Text Box:          Подобного явления, как мироточение Одигитрии, Русская Церковь ещё не знала

 

  I ПОХВАЛО НЕПРИМИРИМЫМ

 

«Икона – это похвало нашей Церкви», – объяснял величайшее чудо XX-го столетия, явление мироточивого образа Иверской Одигитрии, сам её верный хранитель Хосе Кортес. Трудно более кратко и полно выразить суть вселенского события.

 

Одигитрия, «Путеводительница». Иверская Монреальская икона утвердила Путь следования Христу: царский путь непримиримости со злом, с любым политическим или идейным влиянием мира сего на Церковь. Именно этим путём неуклонно шла Зарубежная Церковь – а за ней вся Русская Эмиграция и Белая Армия –  с самого начала смутного времени и вплоть до 2000-го года, пока не произошёл раскол.

 

Именно эта великая Идея мучительной, но и победной непримиримости со злом, полной неприемлемости его, в каких бы масках и формах оно ни скрывалось, – лежит в основе Белой Церкви и всего Белого Движения. В настоящее время этим путём продолжают идти Зарубежная Церковь под омофором митрополита Виталия и Катакомбная Церковь России.

 

За этот Путь и за все мучения, связанные с ним, Зарубежной Церкви был дарован православный Вождь и величайшее Чудо XX-го столетия, Иверская мироточивая икона Богородицы. Изумительной красоты и духовной силы образ был создан на Афоне в год прославления Царственных Мучеников, и в ночь на 24-е ноября 1982-го началось его мyроточение,  длившееся без малого 15 лет!

 

В многочисленных интервью и беседах с прихожанами Хосе подчёркивал, что прежде начала мироточения, 3 недели икона находилась в непосредственной близости от Апостольника Царственной мученицы ВК Елизаветы Романовой, её и инокини Варвары (Яковлевой) иконы и благоухающих мощей подвижников Киево-Печёрской Лавры. Согласно свидетельствам, именно у Хосе хранился Апостольник Матушки Елизаветы – любому христианину этот факт скажет о многом.  Он особо почитал и ежедневно молился Новомученикам.

 

Иверская икона исторически является Вразумительницей варваров, призывающей народы к вере через покаяние. На Руси эта икона является особой Покровительницей православной государственности. Она пришла в год учреждения династии Романовых – в 1648 году, благославив сей род на царство. Явление новой чудотворной святыни, созданной на Афоне именно в год прославления Зарубежной Церковью Царственных Мучеников, не является случайным. Прежде всего, это указание и свидетельство Высшей Милости, как результат верного следования –  сквозь неимоверные муки испытаний и гонений – воле Творца.

 

Именно с Прославления Царственных Мучеников и Новомучеников началось возрождение России – через призыв к покаянию посткоммунистических варваров. Хосе Кортес высоко поднял и понёс над миром новоявленную Иверскую Одигитрию. Именно он начал царское дело вселенского покаяния. По своему происхождению, по крови, Хосе не был русским и не имел на себе страшных грехов, запятнавших русские души. Своей великой праведностью и чистотой он послужил делу искупления России и мирового «отрезвления» от коммунистического злосмрадия, мрака безБожия и материализма.

 

Как добрый пастырь, Хосе начал с самого главного: с проповеди покаяния. Он проповедовал, принося в храмы чудо, проповедывал, беседуя с прихожанами после службы, проводя в беседах, молитвах и делах милосердия бессонные ночи. Проповедовал, рассылая по всему свету драгоценные ватки с миро и копии иконы, принося чудо к больным и страждущим. Хосе проповедовал всем своим творчеством, создавая дивные иконы, проповедывал всей своей жизнью. Он дал нам новую Заповедь: святости в миру.

 

Хосе сотворил великую проповедь Любви и Покаяния, сотворил до последней буквы. И скрепил её примером мужества в гонениях, одиноким противостоянием всей злобе мира, и наконец, добровольным мученичеством. Так, волею Божией и кровью Новомучеников, вослед первопрходцам, Новая Россия всё-таки рождается и набирает силы. И рождается она – не географически, не территориально, но рождается в Духовной вселенной. Мужественный Капитан ведёт Корабль твёрдым курсом. Он не оставит своего капитанского мостика. Победа будет за нами!

