ЧУДУ И ВЕЛИКИМ ИЗБРАННИКАМ МЫ ОБЯЗАНЫ ЭТИМ ДНЁМ И НАДЕЖДОЙ НА БУДУЩЕЕ

Тесная духовная дружба связывала о. Серафима с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая во время последней встречи с ним весной 1917 г. обратилась к нему с просьбой: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански». Эта просьба оказалась пророческой. Именно игумену Серафиму генерал-лейтенант М.К.Дитерихс поручил сопровождать гробы Алапаевских Мучеников. Во время пребывания в Пекине игумен Серафим издал в 1920 г. свои книги «Православный Царь-Мученик» и «Мученики христианского долга». Он сопровождал Честные Мощи Преподобномученицы Елизаветы и келейницы инокини Варвары и из Пекина в Святую Землю, где игумен провёл остаток своих дней. Он скончался в греческом монастыре в Иерусалиме, где и погребён.

 

                   IconIverskaya 

          АКАФИСТ Иверской Монреальской иконе Богородицы.

 

            «ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ КРОВИ!»

ПОДВИГ ИГУМЕНА СЕРАФИМА:

        Длинной в целую жизнь – серафимское горение за Царя и Отечество игумена Серафима Кузнецова.

 

Георгий Михайлович Кузнецов родился 3 августа 1875 г. в купеческой семье в городе Чердыни Пермской губернии, где до сих пор сохранился скромный деревянный дом Кузнецовых. Как вспоминал игумен, в 1894 г. он поехал на Афон «с твёрдым намерением остаться в Жребии Пречистой безвозвратно.

 

Провидение устроило не так: доехав до Перми, по непредвиденным обстоятельствам я возвратился обратно на родину, окончил все связи с миром и, отслужив земному Царю положенный священный долг каждого верноподданного, и вместо Афона попал на Белую Гору, этот чудный Сибирский Афон».

 

Белогорская обитель была посвящена царствующему Дому Романовых. В 1897 г. Георгий Кузнецов начал иноческое служение на Белой Горе, где его первым духовным наставником стал схимонах Алексий.

 

В мае 1898 г. настоятель Белогорской обители о. Варлаам (Коноплёв) вместе с письмоводителем послушником Георгием Кузнецовым посетил Саров, Глинскую, Софрониеву, Оптину, Тихонову пустыни, Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Валаам.

 

У небольшой речки Бырминки черноризец Георгий Кузнецов с послушником Иаковом Поповым 10 сентября 1902 г. поставили небольшой деревянный крест, так было положено начало Серафимо-Алексеевского скита.

 

9 июля 1902 г. рясофорный послушник Георгий Кузнецов был пострижен в монахи. В 1903 г., был участником торжеств в Сарове, посвященных прославлению преподобного Серафима Саровского (он неоднократно там бывал и позднее). В честь этого события, а также в связи с рождением Наследника цесаревича Алексея Николаевича и был построен в пяти верстах от Белой Горы Серафимо-Алексеевский скит.

 

Средства на устройство Обители пожертвовала семья пермского купца Павла Жирнова. Позднее о. Серафимом были привезены в скит частицы камней от Гроба Господня и Гроба Богоматери со Святой Земли.

 

В новой Обители, также посвящённой Дому Романовых, числилось 35 монахов и послушников, которые ревностно исполняли строгий Афонский устав.

 

«Насельники скита, лично хотя и ушли из мира, но внимательно следят за мировой жизнью ради блага мира, глубоко и серьёзно исследуя общественный строй жизни. Из тихих лесных келий они внимательно всматриваются в мир, думают и страдают за него и молитвою и делом стараются помочь ему...

 

Помимо чисто религиозного значения монастыри имеют важное значение в государственном и политическом отношении. Насельники идеальных монастырей по своему духовному настроению всюду и везде проводили дух поучения и дисциплины. Они были всегда неизменными преданными друзьями Богом установленной власти, друзьями не из боязни, не по земным соображениям, а по глубокому убеждению и святому долгу», – писал позднее игумен Серафим.

 

22 июня 1905 г. при освящении первого скитского храма епископ Пермский и Соликамский Никанор (Надеждин) рукоположил его в сан иеромонаха.

 

В апреле 1906 г. в речи, произнесенной перед выборщиками в Государственную Думу, иеромонах Серафим заявил:

 

«Я буду говорить и стоять за святую истину: за Веру, неограниченное Царское Самодержавие и Отечество – до последней капли крови!»

 

Отец Серафим был участником IV Всероссийского съезда Союза Русского Народа в Москве в 1907 г. и 1911 г. Он являлся активным деятелем Союза Русского Народа, одним из учредителей-сопредседателей Главного Совета, почётным членом губернского отдела Союза.

 

18 января 1907 г. он заявил, что: «в русском народе последствием внутренней смуты и преступной пропаганды явились охлаждение к вере и святой Церкви, упадок нравственности, исчезновение уважения к пастырям и церковному достоянию, ограбление храмов и монастырей, кощунственное глумление над православными святынями, потрясение семейных основ, возстание детей на родителей и брата на брата».

