Отец Иоанн Кочуров был избран открыть золотую Страницу Церковной Святости в Русской Истории XX-го века:

Он стал первым служителем Церкви, пострадавшим и погибшим от Богоборческой власти большевиков.

 

Свщмч. Иоанн Чикагский и Царскосельский.

Священномученик Иоанн Кочуров.

13/26. 06. 1871 – 31/13. 11. 1917 гг.

 

Протоиерей о. Иоанн Кочуров канонизирован и причислен к лику святых в 1994-м году. Он открыл Страницу Русской Церковной Святости XX-го столетия: стал первым в РПЦ, умученным от Богоборческой власти. Сегодня его называют Небесным Покровителем Нарвы. 3 февраля 2002-го года в стенах Ваналиннаской школы были открыты памятные доски о. Иоанну. Он был здесь Законоучителем. Расстрелян 31 октября 1917-го г. в Царском Селе. Икону и мемориальные доски, установленные в школе, освятил м. Таллиннский и всея Эстонии Корнилий.

 

Родился о. Иоанн 13/26. 07.1871 года в Рязанской губернии, в семье сельского священника. После окончания (10. 06.1895-го года) С-Петербургской Духовной Академии, направлен на миссионерское служение в С. Америку, в Алеутскую и Аляскинскую Епархии. В том же году назначен Настоятелем церкви св. Владимира в Чикаго и Трёх Святителей в Стриторе. Несмотря на большие трудности, с которыми сталкивались тогда крошечные островки Православия в США, о. Иоанн приложил много сил по созиданию полнокровной приходской жизни во вверенных храмах. Руководил строительством нового храма в честь Пресвятой Троицы в Чикаго. Храм был освящён в 1903-м году святителем Тихоном, будущим последним Патриархом Московским, мучеником. В 1906-м году о. Иоанн назначается благочинным Нью-Йоркского Округа Восточных штатов.

 

12 лет отдано Служению в США. Летом 1907-го года протоиерей Иоанн Кочуров возвращается в Россию. Уже 15 августа его назначают Законоучителем в Нарвские мужскую и женскую гимназии. С Нарвой связано ещё 9 лет жизни о. Иоанна на поприще Духовного Просвещения. В ноябре 1916-го он назначается в Екатерининский собор Царского Села в качестве приходского священника. К тому времени в семье священника Иоанна Кочурова и его матушки Александры было 6 детей. В конце октября 1917-го года эхо происшедших в Петрограде революционных событий докатилось до Царского Села. Священники Екатерининского собора принимают решение: совершить Крестный ход с чтением молений о прекращении братоубийственной брани.

 

31 октября, после ухода казачьих частей, в Царское Село вступили большевистские отряды. Начались обходы квартир, аресты офицеров и священнослужителей. Отца Иоанна обезумевшая толпа расстреляла на окраине города. Один петроградский корреспондент воспроизвёл ужасающую картину расправы и гибели священника: «Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря, выстрел, другой... Взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу... Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал «прикончить как собаку. На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь...» Гибель священника, Законоучителя, пламенного проповедника Учения Христа, – первый венец Православного пастыря минувшего столетия. Так о. Иоанн удостоился открыть Золотой Свиток имён Новомучеников XX-го века.

 

Нарва: канун Подвига за Россию.

2005 г. Научный сотрудник Нарвского музея Т. Климина. 03-1gsО том, что с историей нашего города связаны судьбы многих известных людей и ярких личностей, писалось и говорилось довольно много. Иногда случается так, что нам знакомы фамилии тех или иных людей, но об их жизненном пути ничего не известно или имеются скудные сведения. Именно так случилось с человеком, о жизни которого пойдёт рассказ в этой статье. Волею судеб или благодаря стечению обстоятельств, а также любознательности и образованности молодого священника о. Даниила Леписка, стало известно имя этого человека. Иоанн Кочуров Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994-м году был причислен к лику святых.

 

Об отце Иоанне в последнее время написан ряд статей, где подробно изложена жизнь и деятельность. Но как оказалось, мало освещён период его пребывания в Нарве. В Историческом архиве г. Тарту удалось найти его Личное дело, хранящееся в фонде Нарвской мужской гимназии. Благодаря этим документам можно приоткрыть завесу «нарвского» периода. Родился 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-урки Данковского уезда Рязанской губернии (в наст. время Липецкая область). Его отец был сельским священником, и также Законоучителем в местной школе. Воспитание, полученное дома благодаря родителям – отцу Александру и матушке Анне, – наверное не оставило никаких сомнений в выборе будущего. Первоначальное духовное образование получил в Данковском Духовном Училище, затем в Рязанской Духовной Семинарии, которую закончил в 1891-м  году. Ему было 19 лет.