 

II ИДЕЯ И МИССИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ. Главной идеей Зарубежной Церкви, её всеславным олицетворением, была и остаётся идея НЕПРИМИРИМОСТИ со злом, в какие бы благородные личины оно ни обряжалось. Именно эту идею исповедали миллионы Новомучеников большевистской революции, советского и постсоветского режимов. Именно за неё, явив сонм святых, пострадал и погиб славный род Романовых. Осиянная невинными муками и страданием миллионов подвижников, именно эта идея положена в основание Воскресения России. Она скреплена явлением православного Вождя и чудом 15-летнего мироточения Одигитрии – главной похвалой, как выразился Хосе Кортес, Зарубежной Церкви.

 

Осенённая одной из древнейших святынь, Курской-Коренной иконой Божией Матери (+1295), Зарубежная Церковь возводилась трудами великих подвижников. Она стала преемницей и хранительницей наследия таких светочей, как св. Серафим Саровский, св. праведный отец Иоанн Кронштадский, таких избранников, как убиенный Царь Мученик и его Семья, ВК Елизавета и весь славный род Романовых.

 

В Ново-Дивеевском храме в Нью-Йорке хранится знаменитый Ипатьевский крест; в Брюсселе и Париже бережно сохранено всё, что удалось извлечь со дна шахты урочища Четырёх Братьв, в 1918 году; в Леснинской женской обители (Франция), в храме Марии Магдалины во Иерусалиме и в квартире Хосе (в данный момент захваченной сионистами) хранятся святыни и архивы, связанные с именем святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны Романовой.

 

Отцы-основатели, митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, Виталий (ныне здравствующий), владыки Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, Леонтий Чилийский, джорданвилльские архипастыри, старцы и иконописцы – были и остаются подвижниками веры и благочестия. Владыка Иоанн – чудотворец последних времён; он и владыка Филарет (Вознесенский), а сейчас и инок Иосиф убиенный – прославленны чудом нетления.

 

Идея этой Церкви велика и не может утратить своего значения в наши дни, как многие пытаются это заявлять. Вселенская миссия её только начинается, ибо Православие должно стать достоянием всех народов. Главные основания для подобного утверждения следующие:

 

1. По своему характеру и структуре Зарубежная Церковь является истинно вселенской, интернациональной, призванной осветить весь мир, являя оплот спасения народам земли в последние времена. В 20-х годах прошлого столетия начался Великий Исход Православия из России. По всему земному шару потекли ручейки святости, проложенные ходом святых икон, реликвий, трудом подвижников, их молитвами и духовными подвигами. Это было время страшного горя и испытаний для России. Но кто знает, чем обернётся оно для человечества.

2. Только Зарубежная Церковь во всей полноте восприняла и сохранила 1000-летнюю христианскую традицию, дореволюционный Христианский календарь, Богослужения, песнопения, Таинства.

3. Она не была заражена ядом коммунистических подмен, сергианства и экуменизма. Только эта Церковь ещё твёрдо стоит на позициях непримиримой борьбы с величайшей мерзостью последних времён – экуменизмом****.

 

Митрополит Филарет был великим исповедником Православия. Он занимал твердую позицию по отношению к ереси экуменизма и отступническому сергианству. В 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ под его водительством провозгласил анафему экуменизму:

 

Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема (трижды).

 

При Митрополите Филарете в РПЦЗ также начались общецерковные прославления святых: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, святой блаженной Ксении и святых Новомучеников и Исповедников Российских.

 

4. Именно Зарубежная Церковь первой прославила Царственных Мучнеников и миллионы убиенных Новомучеников Российских. Она первой начала вселенское покаяние за грех Богоотступничества, цареубийства и братоубийственной бойни – начала с проповедей св. праведного Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, и продолжила явлением Иверской иконы и 15-летним подвигом её верного хранителя.

5. Именно в этой Церкви было явлено величайшее чудо XX-го столетия, Иверская Монреальская икона. Богородица Сама указала нам Путь, Вождя и Ту Единственную Истину, Которую обязано исповедать, до мучений и смерти, стадо верных.

 

«Думаю, что никто из людей не заслуживает такого божественного явления, как мироточивая икона, но ради крови Новомучеников, прославленных Зарубежной Церковью, явил Бог это чудо. Она явилась у нас не за наши достоинства, а за кровь тысяч и тысяч Новомучеников, которые пострадали не в Америке, а в России.» (Из беседы с братом Иосифом в связи с 10-летием чуда мироточения от Иверской иконы, 24 ноября 1992 года. Монреаль).

