Первому лауреату Нобелевской премии по Литературе от
России 140 лет.
Верному сыну Русской Правды и Свободы.
от благодарных потомков.
22.
10. 1870 – 08. 11. 1953 гг.
22. 10. 2010 г.. Новости на телеканале «Культура». «Последний рыцарь» русской дворянской культуры – и первый
русский лауреат Нобелевской премии по литературе. Сегодня исполняется 140 лет
со дня рождения Ивана Бунина.
Государственный
Литературный музей посвящает юбилею классика «Чашу жизни». Название мемориальной
экспозиции заимствовано у одного из бунинских рассказов. Но его можно
трактовать и символически: впервые жизнь писателя, тесно переплетённая с
судьбой России, представлена так полно и в столь выразительных деталях.
Рассказывают «Новости культуры»
Бунину не везло с
юбилеями. Его столетие – совпало со столетием Ленина. Кого Бунин бесстрашно,
можно сказать героически, разоблачал с самого первого момента прихода к власти
в Росссии большевиков.
Он ПЕРВЫМ среди
известных писателей и общественных деятелей своего времени прямо называет его
МОНСТРОМ, КРОВАВЫМ ЧУДОВИЩЕМ, уничтожившим великую страну и убившим МИЛЛИОЛНЫ
НИ В ЧЁМ НЕ ПОВИННЫХ ЛЮДЕЙ.
«И всё-таки наш мир уже настолько сошёл с ума, – пишет Иван
Бунин, – что пытается в нём (в Ленине)
находить какие-то достоинства и застуги. Бред...»
Конечно, в такой
год никто не отважился бы вспоминать белоэмигранта.
110-летие затмил
100-летний юбилей Блока. 125-летие совпало со 100-летием Есенина – и опять
автор «Темных аллей» остался в тени. Исследователи творчества Бунина разводят
руками: что ж тут поделаешь, если нобелевский лауреат, благодаря своим
высказываниям о вожде, всю жизнь оставался на родине персоной нон грата.
«Был снят запрет с
имени Бунина после смерти Сталина, и тут очень активно начались работы по его
изучению, изданию… Но этот запрет был снят с имени (и то частично), а с
творчества этот запрет оставался, как я сказал, до конца восьмидесятых годов
очень строгий, например, если взять его дневник «Окаянные дни», – рассказывает исследователь творчества писателя Сергей Морозов.
Выставка
открывается документальным фильмом о получении Буниным Нобелевской премии. В
картине использована уникальная запись стихов Ивана Алексеевича в авторском
исполнении.
Мало кто знает, что
первые уроки литературного мастерства молодой Бунин получил от Великого князя Константина Романова, талантливейшего
писпателя и поэта своей эпохи, оставившего нам прекрасное и обширное наследие.
На выставке представлен фрагмент их переписки.
Выставка «Чаша
жизни» – это серьёзный экскурс в Историю Литературы, но в то же время – и
вернисаж, на котором можно увидеть никогда не публиковавшиеся дружеские шаржи
на Бунина и работы современных молодых художников, посвященные ключевым этапам
жизни писателя.
По словам куратора выставки Ольги Залиевой,
«желанием организаторов было сделать эту выставку одновременно очень строгой,
изысканной, каким был и сам Бунин, эстетской, и в то же время эмоционально
насыщенной и напряжённой – в характере и в натуре самого Бунина».
Витрина с личными вещами и фотографиями Ивана Алексеевича – предмет особой
гордости сотрудников Литературного музея.
Экспозиция к 140-летию писателя – единственный шанс для широкой публики
увидеть эти вещи, хранящиеся в частном собрании. В них – весь Бунин, которого
называли последним представителем уходящей дворянской культуры и которому
выпала отнюдь не дворянская судьба.
«Самое интересное на самом деле – следить, как менялось
лицо Бунина. Вот молодое прекрасное лицо, затем лицо очень зрелого, умного,
красивого, элегантного человека. А дальше – годы революции – 1918 год, и
фотография этого времени говорит за себя больше, чем любые документы эпохи. И
вдруг после 1925-го года он молодеет, хорошеет. Бунин становится еще красивее,
чем был в молодости», - говорит Ольга Залиева.
Фотографий пожилого Бунина почти не сохранилось. В последнем зале
посетителей ждёт ещё одна редкая находка: снимок 1951-го года, где писатель
сидит рядом со своим живописным портретом. Впрочем, в памяти потомков Иван
Алексеевич навсегда остался прекрасным и благородным, как на знаменитой картине Владимира Россинского.
Памятник Ивану
Алексеевичу Бунину.
22
октября исполнилось 140 лет со
дня рождения великого русского писателя, первого нобелевского лауреата в
области литературы Ивана Бунина. По случаю юбилейной даты на железнодорожной
станции «Ефремов» Тульского отделения Московской железной дороги был
торжественно открыт памятник писателю.
В
1909 – 10 годах он жил в этом городе. Впечатления о сельской жизни в
Ефремовском уезде отражены им в повести «Деревня». Кроме того, в Ефремове
похоронены мать писателя, его брат и жена брата. С 2001 года там работает музей
его имени.
С
инициативой установки памятника Бунину в день его 140-летия выступила
Московская железная дорога. Автор монумента – столичный скульптор Иван Бурганов. Он выполнил копию памятника, который установлен на
Поварской улице Москвы по проекту его отца Александра Бурганова и архитектора
Виктора Пасенко.
