Царя царей Царственная Избраннице.

 

http://top-antropos.com/images/10/Catherine/Dolci,%20Carlo.%20St%20Catherine%20Reading%20a%20Book.jpg

 

Вершино Горы Синайския

Путь ко Христу Святой Екатерины: через Знания, Крещение, Любовь и Подвиг

I. ОБРУЧЁННАЯ ЧУДУ.

Екатерина Александрийская происходила из царского рода и пострадала в начале IV-го века, в царствование императора Максимина. Случилось это в г. Александрии, буквально за 10-15 лет до прекращения почти 300-летнего гонения на христиан языческим Римом. Как отмечают агиографы, Екатерина была удивительно красива. Наследница славного рода, первая красавица Александрии, Парижа тех времён, она удивляла жителей этого изысканного и просвещённого города не только дивной красотой, но более всего обширными знаниями и далеко не девичьей мудростью.

 

Уже к 18 годам Екатерина в совершенстве изучила творения всех знаменитых языческих писателей, древних философов и стихотворцев: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Но не только увлекалась сочинениями мудрецов и философов древности, но изучала научный опыт и трактаты знаменитейших врачей того времени: Асклепия (Эскулапа), Гиппократа, Галена, Эмпедокла, Герофила. В совершенстве зная несколько языков и наречий, Екатерина занималась переводами манускриптов со всего мира, постигала тайны древних цивилизаций. Девушка любила научные исследования. Она  жаждала знаний и в каждой новой книге и манускрипте надеялась открыть главную Истину. Екатерину совершенно не прельщали увеселения знатной молодёжи. Весь свой досуг она отдавала занятиям в Александрийской библиотеке.

 

Молва о достоинствах и красоте Екатерины достигла знати и правителей Римской Империи. Многие самые богатые мужи, уважаемые сенаторы сватались к ней и с этой целью приходили к матери, тайной христианке. Ради будущего дочери мать скрывала свою веру по причине гонений. Родственники и мать часто советовали Екатерине скорее выйти замуж, чтобы иметь супруга, покровителя и чтобы царское наследие её отца не перешло в руки кому-либо чужому. Однако разносторонне образованная девушка скучала в обществе грубых, необразованных людей, тяготилась их назойливостью. Екатерина всем сердцем жаждала оградить свою жизнь от женихов и заниматься тем, что ей было более всего интересно. Когда же родные начали усиленно уговаривать, Ектерина предложила:


– Если непременно хотите, найдите такого юношу, который был бы равен мне и по знатности, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. Не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой». Видя, что едва ли возможно найти такого юношу, домашние заметили ей: – Царские сыновья и знатные искатели могут стать ещё благороднее и богаче, вступив в брак с тобой. Но по красоте и знаниям равных тебе нет!» Екатерина отвечает:    Хочу иметь женихом себе только равного!».


Видя непреклонность дочери, мать решила обратиться за советом к духовному отцу, который жил в сокровенном месте за городом. Она взяла Екатерину и пошла с ней к этому праведному мужу. Увидев девушку и услышав её разумные ответы, старец понял, что она достойна узнать Истинного Бога. «Есть высочайшее благородство, истинная красота и непостижимая мудрость, Источником которых является Творец этого мира. Он невидим, но явил нам себя в Сыне Единородном. Я знаю чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех дарованиях. Его красота светлее солнечного света, а мудрость управляет мирами и каждым дыханием во вселенной. Высота Его рода неизреченна и непостижима, а богатство только прирастает. Во всем мире нет равных и подобных Ему».


Слушая старца, Екатерина решила, что он говорит о каком-тоземном князе. – Чей же он сын? – спросила она. – Он не имеет отца на Земле, так как родился неизреченно от Честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она удостоена такого Сына за Свою чистоту и преданность. Екатерина спросила, нельзя ли ей увидеть этого юношу? Старец дал девушке икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках и сказал: – Это изображение Матери того Юноши, о Котором я говорил. Возьми, затвори двери твоей комнаты, усердно молись, имя Её Мария, проси Её показать тебе Своего Сына.