 

6. Наконец, в Зарубежной Церкви явился, свершал молитвенные подвиги, трудился и принял венец мученичества Хосе Кортес. За эту же Церковь вольно пострадала и его мать. Мария (Клементина-дель Кармен) Кортес Фернандез почилв в Бозе на рубеже столетия и тысячелетия, 10-го декабря 2000 года, в день главного Праздника этой Церкви, иконы Курской-Коренной Божией Матери.

 

III ПОДВИЖНИКИ ВСЕЛЕНСКОГО БОГОСТРОИТЕЛЬСТВА Сегодня никому не нужно объяснять, кто такой Хосе Котрес, почему Божия Матерь избрала именно его. Если и не брать во внимание принадлежность древнему аристократическому роду, в котором семь столетий подряд первенцев именовали в честь Иосифа Обручника и посвящали Пречистой Деве, если и не исследовать детально все факты биографии, знамения и чудеса, достаточно просто взглянуть на икону, на лик Богомладенца. Кто, с такой фотографической точностью, изображён на раменах Божией Матери? И кто, как верный сын, отдал жизнь за Её Россию? И разве же не сынами Царицы Небесной являются все, кто идёт за Христом не отступая?

 

Уже после своей кончины-победы Хосе являлся в видениях и откровениях. На Богоявление 1998-го года, после причастия Св.Тайн, в видении отроковице Дарье, Хосе предстоял Пресвятой Троице, в царском облачении, с крестом и жезлом вселенского Патриарха в руках. Ангелы сослужили пред ним коленопреклонённо («Иверский Избранник», Л. Гумерова, 2000 г., стр. 57). В этом откровении Хосе Кортес продолжал молитвенный подвиг, молился «за всех людей на земле».

 

Редкое, единственное избранничество его не подлежит сомнению. Хотелось бы лишь остановить внимание на таинственной связи судьбы Хосе Кортеса с судьбой Царственной Мученицы Елизаветы. В какой-то мере, эти судьбы повторяют одна другую, во всяком случае, во многом перекликаются. В его квартире в Монреале (Гилфорд стрит, 801 #2) хранилось уникальное собрание дореволюционных фотографий и икон, печатных и архивных материалов, частицы мощей, рисунки, апостольник и другие личные вещи Царственной Мученицы.

 

Некоторые из них были переданы владыкой Леонтием Чилийским, другие Хосе получил в Лесне и в Гефсимании, многое как бы само собиралось и приходило к нему в его бесконечных странствиях по земному шару.

 

Главным звеном этой истории, конечно же является сама Иверская икона. Она написана Апостолом Лукой, покровителем живописцев, и является Одигитрией, Путеводительницей. Судьба этой иконы, как и судьбы её избранников, интернациональны; в движении своём они пересекают многие земные меридианы, соединяя воедино целые нации и континенты. Княгиня Елизавета, как мы уже говорили, была особой почитательницей и избранницей Иверской иконы и свой Крестный путь начала в Светлый Вторник, когда Церковь празднует чудо явления на Святой Горе Иверской иконы. День отпевания и положения во гроб святого тела Царственной Мученицы совпадает с дём Подвига Хосе – 31 октября.

 

Жизнь ВК Елизаветы Романовой, как и судьба Хосе, складывалась не просто. И ей выпало оставить родину, сделать мучительный выбор между привычкой и тем, что называется зов сердца. А затем, не на словах, но подвижническим служением доказывать верность новой родине. Каково было дармштадской принцессе выучить старославянский? Мы помним, что первое причастие Свв.Тайн она приняла через 7 лет после замужества. 7 лет упорнейших трудов прежде, чем она почувствовала себя уверенной и подготовленной для приятия Православных Таинств!

 

Хосе вырос в Чили в двуязычной семье (англо-испанской), родными для него были английский, испанский, чилийский и все латино-американские языки и наречия. Мама Хосе была очень набожной католичкой древнего рода тех самых Кортесов-Фернандез, завоевателей Америки. Хосе родился в Вальпараисо, его раннее детство прошло на берегу Тихого океана, до школы он фактически воспитывался при храме. Семья переехала в Сантьяго, где в 14 лет мальчик принял Православие (его духовным отцом и наставником стал архиепископ Леонтий Чилийский), закончил с отличием среднюю школу и послупил в Университет Изящных Искусств (Bellos Artos), после окончания которого блестяще защитил учёную степень по Истории Искусств.