 

В этом же году Иоанн поступил в С-Петербургскую Духовную Академию. В архиве г. Тарту хранится копия Аттестата выпускника С-Петербургской Духовной Академии Ивана Кочурова (1895) с прекрасными оценками по всем предметам в звании действительного студента. 13 июня 1895-го года был утверждён в этом звании Высокопреосвященным Палладием, м. С-Петербургским и Ладожским. Нет нужды подробно описывать жизнь и деятельность о. Иоанна во время пребывания в Америке. Стоит сказать лишь о том, что уже в годы его учёбы в Академии он мечтал в дальнейшем заняться миссионерской деятельностью.

 

Поэтому, когда направили в Америку, его желание исполнилось. Указом Святейшего Синода от 10 июля 1895 года Иван Александрович назначен настоятелем Чикаго-Триторского прихода Алеутской епархии. До своего отъезда на новое место службы Кочуров женился 26 июля 1895-го года на Александре Васильевне Чернышёвой, дочери священника. После свадьбы молодая семья и отправилась в С. Америку, на место службы главы семейства. За 10-юю службу в Алеутской Епархии священнику Кочурову была назначена пенсия 1125 рублей в год.

 

Однако нас более интересует «нарвский» период их жизни. Из прошения, которое написал протоиерей Иоанн Кочуров на имя директора Нарвской мужской гимназии А.И. Давиденкова, узнаём причину возвращения в Россию. «Прослужив по окончании курса в С-Петербургской Духовной Академии 12 лет миссионером в С-Американской Епархии, для образования своих детей я счёл себя вынужденным вернуться на родину». Но немаловажным основанием для решения о возвращении в Россию оказались настоятельные просьбы его тестя о. Василия Чернышёва. Он был в довольно преклонном возрасте и тяжело болел. Клирик Большеохтинского прихода в С-Петербурге мечтал передать свой приход в надежные руки, своему зятю о. Иоанну. Но этому не суждено было случиться, т.к. за неделю до отъезда из Америки семья Кочуровых узнала о смерти о. Василия Чернышёва.

 

По возвращении на Родину обстоятельства так сложились, что для Иоанна Александровича в Петербурге не оказалось вакантной должности приходского священника. В то время преподаванию Закона Божьего уделялось очень серьёзное внимание. Поэтому к кандидатуре на должность Законоучителя предъявлялись огромные требования. Стоит отметить, что на место преподавателя Закона Божьего православного вероисповедания в Нарве было два кандидата. Один из них был отец Иоанн, а другой – кандидат Богословия, преподаватель духовного училища Григорий Ломако. Алексей Иванович, директор гимназии, решил, что Кочуров более достойный кандидат на этот пост.

 

Вот как охарактеризовал его архиепископ Николай, член ГосСовета: «О. протоиерей Кочуров известен мне с наилучшей стороны. Во время пребывания моего в Америке он служил украшением тамошнего духовенства. Чикагская паства его любила и ценила. Он собрал достаточно средств, чтобы устроить там церковь и приходской дом (церковь сохранилась до наших дней и является одной из самых красивых и старых православных церквей в Америке – прим. авт.). Предпринимал миссионерские поездки по разным штатам и всегда с большим успехом. Свидетельством его добросовестного отношения к своему делу служит и получение им наград: со дня получения им священства он удостоен уже сана протоиерея, кабинетного Креста и ордена Св. Анны 3-й степени». Но награды имел не только отец Иоанн, а также и супруга. 6 декабря 1898-го г. Преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, Александре Васильевне выражена благодарность, с призыванием Благословения и выдачей грамоты «За усердное служение на пользу Св. Православия в Америке».