Екатерина, взяв икону и горячо поблагодарив Наставника, возвратилась домой. Ночью, уединившись в комнате, стала усердно молиться. Вскоре от утомления Екатерина уснула и увидела Царицу Небесную, как Она изображена на иконе, с Богомладенцем, окружённым лучезарным сиянием. К сожалению Екатерина никак не могда рассмотреть лика Христа, Он постоянно отворачивался. Екатерина зашла с другой стороны. Христос опять отвернулся. Это повторилось три раза, и тут Екатерина услышала, как Пресвятая Богородица обратилась к Сыну:


– Воззри, Чадо мое, на Екатерину, как она прекрасна и добра. Но Богомладенец возразил: – Нет, эта дева весьма помрачена и некрасива, не могу на неё смотреть. Тогда Царица Небесная опять обратилась к Господу: – Разве эта девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода многих других? Иисус отвечал: – Опять скажу Тебе, Матерь Моя: девица безумна, бедна и худородна. До тех пор не буду смотреть на неё, пока не оставит своего нечестия. На это Пречистая отвечала: – Молю Тебя, сладчайшее Чадо Моё, не презри создания Твоего, вразуми, научи, что ей нужно сделать, чтобы видеть Твой лик, на Который и Ангелы взирать не смеют.


Христос отвечал Матери: – Пусть возвращается к тому старцу, который дал ей икону, и поступит так, как он повелит. Тогда она сможет увидеть Меня и обретёт Мою благодать. Пробудившись от сна, Екатерина долго дивилась видению. Однако, когда наступило утро, она с рабынями пошла к старцу и поведала о видении. Он всё понял. От Сотворения мира и до Второго Пришествия, он подробно научил её всем основам Христианского Учения, а также поведал тайны Царства Божия и Вечной жизни. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая всего правильного и доброго, быстро усвоила Христианское Учение, всем сердцем уверовала в Сыга Божия, Спасителя мира. Не откладывая на будущее, сразу же приняла Святое Крещение. После этого старец заповедал ей снова с усердием помолиться к Пресвятой Богородице, чтобы Она ещё раз явилась ей, как в первую ночь.


Екатерина возвратилась и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына: – Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей: – Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить её Себе в нетленную невесту. От сияния Божественной славы, исходившего от лика Богомладенца, Екатерина пришла в трепет и умиление, и смиренно ответила: – Недостойна я, преславный Владыка, войти Царствие Твоё, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими.

 

Когда она это говорила, Пресвятая Богородица взяла её правую руку, и сказала Богомладенцу: – Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак обручения с нею. И Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал: – Ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Сохрани с великим тщанием этот Союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха. После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась и ясно увидела на правой руке чудный перстень. И почувствовала в сердце такое веселие и такую радость, что с того самого дня доверилась Божественной любви. В ней произошла великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днём и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века.

 

http://top-antropos.com/images/10/Catherine/Katholische%20Kirche%20St.%20Georg%20in%20Fritzdorf,.JPG


II. ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ. Вскоре после обращения Екатерины в Христианство, в Александрию прибыл нечестивый Максимин, ревностный идолопоклонником. Желая устроить в честь богов Римской империи торжественный праздник, он разослал по окрестным городам приглашение собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Когда наступил день языческого торжества, царь заклал в жертву 130 тельцов, князья и вельможи – меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалываемых животных, повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.


Екатерина любила свой город и страдала от его поругания. Благочестивая Екатерины, при виде такого нашествия, очень страдала. Горя Божественной ревностью, с несколькими приближёнными вошла она в храм, где приносились эти жертвы перед идолами. И когда встала в дверях, то все, по причине её необычайной красоты, устремили на неё взоры. Она же велела известить царя, что хочет сказать ему важное слово. Царь велел ей подойти. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, затем смело сказала:

 

Пойми, великий царь, что вы вовлечены в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его Заповеди.