 

В 1973-м году, по личному приглашению будущего Митрополита РПЦЗ Виталия (Устинова), а в те годы ещё архиепископа, он переехал в Канаду и продолжил специальное образование в иконописи, языках и Богословии уже в Монреале. Иконописи он учился у знаменитого мастера Русской и Европейской школ Николая Шелехова и так же в своих ежегодных поездках на Афон, где в древних келиях особенно глубоко изучал византийскую школу –  ту традицию иконописи, которой сам следовал и считал духовно наиболее содержательной. На Афоне он так же обрёл великих святых учителей и братьев по духу, а в 1982-м году – свою знаменитую Иверскую икону.

 

В результате долгих лет трудов, творческих поисков и глубоких исследований в самых различных областях и сферах человеческих знаний, Хосе стал непревзойдённым Мастером, произведения которого высоко ценились как в православной среде, так и самым широким кругом художников и любителей искусства. Основным заказчиком и главным покупателем его работ становится канадский национальный концерн «Петролеум». Так что ни в «собирании денег для поездок по миру», ни в чём другом Хосе абсолютно не нуждался.

 

В совершенстве владея русским и старославянским, Хосе свободно говорил и писал ещё и по-французски и по-гречески, изучал латынь и древне-еврейский – на Богословском факультете Монреаля, где защитил докторскую диссертацию по теме «Личность, жизненный путь и наследие Апостола Павла». Неплохо знал так же и немецкий. В многочисленных паломничествах на Афон, в Грецию, выучил и этот язык. Общение с целым светом не было для него  проблемой.

 

Таким образом, помимо его основной профессии и трудов иконописца, он является кандидатом Исторических наук и Доктором Богословия. Друзья часто говорили, что ходить с ним в картинные галереи было высоким наслаждением, он знал о картинах и о других искусствах буквально всё.

 

С детства решив посвятить себя Божией Матери, он всю жизнь как бы шёл к России: через через Канаду, Америку и Францию, ставших ему так же родным домом. Так стала возможной международная Миссия служения Чуду и неотлучного следования за Божией Матерью по всему свету.

 

Представительницей многих родовитых династий – Английской, Немецкой, Французской, Русской корон и королевских родов, являлась и ВК Елизавета Романова. Она оставила всё привычное и дорогое, ради любви, ради России. В Гефсиманском Саду на Святой Земле, молодая княгиня удостоилась принять особое благословение, позволившее сыграть особую, если не заглавную роль в устроениии вселенского Православия.

 

Англичанка по матери, княгиня Елизавета родилась и выросла в Германии, английский остался родным языком, и духовное наследие христианских миссионеров освоено с ранних лет. И у Хосе бабушкой по линии отца была англичанка Мария Джонсон, талантливая художница-акварелистка, и язык стал родным с детских лет, только образцом для подражания были древние испанские рыцари и миссионеры.

 

По складу души и по призванию, Елизвета Феодоровна, также как и Хосе,  была художницей, тонкой ценительницей красоты и высокого искусства. Настоящий художник – это всегда невыразимая тоска по недостижимому идеалу. Более всего княгиня Елизавета, так же как и Хосе, любила рисовать цветы. И она рисовала их всю жизнь, даже в Алапаевске, а вот Хосе дал святой обет Божией Матери посвятить себя иконописи. С 1973 года, после перезда на жительство в Канаду, уже не мог позволить себе лирических отступлений, однако до конца дней своих мечтал об этом*****.

 

Как и Елизавета Феодоровна, Хосе являл пример монашеского подвига в миру. Его миссия целиком была посвящена России и Православию. Избранник вёл аскетический образ жизни, совершал ежедневные молитвенные подвиги и поминания по монастырскому уставу, спал 2-3 часа в сутки, часто и вовсе проводил дни и ночи без сна. Ежедневно читал акафисты и каноны Царице Небесной, каноны и тропари мученикам. А самым главным, конечно же, было его иверское сердце, его серафимское горение, жар и неостановимое стремление помогать людям.

 

Главным были его любовь, молитвенный дар, степень его сострадания, по которой он видел и понимал то, что мало кто мог видеть и понимать. Главным были его труды для Русской Церкви. Наверное, не осталось на земном шаре уголка, куда не заглянула и не облагоухала дивным ароматом роз и лилий Божия Матерь Иверская в руках Своего верного хранителя.

