Первому лауреату Нобелевской премии по Литературе от России 140 лет.

 

Верному сыну Русской Правды и Свободы.

от благодарных потомков.

 

22. 10. 1870 – 08. 11. 1953 гг.

 

22. 10. 2010 г.. Новости на телеканале «Культура». «Последний рыцарь» русской дворянской культуры – и первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе. Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Ивана Бунина.

 

Государственный Литературный музей посвящает юбилею классика «Чашу жизни». Название мемориальной экспозиции заимствовано у одного из бунинских рассказов. Но его можно трактовать и символически: впервые жизнь писателя, тесно переплетённая с судьбой России, представлена так полно и в столь выразительных деталях. Рассказывают «Новости культуры»

 

Бунину не везло с юбилеями. Его столетие – совпало со столетием Ленина. Кого Бунин бесстрашно, можно сказать героически, разоблачал с самого первого момента прихода к власти в Росссии большевиков.

 

Он ПЕРВЫМ среди известных писателей и общественных деятелей своего времени прямо называет его МОНСТРОМ, КРОВАВЫМ ЧУДОВИЩЕМ, уничтожившим великую страну и убившим МИЛЛИОЛНЫ НИ В ЧЁМ НЕ ПОВИННЫХ ЛЮДЕЙ.

 

«И всё-таки наш мир уже настолько сошёл с ума, – пишет Иван Бунин, – что пытается в нём (в Ленине) находить какие-то достоинства и застуги. Бред...»

 

Конечно, в такой год никто не отважился бы вспоминать белоэмигранта.

 

110-летие затмил 100-летний юбилей Блока. 125-летие совпало со 100-летием Есенина – и опять автор «Темных аллей» остался в тени. Исследователи творчества Бунина разводят руками: что ж тут поделаешь, если нобелевский лауреат, благодаря своим высказываниям о вожде, всю жизнь оставался на родине персоной нон грата.

 

«Был снят запрет с имени Бунина после смерти Сталина, и тут очень активно начались работы по его изучению, изданию… Но этот запрет был снят с имени (и то частично), а с творчества этот запрет оставался, как я сказал, до конца восьмидесятых годов очень строгий, например, если взять его дневник «Окаянные дни», – рассказывает исследователь творчества писателя Сергей Морозов.

 

Выставка открывается документальным фильмом о получении Буниным Нобелевской премии. В картине использована уникальная запись стихов Ивана Алексеевича в авторском исполнении.

 

Мало кто знает, что первые уроки литературного мастерства молодой Бунин получил от Великого князя Константина Романова, талантливейшего писпателя и поэта своей эпохи, оставившего нам прекрасное и обширное наследие. На выставке представлен фрагмент их переписки.

 

Выставка «Чаша жизни» – это серьёзный экскурс в Историю Литературы, но в то же время – и вернисаж, на котором можно увидеть никогда не публиковавшиеся дружеские шаржи на Бунина и работы современных молодых художников, посвященные ключевым этапам жизни писателя.

 

По словам куратора выставки Ольги Залиевой, «желанием организаторов было сделать эту выставку одновременно очень строгой, изысканной, каким был и сам Бунин, эстетской, и в то же время эмоционально насыщенной и напряжённой – в характере и в натуре самого Бунина».

 

Витрина с личными вещами и фотографиями Ивана Алексеевича – предмет особой гордости сотрудников Литературного музея.

 

Экспозиция к 140-летию писателя – единственный шанс для широкой публики увидеть эти вещи, хранящиеся в частном собрании. В них – весь Бунин, которого называли последним представителем уходящей дворянской культуры и которому выпала отнюдь не дворянская судьба.


«Самое интересное на самом деле – следить, как менялось лицо Бунина. Вот молодое прекрасное лицо, затем лицо очень зрелого, умного, красивого, элегантного человека. А дальше – годы революции – 1918 год, и фотография этого времени говорит за себя больше, чем любые документы эпохи. И вдруг после 1925-го года он молодеет, хорошеет. Бунин становится еще красивее, чем был в молодости», - говорит Ольга Залиева.

 

Фотографий пожилого Бунина почти не сохранилось. В последнем зале посетителей ждёт ещё одна редкая находка: снимок 1951-го года, где писатель сидит рядом со своим живописным портретом. Впрочем, в памяти потомков Иван Алексеевич навсегда остался прекрасным и благородным, как на знаменитой картине Владимира Россинского.

 

Памятник Ивану Алексеевичу Бунину.

 

22 октября исполнилось 140 лет со дня рождения великого русского писателя, первого нобелевского лауреата в области литературы Ивана Бунина. По случаю юбилейной даты на железнодорожной станции «Ефремов» Тульского отделения Московской железной дороги был торжественно открыт памятник писателю.

 

В 1909 – 10 годах он жил в этом городе. Впечатления о сельской жизни в Ефремовском уезде отражены им в повести «Деревня». Кроме того, в Ефремове похоронены мать писателя, его брат и жена брата. С 2001 года там работает музей его имени.

 

С инициативой установки памятника Бунину в день его 140-летия выступила Московская железная дорога. Автор монумента – столичный скульптор Иван Бурганов. Он выполнил копию памятника, который установлен на Поварской улице Москвы по проекту его отца Александра Бурганова и архитектора Виктора Пасенко.