Слыша эти слова, царь воспламенился гневом, но будучи не в силах сразу ответить на них, сказал:  – Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношения, а потом мы послушаем твои речи. По окончании дней языческого торжества, царь Максимин велел привести Екатерину в свои царские палаты, чтобы выяснить, кто она, и что за слова хотела сказать ему. Слушая её ответы, царь удивлялся необыкновенному уму, но ещё более поразился замечательной красоте Екатерины, и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Глядя на неё бесстыдным взором, стал говорить соблазнительные слова. Проникая его помыслы, девица отвечала ему:


– Бесы, которых вы почитаете за богов, увлекают в бессмысленные похоти. Я считаю себя землей и прахом. Бог создал меня по Образу и по Подобию Своему, наделил красотой, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному созданию мог даровать красоту и разумение. Если желаешь достигнуть истины, пойми ничтожество своих богов и познай Бога Истины. Одно только произнесение Его Имени, и изображение Креста Его, прогоняет и сокрушает твоих мнимых богов. Если хочешь, я докажу тебе, что это именно так .


Видя её свободную речь и опасаясь быть побеждённым и посрамлённым её словами, сославшись на недостойность спора между царем и женщиной, Максимин предложил Екатерине продолжить разговор в присутствии философов. Приказав со всей строгостью стеречь святую Екатерину, он тотчас послал по всем городам послание к мудрейшим с предписанием явиться к нему во дворец для посрамления мудрости Екатерины. Их собрались в количестве 50 человек, особо отличавшихся остротой ума и силой слова. Царь обратился к ним:


Приготовьтесь к спору о богах с одной девицей, по имени Екатерина, чтобы вы смогли одолеть её доказательствами. Приложите всё старание, как в споре с мудрейшим оратором. Если победите, вознагражу; если будете побеждены, примете смерть. Один из самых именитых мудрецов ответил: – Не опасайся, царь. Даже если девица столь умна, что привела тебя в удивление, все ж она женщина и не может спорить с нами или быть более искусной в красноречии. Повели ей только явиться к нам и ты увидишь, что она, при множестве философов и ораторов, тотчас устыдится. Услышав это, царь успокоился и даже возвеселился. Он тотчас повелел привести Екатерину.

 

III. ПОСРАМЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА.

Слушать спор христианки с мудрецами собралось множество народа. Но прежде Ектерине было явление Архистратига Михаила, который ободрил её, сказав, что к её природным дарованиям и знаниям Господь прибавит мудрости Небесной. Он уверил девушку, что она не только победит философов, но и приведёт к вере во Христа. И многие другие благодаря ей, уверуют и примут мученические венцы. Екатерину привели к царю, и поставили перед собранием на всеобщее зрелище. Тотчас именитый философ, который прежде похвалялся перед царем, начал испытывать Екатерину:


– Это ты с такой дерзостью порицаешь наших богов?

– Да, я, но не с дерзостью, а по любви к Истине говорю, что ваши боги – ничто.

– Великие стихотворцы называют их высшими богами. Как можешь хулить тех, от кого и сама приняла мудрость и вкусила её сладкие плоды?

– Не от ваших богов, но от Истинного Бога получила я всё, как и жизнь свою. Он и есть Премудрость. Он и есть Жизнь. А ваши боги, как и сказания о них, достойны смеха и порицания, преисполнены соблазна. Да и кто из великих стихотворцев, как вы говорите, называет их богами?

– Мудрейший Гомер обращаясь к Зевсу, первый говорит: «О славнейший Зевс, превеликий бог, и вы, прочие бессмертные боги». А преславный Орфей, обращаясь с благодарностью к Аполлону, говорит: «О сын Латонов, стреляющий издалека, сильный Феб, на всё смотрящий и царствующий над смертными и бессмертными, солнце на златых крыльях парящее». Вот как славнейшие стихотворцы почитали богов, и ясно называли их бессмертными. Почему и тебе не должно заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу? Никто из древних мудрецов не только не называл Его Богом, но даже и не знал о Нём.