 

После обретения иконы, Хосе сначала приложил её на Афоне к древнему оригиналу, а в своей квартире поставил между частицами мощей подвижников Киево-Печерской Лавры (третий удел Божией Матери на земле) и иконой фотографией Царственной мученицы Елизаветы. Хосе не скрывал молитвенной с ней связи. Хорошо знавшие его матушка и монахини Леснинской обители во Франции отмечали, что Хосе постоянно молится именно ей, и она удостаивала его своими дивными посещениями. Этому чуду, сопровождавшемуся особым благоуханием в его кельи******, есть живые свидетели, имена которых, по известной причине, здесь не называются.

 

Матушка Магдалина, настоятельница Леснинского женского монастыря, сама являлась духовной дочерью и продолжательницей дела Елизаветы Романовой. Обитель во многом устраивалась по заветам Марфо-Мариинского сестричества. У Матушки Магдалины, а затем Афанасии, хранилось личное Евангелие Елизаветы Феодоровны и другие святыни, связанные с её именем. Эту обитель избрала Божия Матерь в лице новоявленной чудотворной иконы Иверской Монреальской, как Свой дом в Европе.

 

Уезжая в Испанию, Грецию или Иерусалим, в своих ежегодных поездках на Афон, Хосе обычно не брал святыню с собой, оставляляя её в Лесне, под надзором и присмотром Великой Матушки. Только недремлющему оку Иверской Избранницы, св. Елизаветы, мог он доверить мировое чудо.

 

Как и Елизавета Феодоровна, Хосе с великим рвением помогал в стоительстве и украшении храмов, рисовал и писал иконы, помогал страждущим, крестил детей. Он стал крёстным отцом целого нового поколения, выросшего около Иверского чуда. 58 духовных сыновей и дочерей! За каждого в его доме горела отдельная лампада, за всех он молился. «Пусть все они возрастут в духе и станут святыми мужами и святыми жёнами!» – единственная ежедневная просьба Хосе к Заступнице.

 

Помянник Хосе походил на толстый монастырский том; его-то и украли убийцы, тем самым с головой выдавая себя: это были люди Церкви, хорошо знавшие Хосе и неоднократно видевшие помянник. Именно эта книжка более всего другого свидетельствовала о масштабе его личности и вкладе в мировую духовность. В сатанинской ревности и ненависти враги стремились – и точно так же и сейчас стремятся – уничтожить любую память о заслугах Хосе перед Богом и людьми.

 

Такой же доброй восприимницей рода Христианского и великой за всех молитвенницей была и ВК Елизавета. Ещё одно совпадение: день православного обряда отпевания Елизаветы Феодоровны и положения её во гроб, как и день смерти Хосе: 31 октября. Хосе запечатлел своё избранничество мученичеством, прославлен чудом нетления, многими посмертными чудесами, как и его великая предшественница.

 

Ещё несколько фактов на Иверскую тему. В древности Пиренейский полуостров и территорию нынешний Испании населяли иберы, или иверы – весьма воинственное кочевое племя, имеющее общие корни с грузинским народом и давшее название Грузии – Иверии. Как известно, Божия Мать избрала Иверию своим первым земным уделом. Иверский монастырь на Афоне построен на месте, где с корабля сошла Богородица, а 31 марта, в Светлый Вторник 999 года, в столпе огненном и облачном, сюда явилась Её икона, ставшая истинным Торжеством вселенского Православия.

 

Встречал Её на водах иверский старец Гавриил. Мужество и жар сердца, наследие древней иверийской крови – помогала избранникам Божией Матери возжечь ту степень веры, которая даёт право вслед за Христом ходить по водам и беседовать с Ангелами. Таким же неистовым и крепким в вере был Хосе.

 

Известно, что древний Иверский монастырь на Афоне стоит на том самом месте, где сошла с корабля на берег Божия Матерь. Бухта и пристань, где стоял корабль, позднее были названы Климентовыми, в честь благочестивого старца, первым встретившего здесь удивительную Гостью. «Климент» в переводе с латинского означает милостивый.

 

Духовным наставником Хосе в продолжение всей необычайной земной Миссии был афонский старец и прозорливец иеросхиигумен Климент Афонский. Он скончался в возрасте 104 лет незадолго до Хосе. Имя матери Хосе, до совершения православного обряда с именем Мария, тоже Клементина. Об отце земном  он практически никогда не упоминал, в беседах с друзьями ничего о нём не рассказывал*******. Зато в его квартире долгие годы хранилась в драгоценном ларце честная благоухающая глава св. мученика Климента, Папы Римского (+101 год ), перешедшая к нему так же чудесным образом.