 

Итак, приказом попечителя С-Петербургского Учебного Округа от 1 сентября 1907-го года, бывший Настоятель РПЦ Чикаго, протоиерей Иоанн Кочуров с 15 августа того же года был назначен Законоучителем в Нарвские гимназии. В мужской гимназии ему предоставлялось 16 уроков в неделю, с 1 по 8 классы, в женской – 10 уроков, с 4 по 8-й. Так началась новая деятельность о. Иоанна на поприще Духовного Просвещения. Он был приписан клиру Спасо-Преображенского собора. К сожалению, нет никаких документов или воспоминаний, в которых говорилось бы о его приезде в наш город, какие впечатления возникли у него по приезде. По современным понятиям он прибыл сюда с большим семейством. У них с Александрой Васильевной было 4-ро детей. За 9 лет, которые они прожили в Нарве, их семья ещё увеличилась. 21 октября 1909-го г. родилась дочь Анна, 3 декабря 1911-го г. сын Николай.

 

Иоанн Александрович приступил к обязанностям с большой ответственностью. Вот как охарактеризовал его директор гимназии, Алексей Иванович Давиденков, после нескольких лет работы: «За всё это время он отличался самым усердным и добросовестным исполнением своих законоучительских обязанностей. Обладал большими знаниями и отличался особенной преданностью делу Религиозного Воспитания детей. Ведёт занятия в гимназиях с полным успехом, оказывая благотворное влияние на душевные наклонности учащихся. Помимо духовных наставлений на уроках, проводит религиозно-нравственные беседы, произносит глубоко прочувствованные проповеди ежедневно на утренней молитве и при особых торжественных случаях гимназической жизни. Не довольствуясь педагогической деятельностью, совершает Церковные Службы, всенощные бдения в мужской гимназии (ученики исполняют обязанности чтецов и поёт ученический хор), и церковные Богослужения в местных церквах, где при прекрасных голосовых средствах и как выдающийся проповедник, он производит сильное впечатление на религиозную настроенность молящихся».

 

Как отмечалось, к преподаванию Закона Божьего относились очень серьёзно. Курс был достаточно сложным, поэтому от Законоучителя требовались большие знания в самых разнообразных областях Наук. Программа, рассчитанная на 8 классов обучения, охватывала Библейскую Историю Ветхого и Нового Заветов, учение о Богослужении Православной церкви, Катихизис, Общую Церковную Историю и Историю Русской Православной Церкви. Насколько отец Иоанн был прекрасным преподавателем и какой большой вклад сделал в воспитание подрастающего поколения, можно судить по воспоминаниям его учеников. Несмотря на то, что прошло почти 60 лет, о нём помнили и рассказывали с большой теплотой и любовью.

 

Из воспоминаний, написанных Лидией Галлер в 1976 году: «В царское время Закон Божий был обязательный предмет (для православных, лютеран и католиков; евреи, понятно, освобождались). Я была ученицей о. Иоанна... Это был высокообразованный человек, академик... Он умел очень интересно изложить свой предмет. Часто оживлял повествование какой-нибудь шуткой, смешной историей; другой раз попросту скомандует неожиданно: встаньте! Мы вскакиваем. Теперь сядьте! – Встаньте – сядьте несколько раз. Конечно, после этого смех и оживление. Преподавал он до конца 1916 года, половину учебного года, когда я была в 8-м классе. Знакомил нас с философскими учениями».

 

Молебен священномученику Иоанну Кочурову

Г. Пушкин, Царское Село. Молебен 09. 11. 2002 г. у Креста о. Иоанна Кочурова, на месте Екатерининского собора.

Памятник вождю убрали в 2006-м.

В нужный момент отец Иоанн мог проявить и строгость. В воспоминаниях другого его ученика, С. Рацевича, упоминается: «В 1915-м году священник Кочуров оставил на второй год плохо занимающегося по этому предмету (Закон Божий) моего товарища по классу – Лебедева». Но его роль как педагога не ограничивалась лишь преподаванием своего предмета на уроках, он вёл и внеклассные занятия. Целью этих встреч с ребятами вне гимназии являлась помощь в усвоении проходимого курса, а также религиозно-нравственное воспитание. Ученики посещали Владимирскую церковь-школу. Они наглядно знакомились с внешним и внутренним устройством храма, с церковными сосудами и священными облачениями, с принадлежностями престола и церковными книгами. Эти встречи возбудили у учеников повышенный интерес к жизни Православной Церкви. Для поддержания этого интереса Иоанн Кочуров ввёл метод классного пения. Дело это пошло настолько успешно, что ученики 3-го класса 15 декабря 1912-го года в молитвенном зале мужской гимназии во время Всенощной исполнили все песнопения на три голоса.