 

В церемонии открытия памятника приняли участие начальник Тульского отделения МЖД Александр Потапенко, глава администрации Ефремовского района Владимир Дякун, скульптор Иван Бурганов, представители местной общественности. К этой юбилейной дате станция Ефремов была благоустроена, её внутренний антураж оживили декорации, связанные с именем Бунина и его эпохи.

 

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, установка памятников известным людям стало уже традицией в Тульском отделении МЖД. Ранее, также по инициативе руководства дороги, были установлены памятники: художнику Василию Поленову на станции Тарусская, председателю Госплана СССР Николаю Вознесенскому на станциях «Скуратово» и «Чернь»; писателю Льву Толстому на станции «Ясная Поляна» («Козлова Засека»), и исторический монумент бронепоезд «За Родину!» на станции «Чернь».

 

 

 

Начало творческого пути в дореволюционной России.

 

Л. А. Смирнова. Русская литература конца XIX – начала ХХ века, М.: Просвещение, 1993. Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойдённых высот в своём искусстве, первым среди русских писателей получил (1933) Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет прожил на чужбине, в неутоленной тоске по отчей земле и постоянной душевной за неё боли, муке, в постоянной душераздираюшей близости с ней в её страданиях.

 

Г. Адамович, близко знавший Бунина по эмиграции, оставил такое признание: «Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы наслушаться. Именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня».

 

Происхождение, воспитание, уклад жизни и, конечно, склонности души Бунина объясняют такое впечатление. Он принадлежал к старинному, но обедневшему, затем совсем обнищавшему дворянскому роду. Детство и юность будущего писателя прошли на хуторе Бутырки, а после смерти бабушки – в поместье Озерки Елецкого уезда.

 

Родные и близкие окружали мальчика вниманием и любовью. Отец, Алексей Николаевич Бунин, был натура яркая, стихийная, увлекающаяся, прекрасный рассказчик. Самоотверженная, нежная мать Людмила Александровна открыла сыну богатства русского фольклора и языка. Дворовые крестьяне познакомили с местными песнями. Первый учитель, эрудированный, наделенный художественными способностями, пробудил воображение и тяготение к творчеству.


Особую роль в образовании мальчика сыграл его старший брат Юлий. Высланный за участие в народническом движении на родину, он дал младшему «начатки психологии, философии, общественных наук» и прежде всего понимание русской словесности.

 

Занятия с Юлием Алексеевичем по существу заменили гимназию, которую Бунин покинул, проучившись в Ельце несколько лет. Вплоть до отъезда в эмиграцию (1920) Юлий был для него самым близким другом и наставником.


В атмосфере всеобщей заботы, в слиянии с природой формировалась личность будущего писателя. «…В глубочайшей полевой тишине, писал он позже, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов и прошло все мое детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».

Печали действительно были. Навсегда запомнились Бунину слёзы матери и странное поведение отца, захваченного «страстью к клубу, вину и картам». Отцовская неутолимая жажда расточения имущества и сил принесла много горя семье.

 

Для самого Бунина этот факт ассоциировался с другими, сходными. Судьба первого учителя (сына предводителя дворянства), порвавшего вдруг все родственные и общественные связи и превратившегося в скитальца, тоже поразила юношу. В связи с этими впечатлениями остро-болезненно он воспринял бродяжничество и босячество талантливых писателей-разночинцев Левитова и Н. Успенского (о последнем были собраны материалы и написана статья).


Ещё в детстве мальчик предался «сладостной страсти» к житиям святых, вылившейся после смерти маленькой сестры в «мучительную тоску», «постоянную мысль о том, что за гробом». Острота переживаний прошла, но осталось упоение, с которым иногда отдавался он «печали всенощных бдений в елецких церквах». Тайна смерти влекла к себе своей вечной неразгаданностью. Самоубийство В. Гаршина, безвременная кончина С. Надсона потрясли чуткую душу ощущением хрупкости, незащищенности человеческой жизни.


Сложно переплелись между собой два потока переживаний: светлых, подсказанных «прелестью мира», и мрачных, рожденных наблюдениями за несовершенным сущим и глубокими раздумьями. «…Во мне, вспоминал Бунин, было самое резкое смешение и печали, и радости, и личных чувств, и страстного интереса к жизни…» Богатство духовного бытия предвосхищало рождение таланта.

Озерковский период заложил в душе юноши священные для него основы: спаянность с родным краем и внутреннюю тесную связь с русской литературной классикой.

 

Из-за материальных затруднений семьи пришлось покинуть дорогие сердцу места. Весной 1889 г. Бунин вместе со старшим братом уехал в Харьков, там познакомился с кружком народников. Затем посетил Крым.

 

А с осени начал работать в редакции «Орловского вестника». Через два года поселился у Юлия в Полтаве. Исполнял здесь разные обязанности: библиотекаря, статистика, корреспондента, а главное усердно учился и много писал.

 

В Полтаве пережил увлечение проповедью Л. Толстого, познакомился с «толстовцами» и разочаровался в них. За это время был подготовлен и издан (1891) в Орле сборник юношеских стихов. В 1893 г. журнал «Русское богатство» напечатал рассказ Бунина «Деревенский эскиз» («Танька»). Так писательский труд постепенно становился главным делом всей его жизни...

 

 

http://bibliopskov.ru/nobel2.htm

 

 

http://www.solovki.ca/camp_20/butcher_lenin.php

 

 

 

 

 

 

 

LUCH 2010