 

IV АЗ ЕСМЬ! ЧУДО ИВЕРСКОГО БОГОЯВЛЕНИЯ ВК Елизавета Романова отошла в лучший мир в момент духовного помрачения России. Благоуханием миро от Одигитрии, Бог духовно явился миру – омыть, отрезвить людей, одурманенных ядом коммунизма и материализма. Аз Есмь! Я Существую и имею место Быть! Хосе сделал всё для прояснения исторической правды. «Россия больна духовно, поэтому лечить её надо духовными средствами: покаянием, молитвой, постом» – утверждал он в беседе с прихожанами в Буэнос-Айресе в 1994 году.

 

Иверская икона издревле, ещё с обращения Варвара, славилась чудесами духовных исцелений. В её присутствии людей охватывало единодушное устремление к исповеданию своих грехов и покаянию. Перерождение через покаяние суть 15-летнего подвига Избранника, запечатленного мучениченическим венцом, чудом нетления и многими чудесами.

 

Он называл это душевным переворотом, освобождением. Происходил мгновенный контакт, прикосновение к Высшей Реальности: люди мгновенно буквально перерождались, обливаясь слезами раскаивались; Господь принимал и благословлял всех, источаяя благоухание Милости и Любви. Икона действительно потрясала и переворачивала душу. Почему-то мало кто упоминает, что около неё являлся благодатный огонь – зажжённые свечи не обжигали, пламя выглядело шарообразным, переливчато белым, без колебаний. Истинное чудо Богоявления!

 

Исцеление России возможно лишь в осознании случившегося с ней в прошлом столетии, в осознании греха Богоотступничества и цареубийства, тяжким бременем лежащих на всех нас. Если не сумеем понять, что в 1917 – 18 годах все русские, несмотря на клятву, присягу, тысячелетнюю верность отцов – вдруг единодушно стали предателями, клятвопреступниками, соучастниками зверской расправы над Помазанником, над миллионами других невинных, – если наша совесть окажется способной вместить бездну подобного грехопадения, то может быть ещё есть шанс подняться с колен, устремить взоры в будущее. Если же этого не произойдёт, Россия обречена.

 

Потрясение, которое переживал каждый при встрече с Иверской иконой, говорю как очевидец, было настолько сильным, неизведанным никогда ранее чувством, что по-видимому, такое осознание чудесным образом совершалось. Нашествие неземной скорби, страдания, страшного горя, и в то же самое время – дивный свет, надежда, вздох и взлёт жизненных сил. Икона чудесным образом отверзала, давала ход тем именно чувствам, которые мало кто из русских испытал 17 – 18 июля 1918 года. А должен, обязан был бы испытать!

 

Мы не Царя и невинную его Семью расстреливали и добивали штыками: заодно с дикарями, мы безжалостно распяли Самого Кроткого Владыку Христа. «Избранница Христа и Первозванного Андрея», Дом Божией Матери, Россия вдруг, в один миг – превратилась в страну иуд и разбойников! Как и чем омыть такое? Именно этот вселенский покаяннный плач начался в 1982 году в Зарубежной Церкви, явлением Иверской Одигитрии и вступлением Хосе на царский путь вселенского служения.

 

У княгини Елизаветы Феодоровны, согласно её обету, не было собственных детей. Теперь перед нами раскрыта её жизнь, её Подвиг – одна из самых блистательных и победных страниц русской Истории. Каждая буква в этом повествовании – живая, омыта кровью и немеркнущей любовью. Не за то ли Бог вознаградил преподобномученицу удивительным духовным чадом – Иверским Избранником, истинным православным Вождём и продолжателем её великих начинаний, уже на мировом уровне? Недаром апастольник великой Матушки, её скромный святой венец земной,  был вручён именно Хосе.

 

«Россия воскреснет и своим светом будет освещать весь мир, потому что нет ни одного народа, который бы так пострадал за Христа, как русский.» – сказал Хосе Кортес в день 10-летия чуда. Да будет по слову его!