– Но, Гомер же сам, в других стихах о Зевсе, говорит, что тот был лживый, лукавый обманщик, и что другие боги: Гера, Посейдон, Афина, хотели связать его, но он успел от них скрыться. Подобных дел, внушающих презрение, описано немало в книгах. Ты сказал, что ни один из древних  не знал о Боге Распятом? А что говорят о Нём мудрейшие Сивиллы, прорицательницы, чьи книги хранятся вами как святыня в Капитолийском храме Зевса и в храме Аполлона на Палатинском холме:

 

«Во времена позднейшие придёт на эту Землю Некий, Кто примет на себя нашу плоть, и беспредельным всемогуществом Творца и Бога, разрушит бремя страстей в Своём творении. Но позавидуют Ему неверующие люди, и будет Он повешен на высоком месте, как злодей, среди злодеев достойных смерти», – возвестила Екатерина перед всем народом. И сбылось на ней то, о чём свидетельствует Евангелист Лука: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук.12,11-12). «Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лук.21,15).


Екатерина продолжала говорить к собранию философов: – Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения записаны и  хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: «Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он есть Свет Трисветлый, Бог Пострадавший, Муж, всё терпящий от смертных, Крест, уничижение и погребение, – есть Бог». Это сказал Аполлоний о Господе Иисусе Христе, Который Собезначален и Соприсносущен Родившему Его. Он есть Начало и Основание. Источник Жизни и всех благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи Единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас. Жил на Земле, наставляя людей, уча их жить праведно. И принял смерть за нас, чтобы освободить род человеческий от древнего осуждения, за преслушание наших прародителей в Раю и даровать нам прежнее совершенство. Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшёл на Небеса, откуда и нисшёл. Через Него мы все обогатились дарами Духа, Который и меня научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, следуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, исходящей Свыше.


Пламенной речью Екатерина привела в молчание собрание язычников. Когда Максимин повелел другим вступить в спор, все философы пребывали в молчании, не смея противиться Истине. Царь в гневе приказал развести сильный огонь посреди города, и сжечь в нём всё их сочинения, всё собрание книг. Услышав это приказание, философы стали просить девушку заступиться о них пред Богом, Кто дал ей такую силу. Пусть простит им совершённое в неведении, и сподобит Своего Царствия. Исполнившись радости, Екатерина ободряла их: «Блаженны вы, что оставив тьму, познали Свет истинный и презрев угрозы царя земного, устремились к Небесному. Уповайте на Его милость, и пусть огонь, которым вас устрашают, станет купелью Крещения и лестницей на небо. В нём предстанете чистыми и светлыми, как звезды, и сделаетесь друзьями Его»


Екатерина осенила каждого из них Крестным знамением, и укрепляемые Ангелами, они с радостью пошли на мучение. Воины ввергли их в огонь, и они приняли мученическую кончину. Вечером пришли добрые люди, чтобы похоронить останки мучеников. Они нашли тела их совершенно целыми, огонь не коснулся даже волос их. Это случилось 17 ноября, по ст. ст. Юлианского календаря, в 307-м году, в Александрии. Благодаря этому чуду, многие жители Александрии обратились к познанию Истинного Бога. Тела мучеников были с должной честью погребены.

 

Современный вид древнего монастыря Святой Екатерины у горы Синай (Хорив)

Один из немногих древнейших храмов на Земле, где никогда не прерывалась Хвала, не прекращалось Служение Богу.

V. МУЧЕНИЧЕСТВО.

Но император Максимин не угомонился. Он решил соблазнить Екатерину предложением царской власти, если она поклонится богам. На что девушка отвечала: «Оставь, царь, свою хитрость и не уподобляйся лисице. Решительно, раз и навсегда, говорю  тебе, что я христианка и имею Жениха не от этого мира. Не прельщай царской багряницей, я предпочитаю ей одежды мученические». Тогда Максимин возгласил, что она сама, своим ответом, принуждает его предать её на бесчестие и мучение.  – Делай, что знаешь. Не страшусь твоих угроз. Временным бесчестием и мучениями поможешь мне достичь Царствия Небесного. И многие из твоих палат пойдут вместе со мной в обители Царя царей.


Правитель велел сорвать с Екатерины порфиру, и бить ее немилосердно воловьими жилами. Палачи жестоко избивали девушку в течение двух часов по плечам и чреву, так что все тело покрылось ранами. Кровь текла ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения святая переносила с таким мужеством, что видевшие это были потрясены. После этого, царь приказал заключить Екатерину в темницу и не давать ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить её. Между тем супруга царя, Августа, сильно желала увидеть Екатерину. Услышав через слуг о её мужестве и мудрости, она полюбила и очень жалела невинную ни в чём девушку. После видения во сне, Августа так сострадала Екатерине, что не могла уснуть. Когда царь по какому-то делу выехал из города и несколько дней медлил с возвращением, царица решила навестить Екатерину в темнице. Был тогда при дворе один вельможа, военноначальник по имени Порфирий. Ему царица и поведала свой план.


