Указ и личные поздравления президента России, грандиозный гала-концерт в Кремле, фестиваль в Большом театре, фильмы, телепрограммы, фото-выставка в Манеже, встречи, рукоплескания, фейерверки цветов...

 

Москва отмечала 80-летие Майи Плисецкой целую неделю

 

Великой балерине Майе Плисецкой исполнилось 80 лет.

 

Череда светских и художественных мероприятий в честь великой балерины захлестнула столицу. Открытие фотовыставки в Манеже, где можно посмотреть на фотографии Майи Плисецкой в компании с Кеннеди, Гагариным и Марком Шагалом. Ретроспектива фильмов. Премьера двух новых балетов в Большом: один из них, «Игра в карты», сделан юбилярше в подарок, а другой – «Кармен-сюита» – возрождение давнего спектакля 1967 года.

 

Майя Михайловна была приглашена и на ТВ, где в программе «Чистая Линия» она отвечала на вопросы телезрителей и рассказывала о своём творчестве в прямом эфире. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина приглашает посетить выставку «Майя», которая продлится до января 2006-го. А С 16 по 20 ноября в Большом театре проходил фестиваль в её честь.

 

Постановщиками фестиваля стали режиссёры Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков, составившие программу из балетов, в которых блистала Плисецкая: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кармен-сюита». Специально в её честь был поставлен одноактный балет «Игра в карты» на музыку Игоря Стравинского.

 

В день юбилея в Государственном Кремлевском дворце состоялся грандиозный гала-концерт с участием мировых звезд Большого и Мариинского театров, Лондонского Королевского балета, Парижской национальной оперы, Государственного балета «Берлин», Национального балета Кубы, а также шаолиньских монахов и московских брейк-дансеров. Виновница торжества исполнила свой коронный номер «Аве Майя», поставленный для неё самим Морисом Бежаром.

 

20-го ноября был подписан Указ президента о награждении Майи Плисецкой орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени – за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства. Находящийся с визитом в Японии Владимир Путин лично позвонил балерине, чтобы поздравить её с юбилеем.

 

ЮБИЛЕЙ ПЛИСЕТСКОЙ СТАЛ МИРОВЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОБЫТИЕМ

 

20. 11. 2005 г., Майя Крылова, Независимая газета. Переполненный зал Кремлевского дворца не смог вместить всех желающих: на подступах к Кутафьей башне толпились мечтающие попасть на юбилейный вечер Плисецкой, раздавались давно не слышанные на балетных спектаклях в Кремле вопросы: «Нет ли лишнего билетика?» Дамы и даже кавалеры радовали повышенной нарядностью: в другие вечера многие ходят на балет по-рабочему, в джинсах.

 

Правда, аншлаг в этих стенах всегда выходит боком для публики, а на этот раз проход в Кремль напоминал похороны Сталина. В искусственно созданной толпе перед металлоискателями зрители чуть не подавили друг друга. То есть всё было, как обычно перед спектаклями в Кремлевском дворце, только на этот раз ещё противней: радостные люди шли на праздник, а получили унижение.

 

Но сам вечер, начавшийся с опозданием почти на час, был настолько хорош, что об испорченном настроении все скоро позабыли. Собственно, недостаток был только один, и звали его Хоакин Кортес.

 

Знаменитый исполнитель фламенко вышел на сцену в финале первого действия, зажёг зал, но очень сильно увлекся собой. Его фирменные притопы все длились и длились, так что юбилейный вечер грозил плавно перейти в сольник Кортеса. Положение спасла Плисецкая. Она вышла на сцену, немного потанцевала с зарвавшимся испанцем и получила от него подарок – тут же снятую с ноги туфлю (явный намек на будущий экспонат театрального музея, так сказать, пуанты Улановой в мужском варианте).

 

Замысел концерта по мотивам балета «Дон Кихот» был согласован с Плисецкой и получил её горячее одобрение. По первоначальному замыслу играть человека из Ламанчи должен был Владимир Зельдин.

