Артем Кречетников, BBCRussian.com

 

В память изгнания польских захватчиков и окончания Смутного времени 1612-го года, Дума установила 4 ноября новый праздник – День национального единения.

 

Для каждого эти события с детства связаны с именами Минина и Пожарского. В Москве, на Красной площади установлен знаменитый памятник с надписью: "Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия".

 

Композиция отражает реальность: Козьма Минин (отчеств в ту эпоху людям незнатным не полагалось) был выдающимся организатором, но военного дела не знал, и убедил возглавить ополчение Дмитрия Михайловича Пожарского, оправлявшегося в своем нижегородском имении Мугреево от тяжелого ранения в голову. Военачальника известнее и выше рангом не нашлось.

 

Жизнь Пожарскому сохранил тогда остроконечный русский шишак,прообраз знаменитой буденновки. Носи он западноевропейскую круглую каску – неизвестно, кому пришлось бы спасать отечество.

 

"Государство замутилось"

Российское государство тогда, по сути, развалилось. Подавляющее большинство как дореволюционных, так и современных историков считает, что причиной были не происки внешних сил - они лишь воспользовались ситуацией, - а внутренняя смута, бездарность правителей и моральное разложение народа.

 

"Доверие [народа к власти] было нарушено, связь ослабела, государство замутилось", - указывал классик отечественной истории Сергей Соловьев. "Даже поляки с литвой удивлялись, глядя, как русские держат в алтарях своих церквей собак и скотину, а на иконах играют в кости", - писал очевидец и видный участник событий, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын.

 

Последний царь, Василий Шуйский, был свергнут и выдан полякам. Боярская дума пригласила на престол сына короля Речи Посполитой, принца Владислава. Тот в охваченную хаосом Россию не поехал, а прислал военный гарнизон.

 

Власть польских командиров не распространялась дальше Китай-города. В остальной стране царило безвластие. Счет "чудом спасшимся царевичам Димитриям" шел на десятки. По замечанию дореволюционного исследователя Дмитрия Иловайского, "самозванство вошло в какую-то моду".

 

Ватаги польских кондотьеров под началом Александра Лисовского, приговоренного у себя на родине к вечному изгнанию, казаков и мятежных крестьян -"шишей" жгли, грабили и насиловали.

 

Нижегородские краеведы спорят, где именно Козьма Минин обращался к народу - с паперти церкви Иоанна Предтечи или у не сохранившейся до наших дней съезжей избы. Скорее всего, и там, и здесь.

 

Известно, что земляки пошли за Мининым не сразу, и убеждать их ему пришлось не единожды. Точная дата, когда было принято решение, в учебниках и энциклопедиях отсутствует.

 

"Жен, детишек заложим"

Богатый прасол (торговец скотом) Минин обладал сильной волей и жестким характером, во все времена необходимыми успешному дельцу.

Его призыв упал на благодатную почву - нижегородцы, как и все русские люди, смертельно устали от творившегося безобразия.

Однако красноярский писатель Александр Бушков, детально изучавший историю Смутного времени, сообщает, что Минин не полагался исключительно на патриотические чувства земляков и обращался к ним отнюдь не со "слезами умиления", как учили в гимназиях.

Известна знаменитая фраза Минина: "злато и серебро отдадим, жен, детишек заложим".

Вторая ее часть нынешним людям непонятна. Между тем в то время человек, к примеру, увязший в долгах, мог продать самого себя или кого-то из близких в холопы - на определенный срок или навечно.

Минин со товарищи и "закладывали" - только не своих близких.

Бушков рассказывает, что Минин, отлично осведомленный о финансовых делах нижегородцев, обложил всех особым налогом, потребовав на святое дело пятую часть, а кое у кого - и треть имущества. Хитрить с ним было бесполезно. Неплатежеспособных отдавали в кабалу.

Талант оратора

Ополчение выступило в феврале 1612 года. Его вожди не занимали никаких официальных постов - отсутствовала верховная власть, которая могла бы их кем-нибудь назначить. Пожарский именовался просто воеводой, а Минин - "выборным от всей земли человеком".

По различным данным, в поход отправились от двух до пяти тысяч ополченцев. Двигались медленно, четыре месяца простояли в Ярославле, ожидая подкреплений со всей страны, и достигли Москвы к концу августа.

В бою у стен Донского монастыря польские роты начали теснить воинов Пожарского. Тогда Минин снова проявил свой талант оратора - отправился к казакам, стоявшим за Москвой-рекой и державшим нейтралитет, и убедил их выступить.

Общими усилиями ополченцы и казаки загнали противника в Кремль. У русских не было желания штурмовать твердыню, а у поляков - зимовать в осаде. В конце концов, покончили миром. Поляки ушли домой с оружием и знаменами.

По имеющимся сведениям, казаки были крайне раздосадованы тем, что Пожарский заключил такое соглашение, лишив их, как они считали, законной добычи, и часть отступавших все-таки умудрились перебить и ограбить.

Неблагодарная Россия

После победы Минина и Пожарского, конечно, вознаградили, но далеко не соразмерно деяниям.

"Их дальнейшая судьба способна лишь дать повод для грустно-философических размышлений о человеческой неблагодарности и превратностях судьбы", - пишет Бушков.

Минин получил именьице и невысокий чин думного дворянина, и скончался через три года.

Игумен нижегородского Толоконцевского монастыря обвинил Минина в получении взятки от монахов соседней Печерской обители, чтобы в качестве местного "авторитета" решить в их пользу имущественный спор. Челобитной на спасителя отечества дали ход, и разбирательство продолжалось до самой его смерти.

Пожарский прожил долгую жизнь, но не стоял близко к трону, не влиял на политику, и не обогатился чрезвычайно. Как указывал историк Николай Костомаров, "со взятием Москвы оканчивается первостепенная роль Пожарского".

Он получил новое"сельцо" и парчовую шубу, был впоследствии вторым дружкой на царской свадьбе, командиром полка, воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, главой Разбойного и Судного приказов. Обычная для человека его круга служба, обычные пожалования.

В 1614 году у Пожарского случилась ссора с боярином Борисом Салтыковым. Царь Михаил Федорович решил дело не в его пользу, и национальный герой был "выдан головою" недругу. Это означало, что он обязан был явиться на подворье к Салтыкову и стоять без шапки, пока тот при всех поносил его последними словами.

Неизвестна даже дата кончины Пожарского. Последнее упоминание о нем в дворцовых документах относится к 1641 году.

Политические амбиции?

Потомки немало дивились такому отношению Михаила Федоровича к человеку, которому он фактически был обязан престолом. Многие считают, что князь был избыточно принципиален и прямолинеен.

Как ни парадоксально, плохую службу могла оказать его незапятнанная репутация: большинство бояр, включая Романовых, в годы Смуты перебегали из одного лагеря в другой, служили и Тушинскому Вору, и полякам. Безупречный Пожарский был им как бельмо на глазу.

Наконец, имеются сведения, что после освобождения Москвы Пожарский сам рассматривался в качестве кандидата в цари. Возможно, новый самодержец не простил ему, выражаясь по-современному, "политических амбиций".

Двоюродный племянник князя Семен Пожарский вошел в историю тем, что в 1659 году проиграл сражение под Конотопом крымским татарам и выступавшим на их стороне запорожским казакам, а попав в плен, плюнул в лицо хану и по его приказу был казнен.

Историк Андрей Буровский указывает, что именно после битвы под Конотопом российское правительство больше никогда не рассматривало дворянское ополчение в качестве серьезной силы.