декларации 1927 года явилось согласие Митрополита Сергия и его сподвижников, используя “канонические”, “церковные” средства, допускать к служению в Церкви тех, кто угоден “новой власти”, и запрещать служение или не допускать к нему тех, кто не угоден, а также теми же “церковными” средствами бороться со свободным голосом Русской Зарубежной Церкви. В том же 1927 году митрополит Серий уже совсем не в братском тоне и духе потребовал от всех зарубежных русских архиереев подписки (!) в лояльности советской власти под страхом запрещения в служении, на что ни духовно, ни морально, ни канонически он не имел никакого права. Кроме того он просто узурпировал власть в Церкви, нарушив многие каноны и традиции Соборности, о чем написано много и подробно.

 

Стало ясно, что в Патриархии устами архипастырей Христовых начал говорить антихрист. И говорит её устами по сей день. Вот этого то и добивалась новая власть! Но это означало, что Московская Патриархия вступает в раскол в единой дотоле Русской Церкви. После этого Зарубежная часть Русской Православной Церкви вынуждена была прервать каноническое общение с Московской Патриархией (и должна была прервать!). Так в одной Церкви возникло два управления: в России и за рубежом. Декларация 1927 г. явилась лишь исходной точкой того образа поведения иерархии Московской Патриархии, который получил название «линии м. Сергия» или «сергианства».

 

Сущностью этого стало не только полное послушание богоборческой власти во всем, в том числе во внутренней жизни Церкви, не только полное одобрение советской власти как таковой, всех актов и направлений её внутренней и внешней политики, но и приветствие и одобрение даже её коммунистической идеологии, как «прогрессивной» и соответствующей идеалам Христа на земле». На моей памяти в 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годах не было такого более или менее крупного деяния партии и правительства СССР, на которое бы Патриархия не отозвалась возвышенным одобрением и согласием. Без возмущения невозможно было читать Журнал Московской Патриархии, и многие бросили его читать. Вот уж в Московской Патриархии воистину началось безудержное политиканство и не только «суетное», но и насквозь фальшивое!

 

Апостольское и Святоотеческое учение

об отношении Церкви к мирской власти

или богословский вымысел МП, которая забыла Историю.

 

Римская империя была языческим государством с широкой веротерпимостью, то есть допускавшим существование каких угодно религий. Церковь Христова преследовалась им в то время в значительной мере потому, что как раз христианство не было веротерпимым по самой своей сущности. Христианин не мог «почтить» богов официального римского пантеона, не мог принести положенных жертв к статуе императора, в чем усматривалось гражданское, политическое неповиновение государству. Христиане открыто обличали язычество, как поклонение диаволу и бесам, противное Богу истинному, и тем наносили явное оскорбление императорской власти, исповедовавшей веру в определенных богов.

 

Очень важно отметить, что во множестве случаев представители римской власти, истязуя христиан, говорили им, что христиане вольны верить в своего Бога, как хотят, что власть не требует от них отречения от веры, от учения Христианства, но требует только, чтобы они принесли жертвы и тем божествам, которых почитает императорская власть, и таким образом выразили бы свое почтение к законной власти, к государству, поскольку ритуал такового жертвоприношения был тогда предусмотрен государственным законодательством. Но христиане, будучи действительно лояльными к власти, никак не могли быть лояльными к религии, к идеологии этой власти! Те из них, кто из страха перед мучениями доставали себе по знакомству фиктивные справки (свидетельства) о том, что они якобы приносили установленные жертвы богам, даже такие христиане в случае последующего их покаяния подвергались по канонам Церкви определенному наказанию – епитимии...

 

Позиция Церкви и церковной власти эпохи гонений I-IV веков, таким образом, совершенно ясна: никакого согласия с язычеством, никакой причастности его культам и ритуалам, никакой идейной или иной поддержки религиозным заблуждениям власти! А ведь христиане тех времен тоже имели и знали послания Апостолов Петра и Павла, где есть такие слова: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите»(1 Петр 2, 13,17). «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит 3.1) «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2. 1-2).