 

По ходу действия в «Дон Кихоте» появились три Китри и столько же Базилей из разных театров и разных стран, даже Тореадора извлекли на концерт из Берлинского балета. Мария Александрова (Большой театр) вихрем вылетела на сцену первой. Барселонскую площадь и публику в зале покоряли Алина Кожокару вместе с Йоханом Кобборгом (оба – Королевский балет Великобритании): этот Базиль блестяще разыграл знаменитую мизансцену, когда он должен схватить ногу партнерши во время танца, а получается это только с третьего раза.

 

Кубинка Вьенсэ Вальдес с партнером Жоэлем Карреньо мужественно танцевала Китри с травмой ноги. Адажио из знаменитого «свадебного» па-де-де героев (в паре с премьером ГАБТа Андреем Уваровым) представила прима-балерина Большого Светлана Захарова, изумившая публику торжественной, под стать юбилейному поводу, красотой поз и бесконечной устойчивостью на одной ноге.

 

В трехчасовом действе Вакханка сменялась Царь-девицей, на её место приходили Зарема с Лауренсией. Это солистки Большого театра специально выучили вариации из разных балетов репертуара Плисецкой. Николай Цискаридзе, весь в белом, сплясал вариацию из «Баядерки». Гастролеры из Петербурга и Европы помогли отладить концепцию вечера – в рамках комедийной классики дать ретроспективу амплуа, ролей и любимых хореографов Плисецкой, а главное – подтвердить два её принципа в искусстве: современность и разнообразие. Диана Вишнева показала отрывок из балета Мориса Бежара – с ним Плисецкая много работала;

 

Звезда Парижской оперы Аньес Летестю демонстрировала профессиональные умения, прежде всего истинно французские безупречные стопы; а Полина Семионова из Балета Берлина показала, что не зря Плисецкая всегда упоминает её имя, когда отвечает на вопрос: «Кто вам сегодня нравится в мировом балете?» Ясно было, что Плисецкая что-то станцует на собственном юбилее.

 

Но что она станет бисировать свой номер «Аве Майя», мало кто ожидал. Эффект бил наповал. Пока балерина показывала, как по-прежнему хороши её танцующие руки с веерами, слышно было, как в зале кто-то звонил по мобильнику, чтобы сообщить знакомым: «Дураки вы, что не пришли! Плисецкая – великая женщина, меня слезой прошибло!»

 

На гала Плисецкой приехали её бывшие партнеры по сцене и зарубежные друзья – глава балета Парижской оперы Брижит Лефевр, звезда того же театра Патрик Дюпон, знаменитый хореограф Пьер Лакотт, пришли известные люди: министры, политики, иностранные послы, телеведущие, артисты. Они наперебой восхищались неувядаемостью виновницы торжества и необычным юбилеем. Но самый лучший отзыв был подслушан автором этих строк у девушки, выходящей из зала после концерта. Она сказала: «Я так рада за Плисецкую, как будто это был мой день рождения».



ТАНЕЦ РУК – ГАЛА МАЙИ ПЛИСЕТСКОЙ  

 

Мария Карелова, "Новые известия» Череда светских и художественных мероприятий в честь великой балерины захлестнула столицу. Открытие фотовыставки в Манеже, где можно посмотреть на фотографии Майи Плисецкой в компании с Кеннеди, Гагариным и Марком Шагалом. Ретроспектива фильмов. Премьера двух новых балетов в Большом театре: один из них, «Игра в карты», сделан юбилярше в подарок, а другой – «Кармен-сюита» – возрождение давнего спектакля 1967 года, в котором Плисецкая танцевала сама, за что имела выволочки от советского культурного министра Фурцевой: «нашему зрителю балетная эротика не нужна».

 

Апофеозом торжеств стал юбилейный вечер в Кремлевском дворце. Модный оперный режиссер Дмитрий Черняков и худрук балета Большого театра Алексей Ратманский соорудили забавное зрелище по мотивам балета «Дон Кихот». Выбор темы не случаен: именно в «Дон Кихоте» Плисецкая покоряла публику, вылетая на сцену в вихре прыжков, запечатленных в документальной съемке и в фотографиях. На снимках видно, что именно могла сделать эта женщина со своим уникальным телом – сгибать его дугой, бросать в «мертвую петлю», чуть ли не завязывать узлом. А главное – обволакивать зал сумасшедшим азартом, от которого кружилась голова и сладко ныло сердце.