– Я видела во сне Екатерину, которая восседала посреди множества прекрасных, юношей и дев, одетых в белые одежды. От лица её исходило такое сияние, что не могла смотреть на неё. Посадив меня рядом с собой, она возложила на мою голову золотой венец и сказала: «Владыка Христос посылает тебе сей венец». Прошу тебя, Порфирий, помоги увидеть её. Порфирий, взяв воинов и денег для темничных стражей, пошёл вместе с царицей в темницу. И когда та увидела  мученицу, была поражена Божественным светом, исходившим от её лица. Екатерина, приветствуя царицу Августу, сказала: – Блаженна ты, царица, вижу Небесный венец над твоей головой. Через три дня получишь его за те немногие мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы через них достигнуть Царствия.


Царица отвечала:  Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, а ещё более моего супруга, который весьма жесток и бесчеловечен. – Не страшись никого и ничего, Сам Господь и Бог будет тебе Помощником, укрепит твоё сердце, и мучение не коснётся души твоей.

Так Екатерина укрепляла царицу в предстоящем Подвиге. Сопровождавший Августу Порфирий, слушая речи Екатерины, уверовал вместе с воинами. Все вместе они исполнились радости и простившись, оставили Екатерину одну. В эту ночь ей было чудное явление. Сам Господь со многими Небесными чинами Ангелов и Архангелов вошёл к ней, укрепляя её в мужестве и вере.


Наутро царь, воссев в судилище, приказал привести строптивую девицу. Она вошла, сияя духовным светом, и каким-то особенным озарением. Царь был удивлён её видом, и стал подозревать, что кто-то в темницу приносил ей пищу. Он хотел было уже предать темничных стражей казни, но, Екатерина остановила его. – Никакая рука человеческая не подавала пищу мне в темницу, но Отец Небесный, который промышляет и заботится о всем творении, невидимо питал меня. Император воскликнул: – Ты сияешь подобно солнцу, а красотой превосходишь саму Артемиду! Ты рождена владычествовать, дочь моя. Поклонись, принеси жертву богам, и будешь царствовать с нами, и в радости проведешь свою жизнь. Прошу тебя, не губи своей красоты мучениями, уготованными для непокорных.


– Вся красота мира сего как цвет увянет, как сон исчезнет. Не заботься о моей красоте, безумец!

Вельможа, по имени Хурсаден, желая угодить господину, предложил царю устроить четыре деревянных колеса, снабжённых железными остриями. При этом два колеса должны были вращаться в одну сторону, а два в другую. Посредине же, между ними, он предложил привязать Екатерину, чтобы вращающиеся колеса раздробили её тело. Царю понравился совет, и он велел Хурсадену построить такие колеса. Когда они были готовы, привели Екатерину и начали с большой силой вращать их перед её глазами, чтобы устрашить. Но она оставалась непоколебимой в своей верности Христу.


Видя, что никакие угрозы не могут устрашить девушку, правитель велел привязать её и начинать пытку. Но лишь палачи приступили к мучению, внезапно явился Ангел, освободил Екатерину от уз, а сам стал сокрушать колеса с такой силой, что они летели в стороны и поражали многих мучителей насмерть. Видя такое чудо, весь народ воскликнул: «Велик Бог христианский!»  А царь в ярости неистовствовал, измышляя новые казни. Царица Августа, услышав о чуде, вышла из своих палат и стала обличать царя в безумии противостоять Богу, в жестокости и несправедливости к невинной мученице. – Только безумный осмелится бороться с Создателем и немилосердно мучить Его рабу!