 

Недавно, в № 24 «Московского Церковного вестника» за 1990 год было, опубликовано «Воззвание архиерейского собора» МП по поводу отношения к Русской Зарубежной Церкви. Пприводилась последняя цитата из 1-го послания к Тимофею Апостола Павла с таким объяснением: «Очевидно, что Апостол Павел, призывая христиан совершать молитву за власти Римской империи, которые в ту эпоху чаще всего выступали как гонители, давал заповедь на все времена молиться за гражданские власти...». В связи с этим Патриархия утверждает, что Зарубежная Церковь, осуждая советскую власть, занимается «суетным политиканством» и «попирает заветы Апостола».

 

Очевидно, однако, и совсем другое: в ту эпоху, то есть в то время, когда писали свои послания Апостолы Петр и Павел, власти Римской империи как раз не выступали как гонители! Гонения начались после того, как послания были написаны, и когда они начались, то первыми, кто пошел против власти, не пожелав отречься от Христа и принести жертвы идолам, были сами Апостолы Петр и Павел, все другие Апостолы и безчисленный сонм мучеников! Это обстоятельство было хорошо известно христианам эпохи гонений и теперь известно всем православным, кроме Московской Патриархии. И уж совсем не “очевидно”, что Апостол дал заповедь «на вcе времена молиться за все гражданские власти» это богословский вымысел Московской Патриархии, которая как-то вдруг забыла церковную историю, например, тот случай, когда Василий Великий молился о смерти императора Юлиана Отступника как гонителя веры и Церкви, или как Иоанн Златоуст обличал нравы императорского двора, за что подвергся низвержению и гонению, как другие отцы и преподобные обличали (вплоть до прещения) даже православных (!) царей за их нравственные беззакония...

 

Так как же быть с заповедью о послушании гражданским властям? Это вполне разъясняется из слов того же Апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти, не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению... Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носить меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»  (Рим 13, 1-4).

 

Вот уж поистине совершенно очевидно, что речь идет о такой власти, которая соответствует своей природе, как Божие установление. А если меч начальника окажется направлен против добра и в защиту зла? Как тогда? Тогда Церковь должна делать все, чтобы остановить меч беззакония так же, как это сделал святитель Николай буквально руками остановивши меч палача, занесенный над главами невинно осужденных и обличивший и отлучивший несправедливого представителя законной гражданской власти, пока тот не принес достойного покаяния. Во всяком случае придется признать, что данный начальствующей или данная власть государства, если совершают беззакония, то выступают не как Божьи слуги. И потому ни о каком “послушании” их беззакониям и речи быть не может! Из смирения пред Богом и Его Святым Промыслом, или из страха за себя можно терпеть беззакония власти, никак не обличать их, можно и молиться о заблудшей власти, прося Бога обратить ее на путь покаяния и справедливости, но одобрять беззакония, признавать их правым делом было бы попранием не только всех апостольских заветов, но и самой правды Божией.

 

Св. Исидор Пелусиот, повторяя основные мысли своего учителя Иоанна Златоуста, толкует слова Апостола «несть власти аще не от Бога» в том смысле, что Богом установлен и благословен самый принцип власти, чиноначалия, иерархического устройства человеческого общества. Павел не сказал «несть начальник аще не от Бога, но разсудил о самом начальствовании, – пишет учитель Церкви, – ...поелику равночестность по обыкновенно возжигает часто войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства».

 

Далее св. Исидор приводить в пример устройство семьи, учёбы, организацию среди животных, рыб и птиц, устройство тела человеческого и заключает так: «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, сиречь начальство, и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать свое лукавство, как фараону и в таком случай понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Цит. по книге протопресв. Георгия Граббе «Правда о Русской Церкви на родине и зарубежом», Джорданвиль, 1989).

 

Таково Апостольское и Святоотеческое учение, учение Церкви о мирской власти и об отношении к ней в различных случаях. Что же с этой точки зрения сказать о безпрецендентной российской ситуации после 1917 года, когда не один «злоде», но целое сообщество злодеев «восхитило власть» в государстве, тем самым неизбежно превратив самое это государство – в злодейское и преступное по отношение к собственному Народу, ко всякой правде, откровенно руководившееся антихристианской идеологией, то есть – в государство антихристово?

