У каждого из нас есть и навсегда останется свой Ульянов. Для кого-то он Жуков, для кого-то – Трубников,

         кто-то  восхитится его ролью в "Антикиллере", а кто-то вспомнит Кайтанова в "Добровольцах"...

 

        Народный маршал

                                                      В Москве скончался актер и режиссер Михаил Ульянов

27. 03. 2007 | lenta.ru, Андрей Воронцов. Как известно, актеры не очень любят, когда их ассоциируют с одной ролью, пусть и принесшей им славу. У Михаила Ульянова такая роль была – роль маршала Георгия Жукова.

 

И несмотря на то, что среди огромного количества созданных им образов были и другие сильные мира сего – Ленин, Киров, Наполеон и даже Сталин, – Жуков и Ульянов в сознании зрителей, выросших на знаменитых киноэпопеях о Великой Отечественной, представляют собой почти одно целое.

 

Столь прочной ассоциации с реальным человеком из актёров его поколения не вызывал, пожалуй, никто.


По утверждению самого Михаила Александровича Ульянова, несмотря на то, что его кандидатуру некогда одобрил сам знаменитый полководец, он всегда боялся "окаменеть" в каком-то одном образе. Именно поэтому он с удовольствием брался за роли персонажей неоднозначных, а иногда и абсолютно отрицательных.

 

Таков его алкоголик Шмага в пьесе Островского "Без вины виноватые", таков же его герой в фильме "Без свидетелей", которого Ульянов называет одним из самых любимых.


Однажды подобные эксперименты едва не стоили ему карьеры. Театр имени Вахтангова, с которым у Михаила Ульянова связана вся жизнь, должен был ехать на гастроли в Австрию, чтобы, в частности, представить западной публике спектакль "Человек с ружьем".

 

Как обычно в таких случаях, перед поездкой министр культуры Фурцева устраивала инструктаж для членов труппы. Узнав, что роль Ленина доверена Ульянову, сыгравшему до этого доносчика в басовской "Тишине", она пришла в состояние крайнего раздражения и запретила актеру играть героев, недостойных, по её мнению, образа вождя.


Но маленьких ролей у Ульянова не было. Митя Карамазов в "Братьях Карамазовых", Рогожин в "Идиоте", генерал Чернота в "Беге", Егор Трубников в "Председателе", директор Абрикосов в "Частной жизни", Ричард III, Антоний и десятки других, которых Ульянов играл всегда с неистовством, свойственным лишь профессионалам самого высокого уровня.


Будучи социальным героем своего времени, чей статус был подтверждён всеми мыслимыми званиями и наградами, занимая ответственные посты любых уровней, вплоть до ЦК партии, Ульянов никогда не утрачивал доверия со стороны зрителей. В одном из интервью он признавался, что совершенно не стыдится своих идеологически выдержанных персонажей, поскольку всегда относился к своей работе честно и верил в то, что делал.


Будучи коренным "вахтанговцем", Ульянов не стеснялся признавать, что чрезмерная традиционность наносит театру ущерб, поэтому всегда был готов предоставить сцену молодым и талантливым режиссёрам извне. Так появились известные спектакли Фоменко, Виктюка, Каца, Черняховского. Выступая однажды перед труппой, Ульянов подчеркнул, что "лучше иметь "Золотую Маску" за авангардный спектакль, чем бестолковый репертуар", который лишь упивается своим величием.


Он неоднократно сожалел о том, что был когда-то недостаточно твёрд со своими актерами, которые не могли найти общего языка с приглашенными режиссерами. Знаменитая "вахтанговская традиция превращается в некую индульгенцию, смысл её многими утрачен или эксплуатируется в защите от всего свежего и непривычного", утверждал Ульянов. Он имел право так говорить, потому что сам отдал этой традиции почти 50 лет своей жизни.


Одной из последних его значительных ролей в кино была роль в фильме Говорухина "Ворошиловский стрелок". Ульянов сыграл старика, который, разочаровавшись в способности властей покарать обидчиков своей внучки, берет правосудие в свои руки. Сам актер полагал, что поступок одного человека все же не может привести к тому, что люди начнут "жить в покое, надежде и с достоинством". Но в этом случае Михаил Александрович явно скромничал.


