... ДЕЛА
ДАВНО
МИНУВШИХ ЛЕТ,
ПРЕДАНЬЯ
СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...
В
московском
Успенском
соборе первою
в иконостасе
слева от
царских врат
стояла эта
великая
святыня и
оплот Земли
Русской
В
настоящее
время икона
хранится в
Государственной
Третьяковской
галерее в
Москве.
Икона
Божией
Матери
Владимирская
Днесь
светло
красуется
славнейший
град Москва, /
яко зарю
солнечную
восприимши,
Владычице, /
чудотворную
Твою икону, / к
нейже ныне мы
притекающе и
молящеся
Тебе взываем
сице: / о,
пречудная
Владычице
Богородице!/
Молися из
Тебе воплощенному
Христу Богу
нашему, / да
избавит град сей
/ и вся грады и
страны
христианския
невредимы от
всех навет
вражиих, / и
спасёт души наша,
яко Милосерд и
Человеколюбец
еси.
Икона эта,
по
укоренившемуся
преданию,
писана
евангелистом
Лукой на
доске того стола,
на котором в
юности
Спасителя
трапезовали:
Христос,
Богоматерь и
Иосиф Обручник.
Когда
евангелист
Лука показал
Богоматери
свою работу,
Владычица
произнесла
слова, сказанные
Ею некогда
при
посещении
после Благовещения
праведной
Елизаветы:
"Отныне
ублажать Мя
вси роди", и
прибавила:
"благодать
Родшагося от
Меня и Моя с
сею иконою да
будет".
Икона эта
оставалась в
Иерусалиме
до 450 г., когда
при
императоре Феодосии
Младшем её
перенесли в
Царьград.
В
начале ХII века
патриарх
цареградский
Лука
Хризоверх
послал её в
Киев, в дар
великому
князю Юрию Владимировичу
Долгорукому.
Икона была поставлена
в
окрестностях
Киева, в
расположенном
у Днепра
великокняжеском
селе Вышгороде,
принадлежавшем
некогда равноапостольной
княгине
Ольге, в
существовавшем
там женском
монастыре.
В
1155 году
Вышгород
стал уделом
сына Юрия князя
Андрея.
Однажды
духовенство
вышгородского
монастыря,
войдя в храм,
увидело, что
икона стоит
посреди
храма на
воздухе. Они
достали её и
поставили на
прежнее
место, но
икона сошла с
этого места и
стала снова
на воздухе.
Князь
Андрей был
горячим
чтителем
Богоматери и
имя Её, – как
говорит
летописец, –
было всегда у
него на
устах. Он
узнал,
конечно, немедленно
о
происшедшем
чуде и стал
раздумывать,
– не есть ли
воля
Богоматери,
чтобы Ее икона
пребывала в
другом месте?
В
то время
Андрей
замышлял с
юга России
перебраться
на север, в
землю
Суздальскую,
где хотел
основать
независимое
от Киева владение.
Усердно
молился он
пред иконой
Богоматери и
однажды
ночью, без
ведома отца,
он выехал из
старого
Вышгорода,
увезя с собой
и икону, которая
была ему
дороже
всяких
сокровищ. По
дороге он
постоянно
служил перед
нею молебны и
видел от неё
много чудес.
Во
Владимире на
Клязьме
жители
встретили князя
с усердием и
радостью. Из
Владимира он
направился в
Ростов, но
лошади,
везшие икону,
отъехав от
Владимира
десять верст,
остановились
и не хотели
идти дальше.
Никакие
понукания и
побои не
помогали.
Пришлось
отпрячь их и
запрячь
других, но
никакой
силой и этих
нельзя было
сдвинуть с
места.
Долго
и горячо
молился
князь перед
иконой и,
наконец,
Богоматерь
открыла
Андрею Свою волю,
чтобы икона
осталась во
Владимире. Андрей
тогда
поспешно
заложил во
Владимире собор,
чтобы в нем с
честью
водворить
святыню.
Постройку
вели так
спешно, что
через два
года, в
1160 году,
великолепно
украшенный
храм был закончен.
Храм
освятили в
честь
Успения
Богоматери и
поставили в
нем икону,
возложив на нее
драгоценную
великолепную
ризу. С тех пор
икона стала
называться
Владимирской.
Многие
чудеса
истекли во
Владимире от
этой святыни.
Все росло и
росло
усердие к ней
в народе и
среди князей.
Ее часто
брали в походы.
В 1164
году
Владимирская
икона ходила
с Андреем Боголюбским
в поход на
волжских
Болгар.
Перед
сражением
Андрей укреплял
себя
исповедью и
причастием и,
молясь пред
Владимирской
иконой,
восклицал к
Богоматери:
"Всяк уповай
на Тя,
Владычице, не
погибнет".
Все русские
бойцы вслед
за князем со
слезами
прикладывались
к иконе и, призывая
помощь
Богоматери,
шли в бой.
Болгары были
разбиты, и
после победы
на поле сражения
совершено
было
молебствие
пред Владимирской
иконой.
Как
известно,
князь Андрей
был в 1173
году убит
боярами, и
после этого
события по
всему
Владимиру
открылись
грабежи и
поднялся
мятеж. Тогда
один священник
Николай с
крестным
ходом понес по
улицам
Владимирскую
икону, и
мятеж утих.
Икона
уцелела в
великом
пожаре 13
апреля 1185 года,
когда сгорел
Владимирский
собор. Через 40
лет, когда 7 февраля 1237
года
совершилось
страшное
разорение
Владимира Батыем,
икона опять
осталась
невредимою.
