Саввино-Сторожевский монастырь – это стратегические подступы к Москве. Наперстник Сергия Радонежского, духовник Дмитрия Донского, сам являвшийся отрослью избранного боярского рода, св. Савва, Покровитель и Наставник Романовых, князей и русских воинов, – вовремя возвращается, чтобы поднять и укрепить дух народа, когда Отечество снова в опасности.

 

       600 ЛЕТ НА СТРАЖЕ

 

  http://www.rambler.ru/news/images/news/2008/08/22/1219383367_82268.gif http://www.rambler.ru/news/images/news/2008/08/21/1219323365_09919.250x250.jpg

         «ЗА ВЕЛИЧИЕ РОССИИ, ЗА ПРАВОСЛАВНОЕ ВОИНСТВО»

  молитва к св. Савве Сторожевскому

 

        Крестный ход из Москвы в Звенигород

 

22. 08. 2008 | Вести.Ru В России начались памятные торжества одного из самых почитаемых на Руси святых, покровителя Дмитрия Донского и династии Романовых – преподобного Саввы Сторожевского.

 

В 2007-м году торжественно отмечалось 600-летие преставления преподобного Саввы Сторожевского –  Звенигородского и всея России Чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли: Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом и ближайшего, любимого ученика Собирателя Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского.

 

Представителями Царской Династии Романовых святой Савва почитался как небесный покровитель и Молитвенник за царей Богоизбранных. Монастырь на протяжении столетий являлся «собственным государевым богомольем». Особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского было явлено в судьбах Петра I и его отца, Царя Алексея Михайловича, Тишайшего.

 

В пятницу верующие со всей страны с иконами и молитвами отправились из Москвы в путь, по которому ровно 10 лет назад провезли мощи Саввы Сторожевского. Отказаться от паломничества православных не заставили даже дожди. Столько верующих Звенигородский монастырь за свою историю ни разу не собирал.

 

Утренняя Литургия – время усердной молитвы, когда душа очищается слёзами умиления. Прямо из Свято-Данилова монастыря прихожане и духовенство отправились в Крестный ход в честь 10-летия Второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского.

 

«Сейчас мы прославляем молитвенно Савву, и воспоминаем то событие, когда мощи его принесли из Москвы из Данилова монастыря через Одинцово в Звенигород, и Савва пришёл в свой дом, в некогда основанную им обитель», – говорит священник.

 

Долгое время считалось, что святые мощи чудотворца, которые в 20-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Оказалось, что сотрудник государственного исторического музея Михаил Успенский более 50 лет берёг святыню. Лишь в 1985 году он передал церкви мощи Саввы Сторожевского.

 

На руках священнослужителей чудотворный образ Саввы Сторожевского. Он проделал ровно тот же путь, что 10 лет назад мощи преподобного. Часть пути до Звенигорода – на автобусе с остановкой в Одинцово, дальше – пеший Крестный ход в Саввино-Сторожевский монастырь.

 

«Это самый древний иконописный образ преподобного Саввы Сторожевского; по преданию этот образ написан в середине 17-го века по заказу царя Алексея Михайловича», – говорит Савва Фатеев, наместник монастыря.

 

Написали этот образ царские мастера в Грановитой палате. Как чудотворный он стал почитаться после того, как остался единственным нетронутым в сгоревшем Московском подворье во время великого пожара 1812 года. Забирая икону, монахи Саввино-Сторожевского монастыря сделали московской обители подарок: образ святого князя Даниила Московского и преподобного Саввы Сторожевского.

 

«Эта икона была передана в дар Даниловскому монастырю в память о 10-летии обретения мощей Саввы», – говорит наместник обители.

 

В субботу утром в Саввино-Сторожевском монастыре состоится главное праздничное Богослужение. Литургию под открытым небом проведёт митрополит Крутицкий и Коломенский. Одна из молитв, которую прихожане будут возносить к Богу: за величие России.