В
церемонии открытия памятника приняли участие начальник Тульского отделения МЖД
Александр Потапенко, глава администрации Ефремовского района Владимир Дякун,
скульптор Иван Бурганов, представители местной общественности. К этой юбилейной
дате станция Ефремов была благоустроена, её внутренний антураж оживили декорации,
связанные с именем Бунина и его эпохи.
Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, установка
памятников известным людям стало уже традицией в Тульском отделении МЖД. Ранее,
также по инициативе руководства дороги, были установлены памятники: художнику
Василию Поленову на станции Тарусская, председателю Госплана СССР Николаю
Вознесенскому на станциях «Скуратово» и «Чернь»; писателю Льву Толстому на
станции «Ясная Поляна» («Козлова Засека»), и исторический монумент бронепоезд
«За Родину!» на станции «Чернь».
Начало творческого пути в дореволюционной России.
Л. А.
Смирнова. Русская литература конца
Г. Адамович, близко знавший Бунина по эмиграции, оставил такое признание:
«Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его
без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы наслушаться. Именно
потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня».
Происхождение, воспитание, уклад жизни и, конечно, склонности души Бунина
объясняют такое впечатление. Он принадлежал к старинному, но обедневшему, затем
совсем обнищавшему дворянскому роду. Детство и юность будущего писателя прошли
на хуторе Бутырки, а после смерти бабушки – в поместье Озерки Елецкого уезда.
Родные и близкие окружали мальчика вниманием и любовью. Отец, Алексей
Николаевич Бунин, был натура яркая, стихийная, увлекающаяся, прекрасный
рассказчик. Самоотверженная, нежная мать Людмила Александровна открыла сыну
богатства русского фольклора и языка. Дворовые крестьяне познакомили с местными
песнями. Первый учитель, эрудированный, наделенный художественными
способностями, пробудил воображение и тяготение к творчеству.
Особую роль в образовании мальчика сыграл его старший
брат Юлий. Высланный за участие в народническом движении на родину, он дал
младшему «начатки психологии, философии, общественных наук» и прежде всего
понимание русской словесности.
Занятия с Юлием Алексеевичем по существу заменили гимназию, которую Бунин
покинул, проучившись в Ельце несколько лет. Вплоть до отъезда в эмиграцию
(1920) Юлий был для него самым близким другом и наставником.
В атмосфере всеобщей заботы, в слиянии с природой
формировалась личность будущего писателя. «…В
глубочайшей полевой тишине, – писал он позже, – летом среди хлебов,
подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов и прошло все мое
детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».
Печали действительно были. Навсегда запомнились Бунину
слёзы матери и странное поведение отца, захваченного «страстью к клубу, вину и
картам». Отцовская неутолимая жажда расточения имущества и сил принесла много
горя семье.
Для самого Бунина этот факт ассоциировался с другими, сходными. Судьба
первого учителя (сына предводителя дворянства), порвавшего вдруг все
родственные и общественные связи и превратившегося в скитальца, тоже поразила
юношу. В связи с этими впечатлениями остро-болезненно он воспринял
бродяжничество и босячество талантливых писателей-разночинцев Левитова и Н.
Успенского (о последнем были собраны материалы и написана статья).
Ещё в детстве мальчик предался «сладостной страсти» к
житиям святых, вылившейся после смерти маленькой сестры в «мучительную тоску»,
«постоянную мысль о том, что за гробом». Острота переживаний прошла, но
осталось упоение, с которым иногда отдавался он «печали всенощных бдений в
елецких церквах». Тайна смерти влекла к себе своей вечной неразгаданностью.
Самоубийство В. Гаршина, безвременная кончина С. Надсона потрясли чуткую душу
ощущением хрупкости, незащищенности человеческой жизни.
Сложно переплелись между собой два потока переживаний:
светлых, подсказанных «прелестью мира», и мрачных, рожденных наблюдениями за
несовершенным сущим и глубокими раздумьями. «…Во мне, – вспоминал Бунин, – было
самое резкое смешение и печали, и радости, и личных чувств, и страстного
интереса к жизни…» Богатство духовного бытия предвосхищало рождение таланта.
Озерковский период заложил в душе юноши священные для
него основы: спаянность с родным краем и внутреннюю тесную связь с русской
литературной классикой.
Из-за материальных затруднений семьи пришлось покинуть дорогие сердцу
места. Весной 1889 г. Бунин вместе со старшим братом уехал в Харьков, там
познакомился с кружком народников. Затем посетил Крым.
А с осени начал работать в редакции «Орловского вестника». Через два года
поселился у Юлия в Полтаве. Исполнял здесь разные обязанности: библиотекаря,
статистика, корреспондента, а главное усердно учился и много писал.
В Полтаве пережил увлечение проповедью Л. Толстого, познакомился с
«толстовцами» и разочаровался в них. За это время был подготовлен и издан
(1891) в Орле сборник юношеских стихов. В 1893 г. журнал «Русское богатство»
напечатал рассказ Бунина «Деревенский эскиз» («Танька»). Так писательский труд
постепенно становился главным делом всей его жизни...
http://bibliopskov.ru/nobel2.htm
http://www.solovki.ca/camp_20/butcher_lenin.php
LUCH 2010