 

(Окончание в следующем номере) За время службы в Нарве он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и орденом Св. Владимира 4-й степени, а также медалью «В память 300-летия Дома Романовых». Помимо преподавательской деятельности Иоанн Кочуров активно участвовал в общественной жизни города. В 1913-м году в Нарве проходил первый русский Певческий Праздник. Участников этого мероприятия от лица Русского Духовенства приветствовал отец Иоанн. Во время войны, в августе 1914-го года главное управление Российского Общества Красного Креста и Министерство Народного Просвещения просили правительство разрешить открыть кружки для сбора пожертвований на Красный Крест при учебных заведениях. Такой кружок был открыт при мужской гимназии в сентябре 1914 года. Они изготавливали для действующей армии солдатские сумки, собирали тёплые вещи и др. В этом кружке работали не только ученики, но и их родители. За время его деятельности с 10 сентября 1914 года по 10 октября 1917 года было изготовлено и отправлено 4980 таких сумок. Деньги на изготовление сумок складывались из взносов и пожертвований членов кружка, добровольных взносов учеников, сборов с киносеансов, с Литературно-музыкальных вечеров и Лотерей, которые устраивались членами кружка.

 

Отец Иоанн сам лично провёл ряд бесед на военную тему в храмах города и курорта Силламяэ, собрав при этом значительные средства. В 1915-м году он опубликовал книгу «Как отразилась война на жизни Нарвской мужской гимназии в 1914/1915 году», в которой очень подробно рассказывалось о деятельности кружка. Работой этого кружка руководил отец Иоанн Кочуров, который и составил отчёт о работе. Помимо этого, ученики старших классов в качестве санитаров встречали раненых солдат, прибывших в Нарву, помогали размещать их по госпиталям. По предложению попечителя Петроградского учебного округа, летом 1915 года гимназия организовала занятия и религиозно-нравственные и общеобразовательные чтения в лазаретах для раненых. Очевидно, в этих мероприятиях принимал активное участие и отец Иоанн. Свидетельством тому служит фотография, которая сохранилась до наших дней и находится в собрании Нарвского музея. Иоанн Кочуров сидит с ранеными в нарвском лазарете. Фотография сделана в 1915-м году.

 

30 марта 1913-го года государем Николаем II была учреждена Строительная Комиссия, контролируемая работы по перестройке здания мужской гимназии. Одним из членов этой комиссии являлся протоиерей Кочуров. Отец Иоанн также являлся членом Нарвского отделения Санкт-Петербургского Епархиального братства, где с большим усердием работал на пользу народного Просвещения. Как сообщалось в газете «Нарвский листок» за 1916 год, когда чествовали протоиерея Кочурова в связи с его отъездом на новое место службы: «Те, кому приходилось бывать на собраниях Братства и его Совета, хорошо знают, с каким увлечением о. Кочуров говорил о необходимости поддерживать многолюдную в нашем городе Владимирскую школу, которая содержалась исключительно на местные средства.

 

Ни одного общего собрания не обходилось без горячего слова священника, сумевшего даже самых скупых и чёрствых людей призвать к пожертвованиям. В своё время протоиерей Кочуров предложил целый ряд лекций в пользу Братства, а его беседы в Братском храме всегда привлекали массу слушателей». За его работу в Братстве ему преподнесли в подарок ценную икону, в знак глубокой благодарности и уважения. Будучи приписанным к Нарвскому Преображенскому собору, но не являясь штатным священником этого храма, отец Иоанн был лишён возможности проводить Службы, иметь свой Приход. И эти обстоятельства его, очевидно, тяготили. Лишь в ноябре, а именно 16 числа, Указом управляющего Петроградским Учебным округом, протоиерей о. Иоанн Кочуров был уволен от занимаемой должности штатного законоучителя Нарвской мужской гимназии в связи с переводом по епархиальной службе в Царское Село. Наконец он был назначен вторым штатным священником в Екатерининский собор Царского Села.