Его страстное служение театру и кино, которое и является настоящим поступком, оказало влияние на целые поколения наших соотечественников. У каждого из нас есть свой Ульянов. Для кого-то он навсегда останется Жуковым, для кого-то он Трубников, кто-то восхитится его ролью в "Антикиллере", а кто-то вспомнит Кайтанова в "Добровольцах".

 
Главное в другом. Ульянов был квинтэссенцией настоящего русского характера, мятущегося между прославлением власти и кровавым бунтом. Характера тяжелого, не всегда привлекательного, но готового к самопожертвованию и великому терпению. В этом смысле Михаил Ульянов – один из самых народных артистов, которых когда-либо знала наша страна.

 

Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. В 1950 году он окончил театральное училище имени Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

 

Вся его дальнейшая профессиональная деятельность актера связана именно с этим театром. В сентябре 1987 он был назначен художественным руководителем театра Вахтангова и бессменно возглавлял его до последнего дня своей жизни.

 

Огромную популярность принесли ему многочисленные роли в кино. Его исполнение роли Трубникова в фильме "Председатель" стало советской классикой. Роли Мити Карамазова ("Братья Карамазовы"), генерала Чарноты ("Бег"), и в особенности – маршала Жукова, вошли в золотой фонд советского и российского кино.

 

По словам Станислава Говорухина, Михаил Ульянов "навсегда останется в памяти как настоящий мужчина, который сумел хотя бы на экране отстоять свое достоинство, защитить свою честь".

 

    Михаил Ульянов пожертвовал сбережения на восстановление православного храма

 

Спасский собор в Таре был разрушен в годы советской власти, и лишь колоссальными усилиями Михаила Александровича в 2002 году началось его восстановление Михаил Ульянов родился в селе Бергамак Муромцевского района Омской области, но детство и юность его прошли в городке Таре, который он всю жизнь считал своей родиной. Там же похоронена его мать Именно он передал для реставрационных работ без малого два миллиона рублей. Помимо личных сбережений, были и пожертвования знакомых актера, к которым он обращался с просьбой помочь возродить храм

 

Художественный руководитель театра имени Вахтангова, актер Михаил Ульянов, скончавшийся в понедельник после продолжительной болезни, незадолго до смерти передал все свои сбережения на восстановление Спасского собора в Таре в родном Прииртышье.

 

Храм был разрушен в годы советской власти, и лишь усилиями Ульянова в 2002 году началось его восстановление, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на сегодняшнюю публикацию в газете "Твой день".

 

Именно он передал для реставрационных работ без малого два миллиона рублей. Помимо личных сбережений, были и пожертвования знакомых актера, к которым он обращался с просьбой помочь возродить храм. Михаил Ульянов родился в селе Бергамак Муромцевского района Омской области, но детство и юность его прошли в городке Таре, который он всю жизнь считал своей родиной. Там же похоронена его мать.

 

Настоятель Спасского кафедрального собора отец Роман уверен, что душа Ульянова теперь в раю. "Все его мечты были связаны с простыми людьми. Мечтал о восстановлении храма, мечтал о скромном театре и никогда не думал о своей выгоде. Господь не оставит его", – сказал священник.

Отпевание Михаила Ульянова пройдет в четверг 29 марта в арбатском храме Спаса на Песках, а похороны на Новодевичьем кладбище.

 

Спасский собор – памятник церковного зодчества второй половины XVIII века, единственное в Омском Прииртышье каменное культовое сооружение стиля сибирского барокко. Собор находится в южной части исторической застройки Тары и является архитектурной доминантой. Строительство Спасского собора в Таре было начато в 1755 году, а закончено в 1776 году. Она сложен из большемерного кирпича на известковом растворе. Толщина стен первого этажа 165 см, второго-133 см. Общая высота более 40 метров.

 

Велика роль Михаила Ульянова в возрождении Русского культурного Наследия. Долгие годы он активно работал в Национальном военном фонде и Наблюдательном совета по воссозданию Храма Христа Спасителя в Москве.

 

            В своём кабинете, в театре им. Вахтангова. Последнее

               интервью газете «ЖЗН» оказалось прощальным....

 

«Спешка… А в искусстве все-таки нужно оглядеться. Найти какие-то вечные вещи в

                                           этом невечном мире».

 

         БЛАГОДАРИМ ЗА ВСЁ!

             ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!



 

 

 

 

LUCH 2007