 

31 октября 2002 года исполняется 5 лет со дня его смерти. Помяните в этот день Царственных Мучеников, убиенного великого князя Сергея Александровича и Елизавету Феодоровну Романовых. Помяните духовного отца Хосе, афонского старца и прозорливца Климента, и владыку Леонтия Чилийского, приведшего Хосе в Православие и первым приоткрывшего великую тайну Богоявления. Помяните мать, Марию (Клементину-дель Кармен) Кортес Фернандез, матушек Магдалину, Афанасию, настоятельниц леснинского женского монастыря, сподвижниц Хосе.

 

Слава Богу, Он возлюбил их молитвы, и жизнь их молитвами не оборвалась. Россия наконец-то пробуждается от векового сна. Такой грех, как убийство, мало исповедать: его надо оплакивать всю жизнь. Что же сказать о цареубийстве и сотнях миллионов братоубийств? А в дополнение к этому мы уже успели предать и позволили распять ещё одного невинного праведника – Иверского Избранника последних времён, Хосе Кртеса.

 

Наш плач только начинается. Но без этого всенародного покаянного вопля не докричаться до Бога из бездны зла, греха и порока, где мы все русские сейчас находимся. Но смело пойдём дальше по вселенскому пути, указанному Иверской Одигитрией и проложенному Её избранниками-первопроходцами. Да благословит нас Бог на этом Пути!

 

СНОСКИ

****Экуменизм – страшная дочь гуманизма: неважно во что мы верим, важно молиться и быть вместе. Но святой Иоанн говорит, что тот, который не верит, что Иисус Христос  есть Сын Божий, да будет анафема. Экуменизм старается уничтожить всё, что свято, всякую традицию, и мы уже можем видеть страшные последствия этой ереси. Мы должны относиться с состраданием, ибо другие церкви и все эти люди – вне правды. (Из беседы Хосе с прихожанами Свято-Троицкого храма, сентябрь 1994 года, Буэнос-Айрес, Аргентина).

 

*****Интересный рассказ самого Хосе передала автору Ксения Волкова, хорошо знавшая его долгие годы. «Как-то ранней весной мы путешествовали с друзьями на их машине по Боварии. Цветение весенних лугов и буйство солнечных красок настолько ошеломило меня, что я просто не мог удержаться; мы сделали остановку, и я набросал несколько эскизов и начал картину. Мы хорошо закрепили их над капотом и поехали дальше. Но когда прибыли на место, ничего на крыше машины не нашли. Самое удивительное, что никто из нас не видел и не слышал, как ветер срывает большие листы и подрамник и уносит их. Всё как будто приснилось. С тех пор я не нарушаю обета, хоть больше всего на свете мечтаю, когда уйду на отдых, снова начать рисовать природу и цветы.»

 

****** Автор неоднократно беседовала с монахинями и насельницами Леснинской обители, проживающими во Франции, Америке, Канаде, общалась и с одной художницей, ныне уже матушкой, близко знавшей Хосе долгие годы. Вот её устный рассказ о впечатлении одного посетителя: «Однажды, где-то в конце 80-х или самом начале 90-х годов, когда Хосе с иконой находился в Лесне и трудился в своей кельи над очередным образом, мне срочно понадобилось что-то уточнить по работе, и я постучала к нему. Какое-то волнение пронзило сердце. Когда дверь открылась, поразило необычайное сильное благоухание из комнаты, как бы овевающее, окутывающее высокую фигуру художника. На меня буквально хлынула, сбивая с ног весна - струи и потоки свежайщих весенних ароматов. Вся комната дышала, оживала, вихрилась ими.

 

 «Что это? Что здесь происходит?» - озираясь невольно воскликнула я, так как иконы Иверской в данный момент не было в кельи, да и аромат был явно другим. Кстати, мы с Хосе часто размышляли над загадкой мироточения и благоухания иконы; однажды он проговорился, что лучшие парфюмерные фирмы Франции пытались определить букет аромата. Были проведены исследования, к нему приходили уникальные специалисты по ароматам, которые якобы точно установили, что где-то в долине африканской реки растут единственного сорта белые лилии, дающие точно такой же аромат, как и миро от его иконы. Хосе посмеивался над учёными. Он считал аромат Иверского чуда неповторимым, означающим Божественное Присутствие. Но возращаюсь к тому случаю... Хосе пригласил войти, некоторое время просветлённо улыбался, ничего не говоря, как бы находясь где-то далеко.