 

Загадка мощей Саввы Сторожевского

 

21. 08. 2008  | Правда.РУ Сегодня в подмосковном Звенигороде большой церковный праздник. В 16.40 состоялась встреча иконы преподобного Саввы (XVII века) у стен Данилова монастыря и Крестный ход с иконой в Троицкий собор монастыря.

 

В 17.00 в Рождественском соборе началось всенощное бдение. Торжества проходят в честь 10-летия Второго обретения и перенесения из московского Данилова монастыря в звенигородскую Саввино-Сторожевскую обитель мощей её основателя: одного из самых почитаемых на Руси святых, покровителя Дмитрия Донского и династии Романовых – преподобного Саввы Сторожевского.

 

«Много лет назад в подмосковный Звенигородский монастырь зашёл задумчивый молодой человек, приблизился к его святыням, а чуть позднее прочитал и переписал по-своему старинное Житие основателя обители, игумена Саввы. Это был поэт Александр Пушкин». Так начинается биография преподобного Саввы Сторожевского, написанная историком Константином Ковалёвым.

 

Среди замечательных людей любезного Отечества игумен Савва одновременно человек великий и загадочный. Слишком далеко от нас отстоит время, когда проходила его деятельность. В его жизни немало пробелов и недоговоренностей. Слишком часто историкам приходится полагаться на интуицию и выдвигать смелые гипотезы. Лакуны покрываются легким флeром небольшого количества источников и разноголосицы мнений специалистов.

 

Историкам известна дата преставления, или кончины, звенигородского чудотворца: 3 декабря (по новому стилю – 16 декабря) 1407 года. Предположительно, если верить тому, что Савва был почти ровесником Сергия Радонежского, почил он в бозе 90-летним старцем. Тогда, когда жизнь человеческая – хоть смерда, хоть князя, редко превышала 40-50-летний рубеж, в этом уже была уникальность.

 

В книге-житии о Савве, написанной спустя полтысячелетия после его кончины, говорится, что, принимая монашеский обет и постриг в Троицком монастыре, «он намерено скрыл свое высокое происхождение, так как предание приписывает ему оставление имущества и заменение мягких одежд власяными рубами».

 

Если он был сыном именитых ро дителей, родившись в Звенигороде, то он мог быть даже боярского рода-племени. Звенигород в то время был центром удельного княжества, а местные бояре слыли отменными ратоборцами. Данный удел перешёл по наследству от Дмитрия Донского к его сыну, князю Юрию Дмитриевичу.

 

Имя Савва в переводе с древнееврейского языка означает «вино» или, по другой интерпретации, «стрелец». В арамейском языке оно могло также совпадать со значением слов: «старец» или «друг».

 

Сейчас старца Савву называют Сторожевским. Почему? Скорее всего, его так не называли при жизни, но именно народная молва дала ему это имя. Иногда преподобного Савву зовут Звенигородским. Как правильнее? Ведь и это имя тоже не возникло в его бытность. Его условно носил потомок Рюриковичей –

Юрий Дмитриевич, поскольку оно было признаком княжеской власти.

 

Упоминать старца Савву как Звенигородского, замечает К. Ковалёв, стали позднее, когда род князя Юрия и его потомки перестали носить это имя-титул и когда сам Звенигород начал приходить в некоторое опустение.

 

Для придания большей значимости деяниям старца его стали так величать с конца XV – начала XVI века, перед составлением подробных Четьих-Миней митрополитом Макарием.

 

На Руси большинство святых подвижников получали имена по тем местам, с которыми они связали большую часть своей жизни, где они родились, совершали духовные подвиги или проповедовали. И хотя традиция отождествляет имя Саввы со словом «страж», но, скорее всего, оно не профессиональное, а топонимического происхождения и связано с названием горы-реки.

 

17 марта 1919 года, согласно постановления Уездного Съезда Советов, в присутствии граждан и духовенства города Звенигорода, были вскрыты мощи Саввы Сторожевского, находившегося в монастыре. Сохранился акт вскрытия, подписанный 70 свидетелями.

 

В газете «Октябрёвка», выпущенной к 12-й годовщине октябрьского переворота Звенигородским райкомом ВКП(б) в 1929 году, имеются указания на чудеса, связанный с Саввой, продолжавшие происходить и в эти безбожные времена. Так на страницы официальной советской печати проскальзывала информация о «невидимом житии» старца и крепкой памяти о нё м среди людей.