 

Прежде всего то, что вопрос об отношении Церкви к такому государству был отнюдь не просто политическим и уж тем более не «политиканским». С глубоко духовной точки зрения это был вопрос вопросов, от решения которого зависела вся духовная судьба Русской Православной Церкви! Так как же решила Русская Церковь этот вопрос? Мы уже отметили, что церковный Народ раз и навсегда ответил на этот вопрос, исходя из отношения Христа [а значить и Церкви Его] к Антихристу. Но после гражданской войны Народ должен был надолго хранить свой ответ в молчании, в глубине сознания и сердца. Точно также, вместе с Народом ответил на этот вопрос и святой Патриарх Тихон, что особенно проявилось в его анафеме всем творившим беззакония и убийства, во многих других обращениях и словах. Но он вынужден был внешне, умолкнуть, нося своё отношение к новой власти в глубине души.

 

Никогда он не подписывал перед смертью того завещания 1925 года, которое ему приписывают. Это – подделка, что отлично доказано в уже цитированной книге о. Георгия Граббе, Так же, как антихристову власть, определили новое государство и многочисленные епископы, безчисленное множество священнослужителей, монахов и мирян, принявших за это мученическую смерть или пожизненное заключено и далекие ссылки. Также смотрел на вещи в глубине души (возможно) и м. Сергий (Страгородский) и те, кто остались с ним на свободе. [То есть их сделка с совесть была сознательной, что только усугбляет меру ответственности. «Что толку человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою потеряет?» ЛУЧ.]

 

Публикуется с сокращением.

 

Окончание статьи прот. Льва 1991 г.

 

«Отъ царства земного – къ Царству Небесному».

«Последний Луч»

Статьи о. Льва о Святом Царе Николае II и о Его Семье


«Спаситель пришёлъ, показалъ намъ примѣръ. Кто по Его пути, слѣдомъ любви и страданія идетъ, понимаетъ все величіе Царства Небеснаго».

(Изъ письма Императрицы Александры Феодоровны 2 марта 1918 г.)

 

Вотъ путь послѣдняго Русскаго Царя и самая суть духовнаго Подвига Его и всей Его поразительно дружной и сплочённой Семьи. Этотъ Подвигъ Царственные Мученики проходили всю жизнь совершенно сознательно, потому что сближеніе и единеніе съ Богомъ уже въ этой земной жизни, а затѣмъ вѣчное пребываніе съ Нимъ въ обителяхъ Небесныхъ, было живымъ стремленіемъ Ихъ чистых сердецъ, самой насущной потребностью, смысломъ и цѣлью жизни. Къ этому же они старались привлечь и Русскій Народъ.

 

Ныне окончательно спали все грязные пелены, которыми от нашего сознания злобная масонская и большевистская пропаганда старалась загородить, занавесить духовный облик Св. Царя Мученика Николая, Его поистине благоверной Супруги Царицы Александры и их прекрасных Детей – Цесаревича Алексея, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Теперь уже ничто не может помешать чистым оком души взглянуть на наших Царственных Страстотерпцев. И когда такой взгляд как бы прикасается к Ним, встречается с Ними, – какой дивный, тихий свет излучается от Них! Слова «свет», «сияние», «светлые» так и просятся на ум и при чтении жития Царственных Мучеников, и при чтении Их подлинных писем, и при взгляде на Их прижизненные фотографии и иконы...

 

Соборная клятва Русского Народа Романовым

21 февраля 1613 г.

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан,

яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу. Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

 

Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления –  Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. И иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.

 

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление – быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди; по священным Правилам св. Апостол, и Вселенских Седми Соборов св. Отец и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предыдущие лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.

 

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.

 

Своеручные подписи[1] . А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

Далее следует больше восьмидесяти подписей, причем подписывались только грамотные

 

Белокуров С. А. Утвержденная грамота... Москва, 1906.

 

http://osminin-history.my1.ru/_si/1/56474007.jpg

Призвание боярина Михаила Феодоровича Романова на Царство 14 марта 1613 г.

Художник Угрюмов Г.И. 1790 – 1800 гг.

 

 

 

 

 

LUCH 2020