ХРИСТОС
РАЖДАЕТСЯ,
СЛАВИТЕ!
Предание
относит
установление
данного Праздника
к первым
векам Христианства,
когда на
развалинах
Иерусалимского
Храма была
построена
церковь в
честь Введения
во храм
Пресвятой
Богородицы. Событие,
послужившее
основой для Праздника,
не
упоминается
в
канонических
Евангелиях.
Основанием
служит
Церковное Предание,
а именно:
апокрифы «Протоевангелие
Иакова» и «Евангелие
псевдо-Матфея».
Согласно
этим
источникам,
родители
Пресвятой
Богородицы,
праведные
Иоаким и
Анна, молясь
об избавлении
от бесплодия,
дали обет о
том, что если
родится дитя,
они посвятят
его на служение
Богу.
Обетование
Божие вскоре
исполнилось.
Праведная
Анна зачала и
родила дочь
по имени
Мария. Когда
Пресвятой Деве
исполнилось 3
года, святые
Родители
решили
выполнить
свое
обещание. Собрав
родственников
и знакомых,
одев
Пречистую
Марию в
лучшие одежды,
с пением
священных
песен и с
зажженными
свечами в
руках, они
отправились
из Назарета в
Иерусалим.
Три дня
двигалось это
торжественное
шествие.
Наконец
процессия
достигла
Иерусалимского
Храма. Там Богоотроковицу
встретил
первосвященник
Захария со
множеством
священников
и левитов (священнослужители
низшего
духовного сана).
Крыльцо,
ведущее ко
храму,
состояло из 15
ступеней, по
числу
степенных
псалмов,
которые священники
и левиты пели
на каждой
ступени, по
одному
псалму, при
входе во Храм.
Иоаким и Анна
поставили
Марию на
первую
ступень со
словами: «Иди,
Дочь, к Богу,
давшему нам
Тебя, к
благосердному
Владыке.
Войди в
Господню
Церковь — радость
и веселие
мира».
Пресвятая
Дева,
несмотря на
свой возраст,
легко
преодолела
крутые
ступени
храма.
Первосвященник
Захария (отец
Иоанна
Крестителя)
принял
Пресвятую
Деву и,
поцеловав,
дал
благословение,
сказав: «Господь
возвеличит
имя Твое во
всех родах, ибо
через Тебя
явит Господь
в последние
дни сынам
Израиля
Искупителя».
По
внушению
Свыше, Она
как
одушевленный
Кивот Божий,
была введена
им во Святая
Святых, куда
нельзя было
входить ни
женщинам, ни священникам.
Лишь один раз
в год, в День
Очищения
(праздник
«Йом кипур», 10-й
день
осеннего месяца
Тишри), туда
входил
первосвященник
с жертвенной
кровью,
приносимой
им за себя и
за «грехи
неведения»
всего
Израиля.
Конечно, формально
ввести
маленькую
девочку в
«Святая
святых» было
вопиющим
нарушением
Закона и благочестия
древних
иудеев. Поэтому
все присутствовавшие
в Храме
удивились необыкновенному
событию.
Возможно
Господь
сделал
Младенца
невидимым, а
Захария
говорил не на
публику, а
телепатически.
Мария,
по введении
во Храм, была
помещена в
обитель
девственниц,
существовавшую
здесь с
древних
времён. Старшие
девицы
обучали Ее
чтению Священных
книг и
женским рукоделиям.
Девочка
имела особенное
место для
чтения,
рукоделья и
отдохновения,
в Святилище
же входила
только для
молитвы. Порядок
Её жизни в храме
описал
блаженный
Иероним
Стридонский
в своём послании
к Илиодору.
Он отмечает,
что Блаженная
Дева вела
образ жизни
строго
упорядоченный.
С утра и до
третьего
часа дня – стояла
на молитве; с
3-го часа до
девятого – упражнялась
в рукоделии и
чтении; с 9-го
часа – снова
начинала молиться,
пока не
являлся Ангел
с пищей.
Таким
образом, все
более и более
Мария возрастала
в любви к
Богу, восходила
от силы в
силу. Ее дух,
Божией
благодатью,
быстро
развивался и
укреплялся. По
мере
восхождения
Её в молитве, умножения
подвигов
трудолюбия, умножались
и дары
Святого Духа.