Услышав это, Максимин пришёл в неистовство и оставив на время Екатерину, обратил всю ярость на супругу. Забыв естественную к ней любовь, он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика, и защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкой, сдавливать их. Мучители, причиняя царице Августе невыразимые страдания, рвали её тело. Кровь текла рекой, окружающие исполнились жалости к ней, переносящей нестерпимое мучение. Но мучитель не помиловал супруги, и повелел отсечь ей голову. Августа, выслушав приговор,  с радостью просила святую Екатерину помолиться о ней. Царица была усечена за городом 23 ноября 307 года от Рождества Христова.


Наутро воевода Порфирий вместе с воинами предстал пред царем и смело сказал: – Царь, и мы христиане, воины великого Бога!  Не имея сил перенести такой удар, правитель вздохнул и воскликнул: – Увы, погиб я, ибо лишился дивного Порфирия!  Потом обратился к воинам и спросил их: за что оставили они богов своих отцов? Но воины не отвечали ни слова. Порфирий сам обратился к Максимину с вопросом: – Зачем вопрошаешь ноги и оставляешь без внимания главу? Со мной беседуй!  «Ты – злая голов и, виновник их погибели!», воскликнул Максимин и не имея сил продолжать, приказал усечь им головы. Так Порфирий и его воины доблестно пострадали за Христа. Исполнилось пророчество, что многие из подданных царя через мучения войдут в Небесные обители Христа.


Память мученицы Августы, мучч. Порфирия Стратилата и 200 воинов совершается 24 ноября ст. Юлианского календаря, в один день с вкмч. Екатерины. Тогда же, в день своей победы, Екатерина была вновь приведена на царское судилище, и враги Истины в последний раз приступили к ней, напрасно пытаясь многими словами соблазнить земным богатством, царской славой. Видя безуспешность своих стараний, им ничего не оставалось делать, как увенчать Небесную Невесту тем венцом, который Бог  дарует любящим Его и ищущим подобия Ему. Воины по приказу царя, взяв деву, повели её на место казни, за пределы города. Множество людей шли большой торжественной процессией. Все плакали и сожалели о безвременной кончине самой прекрасной и прославленной в Александрии девушки. Екатерина просила их оставить плач и радоваться вместе с ней. Когда Екатерину привели на место казни, она обратилась к Богу с молитвой, в которой возблагодарила за венец Христовой мученицы и просила после казни сокрыть ее тело от глаз мучителей. Завершив молитву, она сама торжественно повелела палачу: – Оканчивай приказанное!. Воин отсек честную главу Екатерины. Из раны вместо крови истекло молоко. Это видели множество людей, сопровождавших на место казни. Честные останки тут же были сокрыты Ангелами и пребывали в неизвестности. Они были открыты лишь спустя 200 с лишним лет.


Случилось это так. Однажды в 30-40 годах VI-го столетия Р.Х., братия Синайской обители, расположенной за многие сотни км от Александрии, чудесно были извещены Свыше, что мощи святой Екатерины нетленно почивают рядом с их обителью. При этом братия получила повеление перенести их в новый храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Гора была очень высока, но отшельники, помощью Божией, скоро достигли вершины, где и обрели благоухающие мощи великомученицы. Положить их на вершину этой горы могли только Ангелы. Они торжественно были перенесены в Синайскую обитель, где и почивают. В 1689-м году русский Император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для святой Екатерины серебряную кованную раку.


В настоящее время, как пишут в книгах, святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре главного храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу Невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на палец её руки надето драгоценное кольцо, в память обручения её Христу. В раке, святые части ее мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит большой слой благоухающей ваты. Мощи святой Екатерины для дальнего паломника открываются в любое время, но для братии и ближних пришельцев только по окончании утрени в Господские праздники. Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всём Христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь её созидаются церкви, многие монастыри называются её именем. Многие женщины по всему миру носят это Богопрославленное, древнее греческое имя, которое переводится как «всегда чистая».

Ясенец Белый, кустарник из семейства Рутовых.

Неопалимая Купина в Храме Святой Екатерины. За храмом видна вершина Синайской Горы.

 

Дивны и непостижимы дела Твои, Господи,

ибо сотворил Крепость неприступну и Иерусалим Новый

чадам Твоим на Земли – из крепости святых Твоих !

 

 

 

 

LUCH 2009