РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ    

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Первый двунадесятый (непереходящий) праздник осени установлен в
IV веке. Он посвящён началу нашего Спасения: Рождеству Девы Марии (8/21 сентября).

 

Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II века «Евангелии Иакова» 36. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства.

 

Однажды, когда Иоаким пришёл в Храм, один книжник сказал ему: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле». В народе бесплодие считалось знаком гнева Божия.

 

Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошёл домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо...

 

Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! – воскликнула Анна. – Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы... Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она даёт плоды во времена свои и благословляет Господа».


И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой».

 

Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. «Анна была у дверей дома своего, – читаем в апокрифе, – и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на шею ему, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня!. А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Её назвали Марией.


Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, предание, запечатленное в нём, пользовалось авторитетом и любовью у народа. Часто к нему обращались поэты, иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).


Нам же важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Её немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.

Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. Паремии, как и в другие «Богородичные» дни, включают тексты из Библии, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию.


Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

 

 

  

         

 

                  

 

              

Художник Сергей Фофанов. 2003 г.   

 

 

МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ:

 

Поздравляем! Митрополит Валентин Суздальский и Владимирский стал 17-м лауреатом премии «Королевское копьё».

ЛУЧ, 18 сентября 2009 г.

 

Раскол в МП. Отделение Лондонской епархии от МП. ЛУЧ, 15 мая 2006 г.

 

В колокол национального спасения ударила Чукотка. ЛУЧ, 1 марта  2007 г.

 

Как вампиры гомиков обличали. Очередной масонский собор в Москве. ЛУЧ, 6 апреля 2006 г.

 

Вашингтонской антиХрист. ЛУЧ, 21 сентября 2007 г.

 

Суть царской власти в России в последние времена. ЛУЧ, апрель 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  LUCH 2009