 

О повышенном интересе Пушкина к личности старца мы уже упоминали. У поэта были свои резоны интересоваться Саввино-Сторожевским монастырём, связанным с детскими воспоминаниями. Он выступил в качестве переводчика, изложив Житие современным русским языком. Одно время здесь жил и лечил больных Антон Павлович Чехов. Монастырь находился от него в двух верстах, но ни разу – ни тогда, ни позднее, писатель нигде не упомянул ни о нём, ни о самом старце.

 

На фоне окрестностей Звенигорода фотографировался и Фёдор Шаляпин. О своём посещении обители он писал в письме к Максиму Горькому. Рассказывают, что после очередного колокольного звона знаменитый бас прямо со звонницы пел оперные арии и народные песни.

 

А вот другой житель Подмосковья – поэт Максимилиан Волошин – среди культурных ориентиров называет обитель старца Саввы. Говорили о ней отец и сын Тарковские. Для самых сокровенных сцен «Соляриса» режиссёр Андрей Тарковский выбрал место у стен основанной Саввой обители.

 

Дом астронавта Криса Кельвина, где он прощается со всем земным и под органные фуги Баха вспоминает своё детство, располагался прямо у стен монастыря. Полагают, что загадочная судьба монастырского колокола легла в основу одной из главных новелл фильма «Андрей Рублёв».

 

Художник Николай Рерих вдохновлялся Звенигородским Сторожевским монастырём. Он стал для него образом идеальной Древней Руси. В своём произведении «Лето Господнее» обитель упоминает писатель Иван Шмелёв.

 

О посещении Звенигорода в советские времена отцом Александром Менем и Александром Солженицыном рассказывают так: сначала они гуляли по окрестностям, а потом в голову ожидающего скорого ареста писателю пришла идея выстроить в этом святом месте свою небольшую церковь. К сожалению, эта мечта так и осталась неосуществленной.

 

Саввинские торжества свяжут Крестным ходом древнейшие монастыри

 

21. 08. 2008 | www.rian.ru МОСКВА, 21 авг – РИА Новости. Торжества в честь Второго обретения и перенесения из московского Данилова монастыря в звенигородскую Саввино-Сторожевскую обитель мощей её основателя – преподобного Саввы Сторожевского, начнутся в четверг крестным ходом Москва-Одинцово-Звенигород.

 

«Двадцать первого августа в 16.40 состоится встреча иконы преподобного Саввы (XVII века) у стен Данилова монастыря и Крестный ход с иконой в Троицкий собор монастыря. В 17.00 начнётся всенощное бдение», – сообщил в четверг, за неделю до начала торжеств, на пресс-конференции в РИА Новости наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Савва.

 

Чудотворный образ специально доставят в Москву из Саввино-Сторожевского монастыря для поклонения верующих и Крестного хода. Эта икона является самым древним из сохранившихся изображений преподобного Саввы. Она была написана специально к торжествам 1652-го года по случаю первого обретения мощей святого.

 

До начала XIX века икона располагалась над аркой с его мощами в монастыре, а затем была передана московскому подворью обители. С закрытием подворья икону передали храму Воскресения Словущего, который никогда не закрывался.

 

В августе 1998-го года торжественным Крестным ходом вместе с мощами преподобного Саввы, одного из самых почитаемых на Руси святых, покровителя Дмитрия Донского и династии Романовых, образ вернулся в Саввино-Сторожевский монастырь.

 

В этом году Крестный ход с иконой повторит маршрут десятилетней давности. 22 августа, после Божественной Литургии в Даниловом монастыре, его участники на автобусах отправятся в подмосковный город Одинцово. В одинцовском Георгиевском соборе состоится праздничный молебен.

 

Затем духовенство и паломники перевезут чудотворную икону в Звенигород. Там богомольцы пешком пройдут со святыней по улицам города от памятника преподобному Савве и князю Юрию Звенигородскому – к Вознесенскому собору, где также будет отслужен праздничный молебен.