Вскормленная
Небесным
хлебом и
воспитанная
Святым Духом,
Она
промыслительно
предуготовлена
была к
рождению в мир
Хлеба Жизни:
воплощенного
Отчего Слова.
При
Храме Пресвятая
Дева жила
около 11 лет.
Родители Марии
уже умерли.
Когда ей
исполнилось
14, священники
сообщили, что
Ей по обычаю
надлежит оставить
храм и выйти замуж.
На это
Пресвятая
Мария
ответила, что
Она от рождения
посвящена
Богу и хочет
сохранить девство
на всю жизнь.
Первосвященники
не знали, что
им делать.
Они не могли
оставить Марию
в храме,
когда она
достигнет
совершеннолетия
и так же не
могли заставить
выйти замуж.
В связи с
этим
первосвященники
с молитвою
обратились к
Богу, прося Его
сказать им
Свою волю.
После
одной из
молитв к
первосвященнику
пришел Ангел
и сказал: «Захария,
собери
неженатых
мужей колена
Иудова из
дома
Давидова,
пусть они
принесут с
собой посохи.
Кому Господь
покажет, тот
будет
хранителем девства
Богоизбранной
Отроковицы».
Первосвященник
Захария
поступил так
как было
велено: он
собрал
посохи и со
словами «Господи,
покажи
достойного
стать
обручником
Девы», поставил
во Святая Святых.
И в один из
дней он вошёл
во Святая
Святых и
увидел, что
посох старца
Иосифа,
который был
плотником и
дальним родственником
Пречистой
Девы Марии,
расцвел, и на
нем сидела
голубица.
Голубица
взлетела и
стала
кружиться
над головой
Иосифа.
Первосвященник
Захария
подал посох
плотнику и
сказал: «Ты
примешь Деву
и будешь
хранить Её».
После сего и
произошло Обручение.
Подобно
всем великим
праздникам, Введение
во храм
Пресвятой
Богородицы
является
одним из
этапов пути
Домостроительства
Божия, и
ступенью постижения
его
человеком. Это
смвол,
предзнаменование,
Божественное
указание на
великое
грядущее
событие
Рождества Христова.
Маленькая
девочка Мария,
удостоилась войти
в ту часть
Храма,
которая
называлась у
древних
иудеев
«Святая
святых». Введение
во храм
Пресвятой
Богородицы
явилось
приготовлением
Марии к тому,
чтобы дать
жизнь Богу на
Земле, стать
Его Матерью.
Святая
Святых – самое
сокровенное
место Скинии
собрания (походного
храма
иудеев), а
затем и
Иерусалимского
храма. Место
принесения
жертвоприношений
и хранения
Ковчега
Завета. Этим
именем
обозначалась
внутренняя
часть Скинии
собрания,
отделённая
от внешнего
помещения
завесой, в
которой
находился
Ковчег
Завета (рядом
с Ковчегом
хранился
свиток Торы,
написанный
самим
Моисеем, а
также сосуд с
манной,
расцветший
жезл Аарона и
елей
помазания). В
Иерусалимском
храме, в
Святая
святых располагался
Камень
Основания
(или
Краеугольный
камень)
Храмовой
горы, над
которым
сейчас стоит
мусульманская
мечеть Куббат-ас-Сахра
(Купол Скалы).
Считается,
что с него
Господь начал
Сотворение
мира. У
иудеев
считалось, что
это место,
где физически
ощущается Присутствие
Божие.
Иерусалимский
храм,
восстановленный
после
Вавилонского
плена,
называли Вторым
храмом. Он
по размерам и
великолепию
уступал
первому
храму Соломона,
и самое
главное – в нём не
было Ковчега
Завета,
главной Святыни
иудеев, она
исчезла.
Ковчег
завета (по
гречески
«кивот») ковчег,
в котором
хранились
каменные
Скрижали
Завета с Десятью
заповедями.
Считается
также, что в Ковчеге
хранилось и
непроизносимое
Имя Бога. Ковчег
располагался
в Святая
святых Скинии
собрания,
затем — в
Святая
святых
Иерусалимского
храма.
После
разрушением
Иерусалимского
Храма Навуходоносором
в 586 году до н. э.
Ковчег Завета
исчез. Что
случилось с
этой
святыней в дальнейшем
— одна из
наибольших
загадок истории.