 

В 1908 г. совершил паломничество на Афон, в Иерусалим и Константинополь; к 1912 г. его книга «Путевые впечатления, поездка в Иерусалим и на Афон в 1908 году» была переиздана 6 раз.

 

Принимал участие в работе I Всероссийского иноческого Съезда 5 – 13 июля 1909 г. в Троице-Сергиевой лавре; в 1912 г. в Кунгуре вышла его книга об этом съезде.

 

Инициатор создания нескольких мужских пустыней, возрождения Бахаревского Серафимо-Алексеевского женского монастыря, в котором он постриг с именем Анастасия свою мать А.П. Кузнецову; позднее она была казначеей Обители.

 

8 декабря 1910 г. архимандрит Варлаам и начальник Серафимо-Алексеевского скита иеромонах Серафим были приняты в Царском Селе Императором Николаем II.

 

С апреля 1912 года в связи с приближающимся юбилеем Дома Романовых под редакцией скитоначальника игумена Серафима начал выходить орган партии монархистов: журнал «Голос Долга», имевший «целью поднятие патриотических чувств в русском народе и выяснение лежащего на каждом сыне Родины священного Долга горячей любви к своей святой Отчизне, Помазаннику Божию, Православному Самодержавному Царю и правой живой Православной Церкви Христовой».

 

Отец Серафим был участником торжеств, посвящённых 300-летию Дома Романовых. Неоднократно посещал Марфо-Мариинскую обитель и был духовником Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

 

Во время Первой мировой войны, преодолев многие препятствия, уехал добровольцем на фронт: «по воле высшего начальства меня пока прикомандировали к штабу гвардейского корпуса.., а потому буду иметь возможность детально изучить ход боевой жизни и не одного полка, как полковой священник, а как корпусный, ...в котором имеются все виды оружия».

 

С приходом на Урал белых частей игумену Серафиму удалось, получив поддержку генерала М.К. Дитерихса, поднять 8 – 11 октября 1918 г. тела погибших в шахте под Алапаевском в ночь на 18 июля членов Дома Романовых и их близких:

 

Великого Князя Сергея Михайловича;

 

Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (в тайном постриге схимонахини Алексии);

 

крестовой сестры Марфо-Мариинской обители Варвары Алексеевны Яковлевой;

 

князя Иоанна Константиновича, иподиакона;

 

князя Константина Константиновича, спасшего во время войны полковое знамя и награждённого солдатским орденом св. Георгия IV ст.;

 

князя Игоря Константиновича;

 

князя Владимира Павловича Палея, поэта;

 

Фёдора Михайловича Ремеза, управлявшего Двором Великого Князя Сергея Михайловича.

 

30 августа 1919 г. восемь гробов в сопровождении игумена Серафима и его помощников М. Канунникова и С. Гневашева прибыли в Читу. «В Чите, при содействии атамана [Г.М.] Семёнова и японских военных властей, гробы в глубокой тайне [были] перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали 6 месяцев в келлии под полом, в которой я это время жил», – вспоминал сам игумен Серафим.

 

В Харбине тела встретил епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Во время пребывания в Пекине игумен Серафим издал книги: «Православный Царь-мученик» и «Мученики христианского долга» (1920 г.).

 

Родная сестра о. Серафима, Лидия Михайловна, с семейством жила в Дальнем, затем в Харбине. Благодаря хлопотам сестры Елизаветы Федоровны, Виктории, маркизы Мильфорд-Хавен, и на её средства тела были перевезены игуменом Серафимом в Иерусалим и похоронены в церкви св. Марии Магдалины в русской Гефсиманской обители в 1921 г. Храм был заложен Великим Князем Сергеем Александровичем в 1884 г.

 

Погребение совершил Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении духовенства. Русская Зарубежная Православная Церковь в 1981-м году прославила Великую Княгиню Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару Яковлеву.

 

Патриарх Дамиан благословил игумена Серафима поселиться при резиденции Иерусалимского Патриархата в Малой Галилее, на горе Елеон, где он построил небольшой домик невдалеке от церкви св. Марии Магдалины.

 

Длительное время он переписывался со своим знакомыми в России, стараясь наставить их на путь истинный: архиепископом Ювеналием (Килиным), Эмилией-Евсевией (Попатенко), епископом Илией (Бабиным) и другими земляками.

 

Схиигумен Серафим скончался в греческом монастыре 22 февраля – 7 марта 1959 г. и был погребён 23 февраля архиепископом Фаворским Виссарионом по благословению Иерусалимского Патриарха Венедикта (Пападопулоса).

 

Память 22 февраля – 7 марта.

               

       Жизнь – за Царя и Избранных Божиих.

 

    По материалам статьи Петра Агафонова, канд. ист. наук. 2005 г. 120 лет со дня рождения. Пермская Епархия.

 

 

ЛУЧ: Из Откровения 24 ноября. В настоящее время Игумен Серафим продолжает дело всей своей жизни и является Настоятелем Храма в честь свв. Царственных Мучеников Небеснаго Иерусалима.

 

 

 

 

    LUCH 2009