 

После молебна Крестный ход двинется к финальной точке маршрута: Саввино-Сторожевскому монастырю, расположенному в нескольких километрах от Звенигорода. На пути запланирована остановка у церкви Успения Божией Матери на Городке (XIV), в которой сохранились фрески Андрея Рублева.

 

У стен монастыря Крестный ход встретит епископ Красногорский Савва. В Рождественском соборе обители будет отслужено Всенощное бдение.

 

Кульминацией торжеств станет Божественная Литургия 23 августа, в субботу, под открытым небом на соборной площади монастыря. Богослужение возглавит один из старейших членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

 

В этот же день будет освящён фундамент монастырской гостиницы, которую планируется восстановить через год, также состоится возложение цветов к памятнику святому Савве у врат обители.

 

В воскресенье праздничную Божественную Литургию отслужат в восстановленном поблизости скиту преподобного Саввы, а в понедельник – в церкви Успения на Городке.

 

«Уверен, что тысячи жителей Подмосковья посетят в эти дни Саввино-Сторожевский монастырь и примут участие в Крестном ходе», – отметил первый заместитель председателя правительства Московской области Игорь Пархоменко.

 

Для паломников из Звенигорода, желающих отправиться на Крестный ход в московский Данилов монастырь, 22 августа будут организованы автобусные рейсы от стен Саввино-Сторожевской обители и от ее подворий в Одинцовском районе. 22 и 23 августа планируется также организовать дополнительные рейсы в Звенигород из Москвы (от станции метро «Кунцевская»), из Одинцово и Кубинки. Кроме того, специальный автобус будет курсировать в эти дни между центром Звенигорода и Саввино-Сторожевским монастырем.

 

На время движения Крестного хода 22 августа ряд улиц Звенигорода и участок Ратехинского шоссе, ведущего к монастырю, будут закрыты для автотранспорта.

 

Палаточный городок, в отличие от прошлого года, когда отмечалось 600-летие преставления преподобного Саввы, ни монастырь, ни светские власти разбивать не планируют.

 

Преподобный Савва происходил из богатого, вероятно, боярского рода. Придя в Троицкий монастырь под Москвой богато одетым юношей, он стал ближайшим учеником основателя обители преподобного Сергия Радонежского. Савва любил жизнь безмолвную, постоянно трудился, питался растительной пищей, носил грубую одежду и спал на полу, на камнях, в пещере, над которой впоследствии был выстроен скит.

 

В 1398-м году по просьбе своего духовного сына, князя Юрия Дмитриевича, преподобный Савва основал близ Звенигорода, на пустынной горе Сторожа, монастырь, который по имени подвижника и по названию горы стал именоваться Саввино-Сторожевским.

 

В этой обители в январе 1652-го года произошло первое обретение мощей святого подвижника. До 1919-го года святыня хранилась в Рождественском соборе монастыря, а затем была конфискована вместе с другими церковными ценностями на Лубянку и считалась безвозвратно утраченной.

 

Однако в 1990-х годах стало известно, что глава преподобного Саввы была передана сотруднику Исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Успенскому, который более полувека хранил её дома, а перед смертью передал в московский Данилов монастырь.

 

«Мощи преподобного Саввы были принесены в Данилову обитель в 1985-м году, в начале её восстановления", – сказал наместник архимандрит Алексий. По его словам, преподобный Савва тесно связывает древнейший в Москве Данилов монастырь с Саввино-Сторожевским, издревле охранявшим подступы к столице.

 

В августе 1998-го года, когда Саввино-Сторожевская обитель праздновала свое 600-летие, патриарх благословил торжественное возвращение мощей преподобного Саввы из Данилова монастыря в основанную им Звенигородскую обитель.

 

Именно с возрождением Саввино-Сторожевского монастыря многие местные жители связывают наблюдаемое сейчас бурное развитие Звенигорода.

 

 

  http://www.rambler.ru/news/images/news/2008/08/21/1219332004_92110.250x250.jpg

 

 

 

 

 

 

                       LUCH 2008