Помощи этой
иконы
приписывали
знаменитую
победу Димитрия
Донского над Мамаем 8
сентября 1380 года. А
через 15 лет
Владимирская
икона, слава
которой все
расширялась
в течении
двух с половиной
веков её
пребывания
во Владимире,
прославилась
спасением
Москвы, где с
тех пор и
стала
пребывать,
как великий и
чудный оплот
русской
столицы.
В конце ХIY века
появился
завоеватель,
"бич
народов", Тамерлан.
В 1395
году он
вторгся в
Россию, пошел
с лавиной своих
полчищ в рязанские
пределы, взял
город Елец с
его князем,
избил много
народу и, идя
на Москву, дошел
до Дона.
Спешно
собрав рать,
великий
князь
Василий Дмитриевич
с войском
вышел ему
навстречу и
остановился
у Коломны, на
берегу Оки.
Более, чем на
силу
воинскую, рассчитывал
князь на
заступление
небесное. Он
звал на
помощь Бога и
Пречистую
Матерь
Христову,
молился
чудотворцам
Петру, Алексею
и Сергию,
просил народ
строго
поститься в
наступающий
тогда
Успенский
пост и велел
перенести из
Владимира в
Москву
знаменитую икону
Владимирскую.
За
нею послано
было во
Владимир
почетное посольство
из
духовенства.
И в самый
день Успения,
после
литургии и
молебна,
икона была поднята
со своего
обычного
места и
принята на
руки
московским
посольством.
Владимирский
народ плакал,
расставаясь
с заветной
святыней.
Десять дней
продолжался
путь иконы до
Москвы. То
было зрелище,
полное
величия и
скорби. В
Москве икону
ждала
торжественная
встреча.
Крестный ход
со всем
духовенством
Москвы,
великокняжеское
семейство,
бояре и московское
население
вышли за
город на
Кучково поле
и провожали
икону до
Успенского
собора. Еще не
получая
никаких
вестей, все
уже чувствовали
освобождение
от великой
беды и радовались.
Богоматерь
не отвергла
уповавших на
Нее и Своей
силой, без
войск,
прогнала Тамерлана.
В Москве в
память
чудного
избавления
от гибели
благодатью
Владимирской
иконы на том
месте, где
встречали ее
москвичи, был
основан
существующий
доселе
Сретенский
монастырь. Во
Владимире же,
вместо
перенесенной
в Москву
иконы,
поставлено
подобие ее:
икона,
писанная
Петром,
святителем
московским, в
то время как
он был
игуменом
ратским.
Благодати
иконы
Владимирской
приписывается
также
избавление
Москвы в
1408 году от
ордынского царя
Едигея. Этот
царь
внезапно
подступил к
Москве, где
не было тогда
ни князя, ни
митрополита.
Людской помощи
ждать было
неоткуда, и
москвичи
молились
пред
Владимирской
иконой об
избавлении
от беды.
Внезапно
Едигей
получил
весть о возмущении
в орде и,
бросив
думать о
Москве,
поспешно
направился
домой.
Сколько раз
помогала
Владычица
Москве в
борьбе её с
татарами, и
Её
заступлению
русские люди приписывали
радостное
событие
окончательного
свержения
ига.
В 1514
году было
совершено
обновление
Владимирской
иконы, и в
память этого
установлен
новый
крестный ход.
При таких
великих
знамениях и
благодеяниях,
излитых
Богоматерью
на русскую
землю через
Владимирскую
икону,
понятно то
благоговение,
которым она
была
окружена со
стороны всех
русских
людей. Пред
нею молились
выступая в
походы
московские
великие князья
и русские
цари. Пред
Нею
знатнейшие люди
московского
государства
приносили присягу
на верность
царям.
В 1547
году в Кремле
произошел
сильный
пожар. Владимирскую
икону хотели
вынести из
Успенского
собора, но
никакими
силами
нельзя было
сдвинуть её с
места. Тогда
многие
видели в небе
над
Успенским
собором
светозарную
Жену, осенявшую
храм. Вскоре
пожар утих,
не тронув Успенского
собора.
При
нашествии
французов в 1812
году икона
была увезена
во Владимир 2
сентября, а 20
октября
вернулась обратно.
В московском
Успенском
соборе первою
в иконостасе
слева от
царских врат
стоит эта
великая
заветная
святыня
русской земли.
И сколько
дум
возникает в
душе, когда
подойдешь к
ней, встанешь
коленями в ту
глубокую золотую
сень-футляр,
в которую
вставлена
икона, и
прильнешь
губами к древнему
лику!.. Вдруг в
те секунды
промелькнет
пред глазами
столько
великих
событий,
начиная от
тех дней,
когда
евангелист
Лука
благоговейно
списывал с
живой
Богоматери
этот образ;
вспоминается
принесение
его в Россию,
в старый
Владимир,
многократное
спасение
Москвы...
Под темными
сводами
собора
неясно
выделяется
иконопись
знаменитой
святыни, но
Владимирскую
икону носят
во всех
больших крестных
ходах, и
тогда на
солнце можно
различить
благородное
очертание и чудное
выражение,
запечатленное
на доске святым
иконописцем.
... ДЕЛА
ДАВНО МИНУВШИХ
ЛЕТ, ПРЕДАНЬЯ
СТАРИНЫ
ГЛУБОКОЙ...
LUCH 2007