В
Апокалипсисе
Иоанна
Богослова
говорится о
возвращении
Ковчега Завета
в Храм во
время
Второго
Пришествия
Иисуса
Христа (ср. Отк.11:16-19).
Пророки
предрекали Второму
храму славу
бо́льшую, чем
была у первого:
«Внезапно
придет в
Церковь свою
Господь, Которого
вы ищете, и
Ангел Завета,
которого вы
ждете». Но шли
годы, ничего
не
происходило,
Святая
Святых, место
где некогда
хранился
«Ковчег
Завета» пребывало
пустым. То,
что «Святая
Святых» в это
время не
имело Ковчега
Завета с его
священными
принадлежностями,
как бы
свидетельствовало
об окончании
некоего
этапа духовной
истории, оно
пребывало
пустым в ожидании
знамений
дальнейших
мистических
судеб
человечества.
Девочка Мария стала
Новым
Кивотом
Божиим. И Ей
было суждено
послужить
делу
Божественного
Замысла.
В
пустующее
Святая
Святых храма,
главного священного
центра
религиозной
жизни,
вводится
Дева Мария и
человек сам
становится
Божиим
храмом. Ее
тело есть
храм, Чистота
ее души и ее
верность
Богу – плод
усердного
стремления к
святости поколений
еврейских
праведников
до Нее, их ожиданий
спасения.
Дева Мария
становится чистым,
уготованным Источником
спасения и
соединения
людей с Богом.
Со
дня Своего
рождения Она
была
избранницей
Божией,
таинницей и
домом
Божественной
благодати. С
самого
детства Она
носила в Себе
всю
возможность
человеческого
спасения и
неисчерпаемое
богатство
благодати,
которое еще
не было
явлено миру.
И только праведные
Иоаким и
Анна, для
которых
рождение
Пресвятой
Девы было
связано с
исполнением
их
сокровенных
чаяний и
горячих
молитв,
предчувствовали
значение
Новорожденной
для спасения
человечества.
Но плотского
рождения
Пресвятой
Девы было
недостаточно,
чтобы
стать
Матерью
Божией, ибо
предстоящая
Царю неба и
земли Она,
«превознесенная
превыше всех
тварей
небесных и земных»,
была
дочерью
человеческой,
соестественной
всем нам
дочерью
Адамовой. Чтобы
стать
Матерью Сына
Божия, Она
должна была
открыть
свободно
Свое сердце
благодати,
добровольно
выйти из мира
греха и
смерти,
отказаться
от земных привязанностей
и
добровольно
избрать для
Себя чуждый
сознанию
ветхозаветного
человечества
путь
приснодевства.
Это как бы
второе духовное
рождение
Богоматери и
вместе с тем
явление Ее
миру,
подобное
явлению
после
крещения
народу Иисуса
Христа.
Именно
добровольная
отдача Себя
Богу в
большей
степени, чем
плотское рождение,
дает
возможность
почувствовать
и осознать
вселенское
значение
Богоматери.
Божия
Матерь,
будучи
чистой
жертвой Богу,
– великий
пример для
следующих по
этому пути, а
также скорая
Помощница и
Молитвенница
за них. Только
молитва к
Божией
Матери, Её
помощь и
предстательство
могут
сохранить
всех идущих
по этому пути
от соблазнов
и падений. Она
именуется Одигитрией,
то есть Путеводительницей.
В день
Введения во
храм
Пресвятой
Богородицы,
величая Ее,
как
«честнейшую и
славнейшую
горних
воинств Деву,
Пречистую
Богородицу», заканчивая
канон
праздника, мы
обращаемся к
Ней с молитвой:
«Под Твое
благоутробие
прибегающия
верно и
покланяющияся
благочестно
Сыну Твоему, Дево
Богородительнице,
яко Богу и
Господу мира,
молися от тли
и бед
избавити, и
всяческих
искушений«.
Богослужение
Праздника,
содержание
песнопений
не только
вводят в живое
созерцание
Пречистой
Девы в храме,
но и учат
прославлять
Ее и горячо
Ей молиться.
Через Нее мы
примирились
с Богом, и Ее
молитвами
спасаемся.
Она,
исполненная
благодати Духа,
всегда
просвещает
молящихся Ей
присносущным
Светом,
сообщает им
силу свято
жить,
успокаивает
их, защищает
и покрывает
от всякого зл
LUCH
2007