 

Чувство юмора и интерес к многообразию, свойственные Плисецкой, сполна отразились в ее юбилейном вечере. Главные герои балета «Дон Кихот» – Китри, дочь трактирщика из Барселоны, и ее возлюбленный Базиль, бедный цирюльник – танцевали в нескольких экземплярах. Для этого на московский концерт специально пригласили звезд мирового балета».

 

Мария Александрова из Большого театра броско крутила фуэте по диагонали, Алина Кожокару (Королевский балет Великобритании) кокетничала с мужским населением Барселоны, Вьенсэ Вальдес (Национальный балет Кубы) заводила толпу своей миниатюрностью и подлинно испанским обликом. Прима-балерина Большого Светлана Захарова завершила галерею блистательных трактирщиц, показав знаменитое па-де-де героев, то самое, что исполняется на балетных концертах по всему миру.

 

Партнеры примадонн тоже не ударили в грязь лицом. Йоханн Кобборг из Лондона ловко принимал вызов своей дамы: ее мелькающую в танце ногу ему нужно было поймать в воздухе. Кубинец Жоэль Карреньо крутился волчком. Андрей Уваров (ГАБТ) долго держал партнершу на одной, вытянутой вверх, руке. Присоединившийся к ним Николай Цискаридзе разбавил «Дон Кихота» вариацией из балета «Баядерка», летая в прыжках по кругу, как орел.

 

Все это можно было предвидеть – и слет балетных знаменитостей, и эскапады из классического спектакля. Чтобы разбавить привычные танцы, авторы гала-концерта позаботились о сюрпризах. Среди барселонских горожан в старинных костюмах неожиданно задергались танцоры брейка в джинсах и бейсболках. Плисецкая вышла на сцену, объявила, что сейчас мы увидим «Дон Кихот» сегодняшнего дня» и от души аплодировала вертким тинейджерам, крутившимся на головах. Тут же появился секс-идол фламенко Хоакин Кортес, чуть было не испортивший вечер. Знаменитый танцовщик на минуточку забыл, где он выступает, и, выпрашивая зрительские аплодисменты, никак не хотел уходить со сцены. Юбилей на глазах превращался в бенефис Кортеса. Плисецкой пришлось лично забирать испанца за кулисы, а для этого – сначала станцевать с Кортесом пару минут.

 

Вместо цыган, с которыми по ходу действия встречается Рыцарь печального образа, в таборе оказались танцоры ансамбля песни и пляски Российской армии. И плясали они не как «ромалэ», а свою пляску, «Казачью кавалерийскую». Следующая сцена по сюжету балета – «Сон Дон Кихота». Идальго, ушибленному на голову падением с мельницы, видятся дриады во главе с Дульсинеей. А на юбилее Плисецкой ему привиделись настоящие шаолиньские монахи.

 

Толпа бритых китайцев в желтом заполонила сцену, дико вращая глазами и выкрикивая что-то экзотическое. Монахи выделывали диковинные акробатические трюки и дубасили друг друга палками, демонстрируя хрупкость древесины перед крепостью собственных тел. Зал изнемогал от смеха: хороши дриады! Окончательно захватил публику хор ветеранок Большого театра. Нет, они не пели, они в униформе капельдинерш ходили маршем под музыку, выстраиваясь в колонну по двое и разнося по сцене корзины с цветами. Это было очень смешно, и публика аплодировала старушкам, как если б они были оперными примадоннами с выходной арией.

 

Финал отдали Плисецкой. Она исполнила «танец рук» – номер «Аве Майя», специально поставленный ей знаменитым европейским хореографом Морисом Бежаром. Выступление пришлось бисировать, иначе овации затянулись бы до утра.