 

Для нашего города, безусловно, это была большая потеря. Да и дети отца Иоанна сожалели о переезде в Царское Село. Как писал он в письме директору Давиденкову: «Вася и Гриша находят, что Нарвская гимназия во всех отношениях лучше Царскосельской». Думаю, что необходимо упомянуть о том, что в 1915 году старший сын Кочурова Владимир окончил Нарвскую мужскую гимназию с золотой медалью, единственный в этом выпуске. 30 октября 1917 года настоятель Екатерининского собора Н. Смирнов, священники о. Иоанн и о. Стефан Фокко организовали в Царском Селе Крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной войны. 31 октября 1917 года в Царское Село вступили большевистские войска. Отца Иоанна арестовали, отвели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили. По просьбе прихожан о. Иоанна погребли в усыпальнице собора.

 

http://www.vidania.ru/icons/patriarh_tihon_bellavin_640.jpg

Наш незапятнанный Патриарх, не связанный с большевиками и КГБ.

31 марта 1918 года в храме Московской Духовной Семинарии произошло историческое событие. Святейшим патриархом Тихоном была совершена первая в Истории РПЦ ХХ-го века «Заупокойная Литургия по новым священномученикам и мученикам». 4 декабря 1994-го г. протоиерей Иоанн Кочуров причислен к лику священномучеников для общего церковного почитания, как первый священнослужитель Русской Православной Церкви, принявший в ХХ-м веке мученический венец от власти большевиков. 13 ноября день памяти священномученика Иоанна Кочурова. Жизнь и деятельность этого человека может служить хорошим примером в отношении к своему делу, людям. Каждому из нас приходится делать свой выбор в тех или иных вопросах. А как сделать так, чтобы не «уронить» свой человеческий облик, быть достойным? Наверное, ответом на эти вопросы и послужит жизнь этого человека. Екатерининский собор был взорван (1938 г.) и на этом месте в дальнейшем был установлен памятник вождю. Не могу промолчать о том, что до сих пор этот памятник находится на Соборной площади в Царском Селе, где покоится священномученик о. Иоанн. И наш долг перед его памятью оказать посильную помощь в скорейшем изменении этой ситуации. Научный сотрудник Нарвского музея Т. Климина

 

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ О. ИОАННА ЦРСКОСЕЛЬСКОГО.

 

http:// www. ortho-rus.ru/ События Февральской революции, разразившейся в Петрограде уже через 3 месяца после назначения о. Иоанна в Екатерининский собор, стали постепенно втягивать Царское Село в коварный водоворот революционных событий. Солдатские волнения, имевшие место в воинских частях, расквартированных в Царском Селе, уже в первые дни Февральской революции, многомесячное заточение Императорской Семьи в Александровском дворце, которое привлекало к городу внимание представителей наиболее непримиримо настроенных революционных кругов, толкавших страну на путь междоусобной смуты.

 

Наконец, общее внутриполитическое противоборство, начавшееся в России в период участия страны в кровопролитной войне с внешним врагом, резко меняли обычно спокойную атмосферу Царского Села, отвлекая жителей от Христианского и Гражданского Долга перед Церковью, Царём и Отечеством. Все эти тревожные месяцы с амвона Екатерининского собора звучало вдохновенное слово отца Иоанна Кочурова, стремившегося внести умиротворение, призывавшего к религиозному осмыслению происходивших перемен. Сам отец Иоанн и его семья переживали не лучшие времена. В своём письме (видимо, последнем) в Сушигрицы, куда он отправил детей, отец Иоанн пишет, обращаясь к дочери Ане:

 

«Пусть... ты ухитрилась бы благополучно добраться до Царского, ты думаешь, тебе тут было бы лучше? Нет, дочка. Если бы тут было хорошо, мы сами не оставили бы тебя и Колю в Сушигрицах. Вы с Колей счастливые, каждый день пьёте молочко, кушаете сколько хотите хлеба и каши, а мы, милая, молоко получаем изредка по столовой ложке на человека, хлебца дают только 1/2 фунта на день, а каши совсем не дают. Видишь, какая наша жизнь несладкая, а тут ещё, того и гляди, немцы прилетят и бомбами в нас с аэропланов начнут бросать!.. Видишь, милая, как у нас плохо».

 

Через несколько дней после захвата в октябре 1917-го года власти в Петрограде большевиками, эхо грозных событий, происшедших в столице, отозвалось в Царском. Стремясь вытеснить находившиеся там казачьи части генерала П. Н. Краснова, которые сохраняли верность Временному правительству, к городу двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30-го октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевистские отряды стали подвергать город артобстрелу. Жители ещё не подозревали о том, что страна оказалась ввергнутой в гражданскую войну; началась паника, многие горожане устремились в храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь обрести за Богослужением молитвенное успокоение и услышать с амвона пастырское слово.