 

Я дышала изысканно тонким и удивительно бодрящим запахом, напоминающим цветущий жасмин, луговой мёд, благоухание речных цветов. Никак не могла успокоиться. «Пожалуйста, Хосе, объясните, что всё это значит... Может быть у Вас появились мощи какого-то святого, или есть другие объяснения этому чуду?» Видно было, что художник не очень-то настроен на эту тему, но щадя моё недоумение и чисто женское любопытство, сжалился. Он постарался ответить как бы мимоходом, особо не заостряя: «А!.. Да-да. Это Елизавета Феодоровна. Она только что здесь была... опять заходила. Вы же знаете, иногда Елизавета Феодоровна Романова, святая преподобномученица, удостаивает меня августейшим вниманием и наставлениями. Так что же у Вас за вопрос?..» Было ясно, что больших объяснений не последует. На какое-то время я всё забыла совершенно.

 

В голове проплывали обрывки фраз, из предыдущих с ним бесед, что он ежедневно усердно молится святой преподобномученице, часто обращается к ней за наставлениями в трудную минуту. Хосе благоговейно почитал и любил Елизавету Феодоровну, как свою духовную мать. Говорят, у него хранился её апостольник. Именно поэтому Хосе подолгу жил и работал в Лесне, хотя кому-то может показаться весьма и весьма странным постоянное присутствие мужчины, не священника, а в то время ещё и не монаха, в женском монастыре. Но такова по-видимому была воля Божия и желание самой Матушки Елизаветы помочь Хосе в его трудах и попечениях о мировой христианской святыне. Вообще, иногда Хосе приоткрывал некоторые факты своего общения с горним миром, о беседах с Ангелами. Рассказывал, как долгими северными ночами в Канаде, боясь шелохнуться, весь в слезах, слушал он их дивное пение, прямо у себя над головой.

 

А однажды, в качестве признания за мою искренность, открылся, что Ангел дважды являлся ему с указаниями передать кусочки Крестного Древа, чтоб я вложила их в нательный крест. Близились времена страшных испытаний (кстати сказать, точно такой же серебряный крест из Иерусалима, с кусочками Древа, был и у самого Хосе). Всё это в скором времени подтвердилось. Легко можно себе представить, на каком уровне проходили беседы и наставления, касавшиеся судеб Церкви, или будущего всего мира. Благодаря необычайной сердечной чистоте, великой любви, неустанным молитвам и верности избранному пути, Хосе находился в тесном общении с небесными покровителями. Он многое предвидел, многим дал жизненное направлние, а многих сохранил от падений и духовной гибели.»

 

Другая знакомая Хосе передала его устный рассказ, как в самом начале осени 1982 года, его квартирку в Монреале посетила Сама Царица Небесная. Она приказала «пойти на Афон, взять там большую красную икону и привезти в Канаду», что и было им в точности исполнено. А вот его собственные слова из бразильского интервью 1997 года: «Дух творит душу; дух всегда говорит тебе, что делать. Дух – является высшей благодатью». Глубоко верующий монах сказал однажды о миссии Иосифа следующее:

 

«Он тот, кого Господь сокрыл и от любимого Ученика, кого нет в Откровениях Апокалипсиса. Это Тайна тайн, спасительная для мира уже тем, что не будучи известна анти-Христу, явила себя во всей полноте Замысла уже после Подвига, чуда нетления и многих последовавших за сим чудес и знамений. Хосе – православный Вождь последних времён. Он и владыка Филарет главенствуют ныне в Истинной Вселенской Церкви Христовой. Им и Новомученикам следует неустанно молиться о спасении страждущей от ига анти-Христова Церкви нашей.»

 

От себя автор осмелится добавить и передать слова греческого иеросхиигумена, так же хорошо знавшего Хосе, о том, что всем нам, осиротевшим после убиения Хосе и сокрытия иконы чадам Зарубежной Церкви, следует призывать в помощь святого Лазаря, воскрешённого Господом от смерти и тления в четвёртый день. Ибо всё в руцех Его, и по молитве многое даётся малым сим.

 

*******По-видимому, этот человек мало повлиял на судьбу Избранника. Есть сведения, которые указывают на совершенно особое, чудесное рождение Хосе и о знамениях, сопутствующих его появлению  на свет.

 

 

Последние исправления и уточнения май и ноябрь 2005 г.

 

Русская Победа. Ко Дню 25-ой Годовщины прославления Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

 

 LUCH 2002