 

Гала назывался "Дон Кихот" - постановщики, Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков, взяли старинный спектакль и всыпали в него немалое количество сюрпризов и шуточек. То есть сначала - вот она, знакомая площадь в Барселоне, на балкончике девушка обмахивается веером, вылетают две "подруги Китри", но вслед за ними уже не одна главная героиня, а целых три, представляющие три страны: звезда Большого Мария Александрова, лучшая балерина Ковент-Гардена Алина Кожокару, кубинская гостья Вьенсэ Вальдес. Но балет еще катится по привычной дорожке, на живой лошади выезжает Дон Кихот и рядом на ослике - Санчо Панса, и жарко крутит плащом Тореадор (лишь опустив глаза в программку, можно понять, что это обычно надменно-томный премьер Берлинского балета Артем Шпилевский). Но скоро ровное движение спектакля нарушается решительно: на сцену выходит Плисецкая и предлагает взглянуть, как может выглядеть "Дон Кихот" не стопятидесятилетней давности, но сегодняшний. И на сцену выходят брейкеры.

 

Сначала ахаешь: вот эти подростки в мешковатых штанах, устраивающие пропеллер из собственных ног, нравятся великой балерине? А потом понимаешь: да, конечно, ведь Плисецкая ровно этим самым всю жизнь и занималась. Вертела фуэте на голове, ломала представления о том, что на какой сцене "можно" и чего "нельзя", и явно, будь она хоть чуть помоложе, к этим пацанам бы присоединилась. Новое, необычное, вызывающее тащило ее к себе - и вытаскивало из обоймы "государственных балерин".

 

То, что "государственной балериной" она все-таки была, фиксирует хроника, показанная на гала. Меняются времена, руководители страны и шрифты титров "Новостей дня" - Плисецкая танцует "Лебединое озеро". Вот ее смотрят Джавахарлал Неру и Индира Ганди - их принимает Булганин; Хрущев и Кастро; Хрущев и король Лаоса; Иосиф Броз Тито и Ворошилов. Когда на экране очередная правительственная делегация отправилась за кулисы, в зале захохотали, настолько одинаковыми были мизансцены и выражения официальных комментаторов. И это, между прочим, очень точно найденный ход постановщиков, ведь первой из балетных смеяться над советской властью стала именно Майя. (Сопротивляться не первая, смеяться - да.)

 

На юбилее не обойтись без приветствий - как "говорящих голов" на экране (трогательное поздравление Людмилы Зыкиной, вспоминавшей, как Плисецкая подарила ей кусок ткани на платье, - что ж за времена были, что для Зыкиной это стало событием!), так и балетных на сцене. Приветствия эти были вписаны в декорацию разудалой донкихотовской "Таверны" и в ней смотрелись несколько странно (посланцы Ковент-Гардена Алина Кожокару и Йохан Кобборг станцевали "постельный" дуэт из "Манон", "русские немцы" Полина Семионова и Артем Шпилевский - трагическую графику Lindentraum, а мариинские гости Диана Вишнева и Игорь Колб - чувственный и также не предполагающий пространства "Таверны" дуэт из бежаровского "Бхакти").

 

Потом на сцену вышел Хоакин Кортес. Танцовщик фламенко, превративший мужественный танец в глянцевое развлечение, занял пространство надолго и всерьез. Плотный дядя средних лет, воображающий себя секс-символом, по-индюшачьи надувал грудь, поводил подбородком так, будто все время смотрелся в зеркало, и после нескольких ударов каблуками выпрашивал аплодисменты у зрителей с улыбкой пускающего слюни младенца. Ему из жалости хлопали - он начинал снова; он явно был уверен, что это его личный праздник, и не обращал внимания на то, что на двадцатой минуте его зажигательного соло народ начал выскакивать из зала, а на сороковой повалил толпами. Чтобы убрать его со сцены, Майе Михайловне пришлось выйти за ним самой.

 

Так трагически закончилось первое отделение. На втором все вдруг собралось, заработало и включилось. И балерин стали объявлять при их выходе (а то народ подсвечивал программки мобильниками и зажигалками), и фантазия постановщиков стала лучше видна. Пригрезившихся Дон Кихоту дриад заменили шаолиньские монахи - под знакомую музыку они взвивались в невозможных прыжках и ломали палки о спины, руки и головы друг друга, а калейдоскоп вариаций из ныне исчезнувших балетов, в которых танцевала Плисецкая, оказался вписан в декорации "цыганского табора" - только вместо цыган артисток окружали ряженные казаками танцовщики ансамбля имени Александрова.