 

Весь клир Екатерининского собора живо откликнулся на волнение паствы и после особого Молебна о прекращении междоусобной брани, в до отказа заполненном храме, Настоятель о. Николай Смирнов, вместе с о. Иоанном и о. Стефаном Фокко, приняли решение о совершении Крестного хода. Пастыри подготовили моления о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Крестный ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом, но вопреки всем ожиданиям, был многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей сливались с мужским песнопением молитв о мире и преращении кровопролития.

 

Во время Крестного хода священники произнесли горячие проповеди, призывая народ к спокойствию и мужеству перед лицом испытаний. Проповеди были лишены какого-либо политического оттенка. Крестный ход затянулся. Из города отходили казаки. Священников предупреждали об этом, но они остались в полной уверенности, что входившие в город отряды красноармейцев не причинят им вреда. Один из безымянных очевидцев последовавших затем в Царском Селе трагических событий в письме выдающемуся петербургскому протоиерею Философу Орнатскому, которому самому вскоре довелось принять мученическую смерть от новой власти, так рассказал о мученичестве о. Иоанна.

 

«Вчера (31 октября), писал он, большевики и красногвардейцы вступили в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя Крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, что, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером вчера отпустили. Таким образом, одним мучеником за Веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии, и на его беседы стекалась масса народу».


В одной из петроградских газет сохранилось воспроизведение мученической гибели о. Иоанна: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то «прикончить как собаку». На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает «Дело народа», видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».


Мученическая смерть отца Иоанна вызвала глубокий отклик среди православных людей России. Через несколько дней после его отпевания и погребения в усыпальнице Екатерининского собора духовенство Петроградской епархии отслужило Панихиду по убиенному пастырю. Был создан фонд для оказания помощи духовенству во всех случаях, подобных тому, что произошел в Царском Селе. 26 ноября, в престольный праздник Царскосельского Екатерининского собораЮ будущий священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, совершил в храме Божественную Литургию и подарил приходу икону Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Сейчас она находится в алтаре Софийского собора. Митрополит Вениамин произнес горячую, полную скорби проповедь и призвал православных к единению в дни столь страшного испытания.


В 1938-м году Екатерининский собор был закрыт, через год уничтожен. На его месте планировалось устроить сквер поэтов, но в 60-е годы поставили в центре площади памятник Ленину. Лишь в 1995-м г. клирами и прихожанами Софийского и Федоровского соборов Царского Села был установлен Крест рядом с местом, где находился Екатерининский храм. Тот факт, что отец Иоанн погребён... где памятник вождю, вызывает удивление. Отец Иоанн первый, кто освятил своей кровью так им любимую страну. Он заработал уважение и любовь к себе архипастырей и прихожан и оправдал свой высокий долг священника своей благородной и щедрой Российской душой.

 

Такой был отец Иоанн Кочуров, пламенный проповедник, преподаватель, добрый пастырь, деятельный Апостол православных. Как примечательно, что его Служение достигло высшей точки в свидетельстве мученичества! В заключении приводим слова последнего Протопресвитера Русской Армии и Флота, о. Георгия Шавельского, написанные в разгар Второй Мировой войны, в 1943-м году, в Америке: «Большевизм и антибольшевизм – лишь преходяшие этапы Истории России. Большевизм, как крайнее Богоборческое, анти-человеческое и противоестественное «учение», не может не умереть. Исчезнет тогда и антибольшевизм, с ним борющийся. Но Россия, Русский народ, должны пребыть и пребудут вечно. Потому должен наступить момент, когда продолжающие ныне принадлежать к разным лагерям, но одинаково честно любящие свою Родину и готовые самоотверженно служить ей, русские люди поймут друг друга, забудут прошлое, протянут друг другу руки и начнут совместными усилиями целить и восстанавливать свою измученную Родину». И тогда подвиг отца Иоанна и многих других пастырей и мирян станут для нас тем символом, той звездой, которая будет вести нас, нашу Родину к Спасению.

 

 

Святые Царственные Искупители, Священномученики

и все Новомученики Российские,

молите Бога о нас!

 

 

 

 

LUCH 2005 – 2014