 

В кубанках и бурках они глядели как зачарованные на пляски Вакханки (Анастасия Яценко), "русские мотивы" Царь-девицы (Светлана Лунькина), страдания Заремы (Мария Аллаш) и танец-восстание Лауренсии (Мария Александрова). Сочувствовали, подавали руки на поклонах, а Дон Кихот неспешно беседовал с казачьим командиром. После чего казаки и сами сплясали, выдав набор присядок и приемов фехтования шашками, с которых летели натуральные искры.

 

Безусловным успехом концерта стал выход служащих в Большом - тех, что выносят корзины с цветами и вынесли их Плисецкой за все время ее службы, наверное, несколько тонн. Почтенные дамы в синей униформе торжественно маршировали по сцене дворца, проявив изящество и необходимую музыкальность. А в финале героиня вечера появилась в маленьком номере Бежара "Аве, Майя" - на каблуках, в руках два веера, и видны только эти чуть помахивающие веерами фантастические руки - как напоминание о том, как Плисецкая танцевала когда-то "Болеро".

 

И с колосников рухнули цветы – так, как падали они с верхних ярусов во время ее спектаклей. А она стояла и улыбалась. Губы у нее дрожали. И зал кричал так, как когда-то на ее "Дон Кихоте". С которого балетоманы хранят аудиозапись – изредка прорывающуюся музыку и сплошной вопль народа. Восемьдесят лет. Быть не может. Время новостей .

 

МАЙЯ И МУЗЫКА

С 25 ноября 2005 года по 20 января 2006 года Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина приглашает посетить выставку "Майя", посвященную юбилею Майи Плисецкой. Вернисаж состоится 24 ноября 2005 года в 16.00. Майя Плисецкая...

 

Лицо русского балета и его легенда... Порывистая, эмоциональная, насквозь современная, темпераментная, трагическая танцовщица противоречивого и сложного XX века, и в то же время идеальное воплощение московской школы классического танца с его отточенностью и чистотой линий. Вот она летит над сценой в феноменальном прыжке, отменяющем силу земного притяжения, а потом ступает на подмостки полной ступней, "не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи", как сказал о ней Андрей Вознесенский.

 

Она сумела превратить смелость в эстетическую категорию и никогда не теряла мужества и стойкости - ни в творчестве, ни в жизни. Плисецкую называют блистательной, легендарной, непревзойденной, Богиней... А начиналось всё в далекие 20-е годы прошлого столетия.

 

Однажды на одном из московских бульваров внимание москвичей привлекала маленькая рыжеволосая девочка. Вытянувшись на носочках, это рыжее чудо вдохновенно танцевало под уличное радио-вальс Делиба из балета "Коппелия". Это было первое публичное выступление будущей балерины Майи Плисецкой. Потом была учеба в Московском хореографическом училище. С 1 апреля 1943 года для Плисецкой началась яркая, но трудная жизнь на сцене Большого театра, на сцене, которую Майя Михайловна считает лучшей сценой мира.

 

Природа одарила Плисецкую "певучим" телом, которым балерина владела в совершенстве. У неё гибкая "модильянистая", по выражению А. Вознесенского, шея; красиво посаженная голова, стройная, сильная спина; прекрасной формы ноги, а мягкие и гибкие руки Плисецкой называют "произведениями искусства". По выражению многих критиков, Плисецкая является ярчайшим "воплощением классической чистоты и дисциплины".

 

Уже первые зарубежные гастроли закончились полным успехом балерины и признанием её как одной из лучших балерин мира. Известный американский критик, приверженец танца "Модерн" Джон Мартин отмечал, что с помощью логики "московского стиля" балерина "способна создавать самые волнующие образы". Плисецкую называют "Королевой русского балета". 10 октября 1993 года на сцене Большого театра состоялся юбилейный вечер Майи Михайловны Плисецкой - 50 лет на балетной сцене. Программа вечера, составленная ею самой, была представлена только танцем, без приветственных речей и хвалебных слов. На юбилее была впервые показана "Безумная из Шайо" Р.К.Щедрина.

 

50-летний юбилей стал, по выражению самой балерины "её звездным часом". Выставка строится по монографическому принципу. В большом зале будут присутствовать материалы, отображающие творческий путь балерины на сцене Большого театра, который условно можно разделить на три этапа: I. Солистка Большого театра. В её репертуаре: страстная Зарема; поэтичная, изящная Аврора; огневая и озорная Китри; героическая Лауренсия; романтическая Джульетта; лирическая, гордая Одетта и коварная обольстительница Одиллия и другие известные партии . II. "Кармен - сюита" Ж.Бизе - Р.К.Щедрина.

 

С этого балета начинается новый этап творчества балерины, когда она уже хочет танцевать по-другому, ей хочется испытать в балете новые формы. Её стремление к новизне балетного языка поддерживают зарубежные хореографы, специально для нее поставившие "Гибель розы" (Ролан Пети); "Болеро" Равеля и "Айседору" (Морис Бежар). III. Плисецкая - хореограф. В этом разделе представлены такие балеты, как "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой" Р.К.Щедрина. IV.

 

Малый зал отдан под зарубежную деятельность балерины. Еще со времен "Спящей красавицы" и "Раймонды" Плисецкая тяготела к воплощению трагедийных образов. Возможность станцевать подлинную трагедию предоставили балерине иностранные труппы. Здесь представлены работы, осуществленные Майей Плисецкой в Европе и Америке. Выставка посвящается не только блистательному творческому пути балерины, но её мужеству и её гражданской позиции, её способностям в преодолении не только балетного репертуара, но и её стойкости в преодолении травм и болезней, многократно встречающихся на пути танцовщиков.

 

Данная выставка, подготовленная ведущими сотрудниками музея при участии и с одобрения Майи Плисецкой – поклон гениальной танцовщице, рассказ о ее блистательном творческом пути - работе на сцене Большого театра, сотрудничестве с ведущими мировыми хореографами, ее собственных балетных постановках. Множество фотографий, среди которых немало уникальных, театральные костюмы, документы из личного архива Майи Плисецкой, афиши, эскизы декораций воссоздают образ, в котором каждый из поклонников ее творчества может до бесконечности открывать что-то новое.

 

«Правда, пускай она будет очень трудная, кровью давшаяся, но она торжествует – в искусстве,

во всяком случае». Майя Плисетская. Анна Кочарова Би-би-си, Москва

 

Впервые в Большом театре открыта горячая телефонная линия, благодаря которой все желающие могут поздравить балерину. Почти как на спектакле встретили Майю Плисецкую журналисты на пресс-конференции, посвященной фестивалю в ее честь.

 

Из 60-лет на сцене почти 50 балерина отдала Большому театру, в труппу которого попала сразу же после окончания Московского хореографического училища. "Каждый раз, когда я выходила на сцену, я чувствовала радость бытия, радость танцевать на этой сцене", – вспоминает Плисецкая.

 

Именно здесь, на сцене Большого, Плисецкая станцевала и ведущие роли в классических балетах, таких как "Лебединое озеро" и "Дон Кихот". И здесь же она танцевала балеты, которые создавались непосредственно для нее.

 

"Новейшая хореография"

 

Одной из главных партий в творческом багаже Майи Плисецкой стал балет "Кармен-сюита", появление которого перевернуло русский балет. "Это для нас была не новая, а новейшая хореография. Это было настолько непривычно, что люди даже поначалу не приняли, не говоря уже о начальстве, которое было просто в панике. Война была за этот спектакль. Но жизнь показала, что "Кармен" победила", – говорит Плисецкая.

 

"Вобщем, правда, пускай она будет очень трудная, кровью давшаяся, но она торжествует – в искусстве, во всяком случае", – добавляет балерина. После "Кармен-сюиты" Бизе-Щедрина последовала целая череда балетов, поставленных по произведениям, казалось бы, чуждым балетному искусству.

 

Спектакли на музыку супруга балерины композитора Родиона Щедрина – "Анна Каренина", Чайка", "Дама с собачкой" - подвергались критике, но Майя Плисецкая неизменно в них блистала, и из зала невозможно было уйти до тех пор, пока сама балерина выходила на поклоны.

 

Порой говорят, что поклоны – это еще один спектакль, который Плисецкая дает после выступления. После ухода из Большого театра она возглавляла и патронировала различные балетные труппы, написала автобиографию, дает мастер-классы и судит в жюри конкурсов. Она говорит, что очень много читает, а иногда раскладывает пасьянсы.